«Речевое развитие дошкольника 5-6 лет»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Юлия Сергеевна Демагина

1. Стандарты речевого развития детей 5 - 6 лет;

2. Условия и факты развития речи. Как развивать речь.

3. Причины, тормозящие развитие речи. Как помочь ребенку.

4. Рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные аспекты развития речи дошкольника»

Тема: «Речевое развитие дошкольника 5-6 лет»

Выполнила

Демагина Ю. С.

ГБДОУ детский сад № 94 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Воспитатель

Содержание

страницы

Стандарты речевого развития детей в возрасте от 5 до 6 лет................

2

Условия и факторы развития речи. Как развивать речь.........................

6

Причины, тормозящие развитие речи. Как помочь ребёнку..................

10

Выводы........................................................................................................

13

Рекомендации.............................................................................................

14


Стандарты речевого развития детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО)[1] речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. ФГОС ДО определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической  речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.

Основные характеристики речи детей от 5 до 6 лет.

Словарь детей 5-6 лет.

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. К пяти годам запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000, к концу шестого года жизни до 3000-4000. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Расширяется словарь обобщений, особенно за счёт широких родовых понятий, например: растения — это деревья, кустарники, травы, цветы.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет.

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла — куклы), изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла — куколка). Быстро накапливается «математический» словарь. Дети начинают согласовывать числительные с существительными (одна кукла, две куклы). Уверенно согласуют притяжательные местоимения (мой, моя, моё, мои) с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако могут быть затруднения при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

Звуковая культура речи детей 5-6 лет.

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребёнка в возрасте пяти лет позволяет ему:

  • контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
  • усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
  • выделять первый звук в слове, находить в слове место определённого звука, определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);
  • овладеть деление слова на слоги.

Речевое дыхание. Продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребёнку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребёнку при нехватке воздуха приходится прерываться по середине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В этот возрастной период, некоторые дети ещё могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков ([р] на [л], [ш] на [с]), нестойкости употребления (жук жуззит).

Словопроизношение. Детям доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи — диалога и монолога. Для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребёнка. Развитый диалог помогает ребёнку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

Монолог — более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребёнка определённого уровня общего развития. К пяти годам жизни ребёнка появляются лишь элементы монологической речи. В этот возрастной период ребёнок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

В связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей от 5 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы - это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подводя итоги выше сказанному, можно заключить, что ребёнок в 5-6 лет:

  • способен произносить трудные звуки, речь отчётливая;
  • активен в словотворчестве, словообразовании, задаёт много поисковых вопросов;
  • грамотно использует все части речи;
  • хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткий рассказ;
  • способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события;
  • может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности;
  • улавливает в звучащем слове отдельные звуки, выделяет гласные и согласные из слога и слова;
  • дифференцирует согласные по принципу мягкости и твёрдости, глухости и звонкости;
  • определяет месторасположение звука в слове;
  • владеет связной речью и появляются элементы монологической речи.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся точнее, содержательнее и выразительнее.

Условия и факторы развития речи детей 5-6 лет.

Как развивать речь в этом возрастном периоде.

Условия и факторы развития речи детей 5-6 лет.

Речевое развитие ребёнка это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребёнком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребёнок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития. Эти ступени являются условными, так как развитие каждого ребёнка протекает индивидуально и зависит от разных факторов, но тем не менее развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.

Как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребёнка мотивационной стороны речевой деятельности. Для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира. Рассматривая речевую деятельность, необходимо подчеркнуть, что психическое развитие ребёнка происходит в процессе развития его деятельности, в процессе общения. Общение представляет собой особый вид деятельности. Языковой процесс является реализацией деятельностного подхода к процессу формирования речи. Деятельностный подход предполагает и саму речевую деятельность.

В основе всего вербального развития ребёнка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребёнок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

С точки зрения нейропсихологии речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.  Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. (рисунок 1, страница № 7)

(рисунок 1)

Мозговые клетки детей максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы. Очень важно обеспечить ребёнку необходимый объём речи для подражания, усвоения. Важно, чтобы эта речь была правильной и красивой. Психическое развитие ребёнка происходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нём не малую роль играет квалифицированно организованное общение ребёнка и взрослого.

Речевая среда имеет особо важное значение в развитии ребёнка, поскольку речь ребёнка развивается интенсивно. Развитие речи ребёнка, начиная с периода новорождённости, ведётся социальными факторами в виде бессознательно осуществляемых обучающих воздействий на него матери, а потом и других взрослых. Условия жизни и воспитания ребёнка могут благоприятствовать развитию речи ребёнка и, напротив, могут его тормозить.

Важное значение в процессе формирования речи ребёнка имеют психофизиологические факторы. Зрение играет огромную роль при формировании предметных значений слов и употребляемых детьми грамматических категорий. Обогащение зрительными образами конкретного содержания речи способствует образованию правильного соотношения между непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе психического развития ребёнка в норме. Слух играет значительную роль в процессе формирования речи и выполняет функцию приёма и контроля речи. Без нормального функционирования слухового анализатора (рисунок 2)

рисунок 2

невозможно самостоятельное формирование речи. Чёткость и постоянство звучания членораздельной речи вырабатывается путём установления взаимосвязи и взаимоконтроля между слуховым восприятием произносимых звуков и кинестетическим ощущением движений, необходимых для их производства.

Таким образом, что бы речь ребёнка в возрасте 5-6 лет развивалась интенсивно и правильно, необходимо учитывать следующие благоприятные условия:

  • продолжать развивать у детей фонематическое восприятие, ведь достаточно развитый речевой слух ребёнка даёт ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому;
  • формировать потребность в общении через деятельность с предметами окружающего мира;
  • обеспечить ребёнку необходимый объём речи для подражания, усвоения;
  • обеспечить условия жизни и воспитания ребёнка, которые благоприятно воздействуют на речевое развитие;
  • следить за правильностью, чёткостью, постоянством звучания членораздельной речи.

