НОД по познавательно - речевому развитию для детей старшего возраста "Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок, расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательно-речевому развитию для детей  старшей группы

Составила и провела воспитатель Новичкова Т.И.

Тема: Путешествие по русским народным сказкам.

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок, расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Использование современных технологий:

Методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».«ТРИЗ в детском саду» С.М. Гин. Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В.Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций.

Просмотр презентации «Загадки Кота Ученого».Игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: -Ребята, вы любите русские народные сказки. Почему? (в р.н.с. всегда побеждает доброта и красота)

-Принесла я вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). 

-Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?

- Смотрите, вместо одной из страниц — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем.

 «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать.

-Где находится Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?

 Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)

 -Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка?

- Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови русские народные сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку..

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок!

-А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок!

- Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Давайте скажем волшебные слова «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», (клубочек покатился )

- А теперь закроем глаза и скажем

«1-2-3 в сказке окажись,

 Страна Сказок покажись» (дети закрывают глаза звучит мелождия)

Воспитатель: Вот мы и попали в Страну Сказок

-Что это за листочек (письмо от Бабы Яги)

-Что же здесь написано?

«На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Назовите посмелей

Этих сказочных друзей»

Загадки о героях сказок .

  1. Весь круглый как клубок

Справа бок и слева бок,

Сверху бок и снизу бок

А зовусь я ….(колобок)

2. Уплетая калачи

Ехал парень на печи

Прокатился по деревне

 И женился на  царевне.    (Емеля)

  1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто то

Кто распростился с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей    (царевна лягушка)

  1. Живет в лесной избушке

Ей скоро 300 лет

И можно к той старушке

Попасться на обед.    (Баба Яга)

  1. Сидит в коробке девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не видя

Несет ее домой.  (Машенька)

  1. Красна девица грустная

Ей не нравиться весна

Ей на солнце тяжко

Слезы льет бедняжка (Снегурочка)

  1. Опустил он в прорубь хвост

Ну а хвост к пруду прирос. (волк)

  1. Ах ты, Петя простота,

Сплоховал немножко.

Не послушал ты кота,

Выглянул в окошко. (Петушок)

  1. Чтобы вырвать этот овощ

Не хватало деду сил,

Но пришли ему на помощь

Все кого он попросил.     (репка)

  1. Брат решил воды напиться

Не узнать его теперь.

Это рожки и копытца

Отрастил ты для чего?

Отвечает братец мне мээээ…..(козленок)

Воспитатель:  Молодцы, всех героев сказок отгадали. Вот и первая страница.

-  Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Покатился клубок дальше)

Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги

«Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, собрать сказки, получите еще одну страницу.

Воспитатель : Трудно сказочки сложить, но не надо нам тужить

                      Дружно смело и умело с вами взялись мы за дело

Игра « Собери сказку» (Дети собирают иллюстрации по р.н. с.. Называют сказки)

Воспитатель: Вот мы нашли еще одну страницу от книги. Какого она цвета? (оранжевая)

Воспитатель: Ты клубочек помоги, где странички подскажи. (клубок катиться к экрану)

- Посмотрите, ребята, еще одно письмо от Б.Я.

Молодцы , сложить сумели,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

и героям помогите.

Репу надо им достать

.Кто за кем , где должен встать?

(детям раздаются куклы БИ-БА-БО ,они играют в игру «Встань по порядку»)

Эта сказка «Теремок»

Он не низок не высок

И жильцов своих всех ждет

Кто за кем сюда придет.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, выполнили задание Б.Я. Вот и еще одна страница нашлась – желтого цвета.

Воспитатель: Ты , клубочек, помоги, нам дорогу покажи. (клубок катиться к корзине с телеграммами.)

Ира «Помогите»

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, только от кого оно? Написано «Помогите»..

 «Помогите!  Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)

«Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба»)

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)

 «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)

 «Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

 (правильные ответы на экране)

Воспитатель: И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета? (зеленая)

-Покатился клубок дальше. (к музыкальным инструментам)

Письмо Б.Я.

Ребята ,угадаете , кто поет эти песенки, получите еще одну страницу.

(звучат песенки колобка, водяного, мамы козы) Дети получают еще одну страницу голубую)

Воспитатель: Ты клубочек, помоги. И страницы отыщи.

Письмо Б.Я. У меня экран волшебный есть, сказок здесь не перечесть

Воспитатель: Б.Я. решила нас обхитрить и предлагает поиграть в игру «4 лишний»

-Посмотрите , ребята, и скажите какая сказка  на экране лишняя.

Игра «4 лишний» 

Воспитатель: Вот мы и получили еще одну страницу . Почти всю книгу собрали. Осталась последняя страница. Клубок не знает где она находиться. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы по стране Сказок.

-Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра и потихонь позовем его.

Дыхательная гимнастика. «Ветерок»

Воспитатель: Пока мы играли, ветер принес нам последнюю страницу и хочет еще немного поиграть с вами в игру «Доскажи словечко»

 

Царевна-……лягушка

Сивка - …..Бурка

Елена - …..Прекрасная

Лисичка - ……Сестричка

Крошечка - ……..Ховрошечка

Змей - …..Горыныч

Кощей - ….Бессмертный

Петушок - …..Золотой гребешок

Мальчик - …С пальчик

Воспитатель: Вот и последняя страница – фиолетовая. В нашей книге все страницы разноцветные. Давайте назовем их: красная, оранжевая,…….)

Что нам напоминают эти цвета(цвета радуги)

Рада Радуга – дуга

С неба смотрит на луга.

Дождиком умоется

Красотой раскроется!

После Радуги – дуги

Воздух свеж , как у реки.

Чем то радуга – дуга

Как согнутая рука.

Танец «Радуга»

Воспитатель: А теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет волшебный сундучок. Давайте туда положим книгу и скажем волшебные слова

«Снуп, снап, снуре»

-Чтобы чудо произошло, нам необходимо произнести эти волшебные слова 3 раза по-разному.

-удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны.

-недовольно, топая ногами.

-весело улыбаясь, хлопая в ладоши.

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок. Посмотрите какую книгу смогли мы собрать. Теперь мы будим читать ее каждый день и еще больше узнаем сказок.

 Верить в сказку

Это счастье

И тому, кто верит

 сказка обязательно

 Отворит все двери

Воспитатель: Наше путешествие по Стране сказок заканчивается, пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем наши волшебные слова

«Нам клубочек помоги

В детский сад  нас приведи»

(Дети закрывают глаза и поворачиваются, звучит волшебная мелодия)

Воспитатель: Вот мы и в детском саду . Вам понравилось наше путешествие.? Вы молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...

Конспект непрерывной непосредственной деятельности по речевому развитию для детей первой младшей группы. "Русская народная сказка "Козлятки и волк".

Конспект знакомит с содержанием сказки "Козлятки и волк", учит проявлять отзывчивость на доступное их возрасту литературно - художественное произведение....

Презентация сценария спектакля для детей старшей группы по русской народной сказке "Колобок" (область "Художественно-эстетическое развитие" в соответствии с ФГОС ДО).

Данная презентация направлена на создание условий для развития творческой личности ребенка , на вовлечение в социально значимую деятельность, приобщение учащихся к театру и художественному творч...

Конспект непрерывной образовательный деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы. «Пересказ русско-народной сказки «Волк и лиса»

В конспекте автор попытался представить материал по пересказу сказки "Волк и лиса", согласно требованиям ФГОС....

«Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой.  Формировать представления об истории создания русских народных сказок.Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.Расш...

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Русская народная сказка «Рукавичка»

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Русская народная  сказка «Рукавичка»...