Конспект НОД по обучению граммоте в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект НОД по обучению граммоте в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_gramote_v_sredney_gruppe.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
Конспект НОД по обучению грамоте в средней группе.
Составил: воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 16»
Майорова С.Н.
Г. Богородск, 2016 г.
Конспект НОД по обучению грамоте в средней группе.
Тема: «В гостях у Федоры Егоровны» .
Цель: Закрепление умений интонационно выделять в словах заданный звук.
Задачи:
Образовательные: Закреплять умение определить 1-ый звук в слове.
Развивающие: Развивать умение классифицировать согласные звуки по мягкости- твердости.
Воспитательные: Формировать дружеское отношение к сверстникам.
Средства: Открытки со стихами, в которых часто употребляются согласные звуки; карточки с изображением овощей (редис, редька, помидор, баклажан, петрушка, горох, кабачок, перец, свекла и т.д.); фигурки домашних животных (собака, лошадь, кот, баран, козел, овца, ягненок, гусь, козленок, осел, свинья, коза, поросенок, жеребенок и т.д.);
Фланелеграф: кружки, вырезанные из картона синего и зеленого цвета, мелкие деревянные матрешки-фишки для обозначения количества слогов в словах;
На отдельном столе - огороженные деталями строительного материала
три вольера для животных; Кукла Федора Егоровна-героиня сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»
Предварительная работа: Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
Способы:
Словесные: Загадывание загадок, вопросы детям.
Наглядные: Рассматривание макета «Огород».
Практические: Игровое упражнение «Назови первый звук», игровое упражнение «Назови повторяющийся звук», физкультминутка «Десять птичек-стайка».
Игровые: Сюрпризный момент(приход Федоры).
Словарная работа: Добродушная, трудолюбивая, ленивая, бездельница, вольер.
Ход :
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, а вот от кого попробуйте отгадать:
От бабушки - грязнули, все вещи улизнули.
Остались у старушки лишь жабы да лягушки.
Звала стаканы, блюдца - помоет, коль вернуться.
И обещала кротко, почистить кротко, почистить сковородки.
Дети: От Федоры Егоровны из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
Воспитатель: Правильно. Ребята расскажите, какой была Федора в начале сказки.
Дети: Ленивая, грязнуля, бездельница, нечистоплотная.
Воспитатель: А затем, какой стала Федора в конце сказки.
Дети: добродушная хозяйка, умелая, трудолюбивая.
(Появляется Федора)
Федора: Да ребята, я очень изменилась, теперь у меня дома чистота и порядок. Ой, ребята, я в кармане нашла записку, а прочитать ее не могу. Помогите мне ее прочесть. Федора читает текст и просит детей, вставить пропущенные звуки.
Игровое упражнение «Назови первый звук»
«Однажды я …уляла по …угу. На лугу росли …расивые …веты. Вдруг загремели раскаты …рома, …етер качал …еревья, начался …ождь. Гроза …акончилась. В …ебе показалась …адуга. »
(Дети подсказывают Федоре, какие звуки пропущены.)
Федора: Спасибо, за помощь. Ребята, а давайте поиграем в игру со звуками. Из берестяного туеска она достает открытки, читает стихи, а детям предлагается выделить наиболее часто повторяющиеся звуки:
Игровое упражнение «Назови повторяющийся звук»
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Дети: Звук К.
Жук жужжит в железной банке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
Дети: Звук Ж. (Дети поют песню жука «ж-ж-ж»)
Два щенка щека к щеке
Щиплет щетку в уголок.
Дети: Звук Щ. (Дети встают, какие звуки издает щетка, когда чистит сапоги и произносят ее песенку)
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Дети: Звук Ч. (Дети вспоминают песенку паровоза и показывают, как он двигается)
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она была разиней резиновая Зина,
Упала из корзины - измазалась в грязи.
Дети: Звук Р.
Заяц! Заяц! Чем ты занят?
Кочерыжку разгрызаю.
А чему ты, заяц, рад?
Рад, что зубы не болят.
Дети: Звук З. (Дети сравнивают звуки З. и З.`, называя их песенками большого и маленького комаров.)
Шла Саша по шоссе, и сосало сушку.