Причины, тормозящие развитие речи.

Как помочь ребёнку.

Нарушение речи – это отклонения речи от общепринятой языковой нормы определённой языковой среды, к которой относится говорящий. Нарушение речи может быть письменное и устное. Все нарушения речи возникают вследствие органических повреждений речевых отделов головного мозга, которые могут развиться по самым разным причинам.

Причины нарушения речи. Причины нарушения речи можно разделить на те, которые привели к органическим изменениям в головном мозге, и на те, которые касаются непосредственно произношения.

Причины органических нарушений головного мозга, приводящие к развитию нарушения речи:

  • врождённые или приобретённые пороки нервной системы, в том числе в результате стрессов и психоэмоциональных перегрузок;
  • доброкачественные или злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушения кровообращения в речевых секторах головного мозга.

Причины нарушения речи, касающиеся непосредственно произношения:

  • проблемы с различением звуков при отсутствии трудностей со слухом;
  • плохая подвижность языка и губ;
  • задержка психологического развития, которая приводит к задержке речевого развития;
  • повреждение речевой зоны мозга в родах (она находится в области макушки);
  • дефекты органов речи (заячья губа, короткая уздечка языка, нарушение прикуса, «волчья пасть» и так далее);
  • многоязычная семья, формирующая нарушение речи;
  • неграмотная речь в семье или отсутствие у родителей должного внимания к формированию речи у ребёнка.

Какие бывают нарушения речи.

Нарушение речи устной:

  • Брадилалия – медленная речь из-за сложности в членораздельном произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга.
  • Брадифразия – развитие медленной речи вследствие медленного мышления, которое является результатом местного заболевания головного мозга.
  • Алалия – полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект.
  • Тахилалия – слишком быстрое произношение речи без лексических, фонетических и грамматических дефектов.
  • Дизартрия – нарушение произношения из-за ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации. Возникает из-за повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга.
  • Заикание – это нарушения темпо-ритмического течения речи из-за судорожного статуса речевых органов. Может проявляться по-разному.
  • Гнусавость – нарушение тембра голоса с искажением произношения из-за патологии носовой полости. Ринолалия – это синдром гнусавости.
  • Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальных слухе и работе речевых органов. Часто встречается в многоязычных семьях.
  • Афазия – системное нарушение ранее сформировавшейся речи вследствие органических поражений речевых отделов мозга.

Нарушение речи письменной:

Дислексия – нарушение речи, характеризующееся неспособностью быстро читать из-за затруднения быстрого различения слов. Как правило, имеет неврологическую природу.

Аграфия – потеря способности к письму с сохранением координации и интеллекта. Возникает из-за поражения верхних лобных извилин задних отделов левого полушария у людей, пишущих правой рукой.

Дисграфия – сложности с овладением письмом или вообще отсутствие этой способности при сохранении интеллекта. Данная проблема никогда не бывает обособленной и всегда сочетается с другими нарушениями речи.

Алексия – нарушение или потеря способности к чтению, возникающие из-за повреждения у правши коры левого полушария в любых её отделах.

У кого лечить. Нарушения речи лечит логопед, возможно, в комплексе с психоневрологом в зависимости от характера и степени нарушения.
Подробнее:

  1. Логопедический центр речевой терапии, Россия, 195197,

Санкт-Петербург, Кондратьевский проспект, д. 21, к-1, каб. 128

т/ф +7(812)740-74-51; +7(812)953-13-19

email: Logoped@spblogoped.ru

  1. Логопедический центр «Елена» Санкт-Петербург +7(921)949-13-38
  2. Консультативно-диагностический центр развития и коррекции речи

Санкт-Петербург +7(812)904-10-75; +7(921)787-20-43

Выводы: Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. Известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребёнка. Развитый диалог помогает ребёнку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся точнее, содержательнее и выразительнее.

Речевое развитие ребёнка это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребёнком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребёнок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития. Эти ступени являются условными, так как развитие каждого ребёнка протекает индивидуально и зависит от разных факторов, но тем не менее развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.

Рекомендации.

Для ребёнка нужно и важно общение с родными. Общение с воспитателями хорошо и полезно, но общение с родными, ещё никто заменить не смог. И каждый год я даю рекомендации родителям по работе над речью.  Так же, совместно с логопедом мы разработали методику индивидуальной работы с семьёй каждого воспитанника — оформили папку на каждого ребёнка с полной информацией по речевому развитию и картотекой профилактических упражнений, способствующих развитию речи детей. Во время занятий в логопедическом кабинете мы приобрели определённые навыки и умения. Для того, чтобы они закрепились нужно следовать рекомендациям специалиста:

  • следите за правильным произношением детей (иначе можно «потерять» недостаточно автоматизированные звуки;
  • исправляйте ошибки при произношении слов сложной слоговой структуры;
  • вместе с детьми читайте книжки, рассматривайте картинки, сочиняйте собственные сказки с помощью игрушек;
  • обязательно следите за тем, чтобы предложения были грамматически правильно оформлены;
  • используйте каждую минуту для накопления словарного запаса: во время путешествий, развивайте память ребёнка, беседуя о тех приобретённых впечатлениях,разгадывайте кроссворды, на водоёмах стройте замки из песка, рисуйте на песке (развивайте мелкую моторику рук).

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение.

Помните, что ваша речь — образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они — важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

«Стоп - игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«Мы — артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

ПОМНИТЕ! 

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей его жизни. Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.

Желаю вам успехов!

С уважением воспитатель Демагина Ю. С.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....