развитие речи дошкольников в группе компенсирующей направленности
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_v_gruppe_kompensiruyushchey_napravlennosti.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) через использование
здоровьесберегающих технологий.
Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 5 «Ромашка»
Муштаева О. Д.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи, ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.
К числу важнейших задач в логопедической группе работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.
В работе воспитателя логопедической группы важным является сохранение и укрепление здоровья детей, как в непосредственно — образовательной деятельности, так и в свободное время.
Особенностями соматически ослабленных детей с речевыми недостатками являются следующие признаки:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- низкая концентрация и неустойчивость внимания;
- нарушение памяти (особенно слуховой);
- снижение уровня развития воображения, мышления.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу включаем здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата. Это —дыхательная и артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз, музыкотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, точечный массаж, самомассаж, релаксация и т.д.
Применяем следующую схему построения непосредственно — образовательной деятельности:
- в организационный момент включаем релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастику;
- входе непосредственно — образовательной деятельности предусматриваем мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
- ведем работу над усвоением лексико – грамматического строя речи в процессе обучения и режимных моментах;
- физпаузы и физминутки несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой образовательной деятельности, даем задания на словотворчество детей;
- предусматриваем так же задания на коррекцию психофизических функций (в зависимости от времени и количества детей).
Представляем вам ряд здоровьесберегающих технологий, которые используем в своей педагогической деятельности:
- Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики («Ладошки», «Повороты головой», «Погончики», «Обнимем плечики» и др.) направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведем работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
- Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук является важным видом деятельности, который способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Сочетаем упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
- Массаж и самомассаж. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Мы используем массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, предплечья, а также лица и шеи; массаж стоп; массаж ушных раковин; массаж язычной мускулатуры. Приведем пример массажа ладоней и подушечек пальцев.
- Релаксация. Комплекс упражнений на релаксацию используем для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Можно использовать такое упражнение для расслабления мышц «Раз, два, три....»:
Дети садятся ближе к краю стула, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.
Все умеют танцевать
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать!
Есть у нас игра такая-
Очень легкая простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно
Расслабление приятно!
- Психогимнастика. Помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность этой деятельности предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи успешно решаются в театральной деятельности, логоритмике, во время динамических пауз в процессе сюжетно — ролевых игр.
- Сказкотерапия - технология воздействия через сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможновсе, чего не бывает в жизни. При использовании сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы, вспоминают старые и придумывают новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этого вида деятельности — преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
- Музыкотерапия — технологии музыкального воздействия, используем в различных формах физкультурно — оздоровительной работы. Применяем эту технологию для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
- Динамические паузы (физкультминутки) проводим для профилактики утомления детей. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы, физминуткипроводятся в игровой форме в середине непосредственно — образовательной деятельности. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других здоровьесберегающих технологий.
- Пальчиковая гимнастикапроводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводим в любое удобное время, а так же во время образовательной деятельности.
- Подвижные и спортивные игрыпроводят воспитатели, руководитель физического воспитания, как часть физкультурной деятельности, во время прогулки, а также в групповой комнате , как малоподвижные игры.
- Песочная терапия (игры с сыпучими крупами и песком) оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности(для детей с задержкой психического развития).Тема:Составление рассказа по картине "Ранняя осень"
Занятие разработано для детей средней группы компенсирующей направленности(для детей с ЗПР)....
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Мы покоряем вершины!»
Данный материал может быть полезен логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель:закрепить навыки правильного звукопроизношенияЗадачи:ОбразовательныеСовершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов, словоизменения и словообразования;Упражнять в употреб...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности: «Путешествие в страну Красивой речи »
Цель: обобщение и активизация словарного запаса посредством участия в словестно – речевых играх....
Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Ж]. «Одежда».
Этот конспект предназначен для логопедов дошкольных образовательных учреждений, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....