Дети: Звук С. (Дети произносят согласные звуки С и С` и сравнивают песенки большого и маленького насосов)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил-
Дырку в дубе он пробил.
Дети: Звук Д. (Дети произносят и сравнивают песенки большого и маленького молотков Д и Д`)
Проворонила ворона вороненка.
Дети: Звук Р. (Дети произносят и сравнивают песенки большого и маленького моторов Р и Р`)
Воспитатель: Ребята, перед домом Федоры есть огород, и она очень любит там трудиться. Федора попросила помочь ей посеять семена овощей.
( Карточки с изображением овощей прикреплены к фланелеграфу.)
Карточки нужно разделить на две группы. Группа карточек, названия которых начинается на твердый согласный («старший братец») расположите под синим кружком. Дети выполняют задание. (Под синим кружком располагаются карточки: свекла, кабачок, лук, баклажан, помидор, тыква, горох и т.д.).
Теперь расположите группу карточек, названия которых начинаются на мягкий согласный («младший братец»), расположите под зеленым кружком. Дети выполняют задание (Под зеленым кружком располагаются карточки петрушка, редька, редиска, перец и т.д.).
Дети по очереди подходят к фланелеграфу, громко произносят названия овощей, беря карточку в руку, называют слово, выделяют 1-й звук в слове, называя его «старшим» или «младшим братцем» и располагают карточку под кружком определенного цвета.
Воспитатель: Молодцы, вы помогли Федоре Егоровне. А теперь, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка. «Десять птичек - стайка» И. Токмакова:
«Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка!»
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка совушка - сонная головушка,
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка- скворушка, серенькое перышко,
Это – зяблик, это - стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это – злой орлан!
Птички, птички - по домам!»
Федора: «Ребята, у меня живет много домашних животных. Сейчас они пасутся и играют на лугу. Помогите мне, пожалуйста, их загнать в вольеры и накормить. Для этого животных надо разделить на три группы:
в 1-ом вольере будут животные, названия которых содержат 1 часть,
во 2-ом вольере будут находиться животные, названия которых состоят из
2-х частей, а в 3-ем вольере соберутся все животные, в названиях которых
3 части.» (Количество частей обозначают фишки - матрешки, которые стоят на каждом вольере)
Дети по очереди выбирают фигурки животных, произносят их названия, прохлопывают слово, деля его на части, хлопком определяя каждую часть, затем переносят фигурку на стол, на котором построены вольеры, и выбирает вольер в зависимости от количества частей в слове. (Слова: лошадь, кот или котик, собака, коза, козленок, ягненок, баран, корова, петух, курица и т. д.). Затем дети в кормушки кладут игрушечные овощи, чтобы накормить животных.
Федора: Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы так быстро мне помогли. Мне пора уходить. До скорой встречи.
Итог:
-Кто приходил к нам в гости?
-Какая Федора была в начале сказки?
-Какая потом?
-На сколько групп мы делили карточки?
-Под синим кружком какие?
-А какие под зелёным?
-На сколько групп мы делили животных?
-Какие в 1 вольере?
-Какие во 2 вольере?
-Какие в 3 вольере?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Приключения снежинок"
Конспект открытого заняти по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста с использованием занимательного нетрадиционного материала....
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Путешествие на ковре-самолёте"
Автоматизация и дифференциация звука [Ш] на занятии по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста....
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе
Занятие по программе "Детство"...
Конспект НОД по обучению грамоте в средней группе "Паровозик из Ромашково"
Повторение гласных и согласных букв, закрепление названий этих букв, различение по цвету: синие-согласные, красные - гласные, занятие проводится в игровой форме, продолжительность - 15 минут....
Конспект занятия по обучению детей ПДД (средняя группа) Тема:" Городской общественный транспорт"
С каждым годом всё больше внимания уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Культура поведения на дороге становится необходимым навыком в жизни ребёнка.Каждый день случаются аварии на дор...
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "звук А"...
Конспект занятия по обучению ПДД в средней группе Тема: «Друг»
Программное содержание: • расширять представления детей об улице (тротуар, проезжая часть, одностороннее движение, двустороннее); • познакомить с понятиями “переход”, “перекресток”; • активизироват...