Развитие связной речи дошкольника.
статья по развитию речи по теме
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. В данной статье предложены систематические упражнения с детьми, которые постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ “с чего-то начинается и чем-то заканчивается”. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала. Поэтому развитию связной речи ребенка необходимо уделить особое внимание уже в дошкольном возрасте, т.к. овладение связной речью является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_doshkolnika.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.М. Провкина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Золотая рыбка», г.Тамбов
Развитие связной речи дошкольника.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят
многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие).
Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок
должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.
Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.
Вообще под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли, обеспечивают общение и взаимопонимание. Это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4 - 5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода “материальная база” для нее - он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идет уже о логической связи между отдельными предложениями.
Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4 - 5 - летнего ребенка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок “перескакивает” на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких “рассказах” выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.
Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, передают реальные события (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может “обрастать” какими-то дополнительными деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом описании реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: “Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост...” В сюжетном рассказе имеются завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и завершение “происшествия” или так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственной связи.
С целью проверки состояния у ребенка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит, например, на картинке “Зимние забавы”. Дети, хорошо владеющие связной речью, смогут составить по этой картинке большой и достаточно связный рассказ, посвященный теме “Зима”, привнеся в него даже и не изображенные на картинке события, а взятые из личного опыта. Другие дети представят свой рассказ лишь двумя или несколькими не связанными друг с другом предложениями, нередко к тому грамматически неправильно оформленными. Третья группа детей просто перечислит изображенные предметы и явления, не сумев построить даже отдельных предложений, например: “ ЗИМА, СНЕГ, ГОРКА, ДЕТИ, СОБАКА, ТУТ КАТАЮТСЯ...” Понятно, что о достаточном уровне развития связной речи можно говорить лишь в отношении первой названной группы детей, тогда как последняя группа не владеет даже фразовой речью.
Для более точного суждения о состоянии связной речи ребенка предложите ему составить рассказ еще по одной картинке, например, посвященной жизни животных зимой. Ребенок дошкольного возраста, несомненно, уже много “наслышан” о лисах и зайцах и знает их повадки, образ жизни и характер “взаимоотношений”. А вот сумеет ли он связно и последовательно изложить, например, историю встречи лисы с зайцем в сказочном зимнем лесу, отметив при этом и красоту самого леса? Или тоже скажет лишь примерно следующее: “ЛЕС, ЛИСА, СНЕГ, ЗАЯЦ...”?
При неудовлетворительных результатах исследования необходимо безотлагательно приступить к развитию у ребенка связной речи (в тех, естественно, случаях, когда он уже владеет достаточным словарным запасом и умеет грамматически правильно строить отдельные предложения). Для обучения связному рассказу можно использовать ряд вспомогательных приемов, многие из которых “перекрывают” друг друга и так или иначе “сосуществуют”. Расскажем о некоторых из них.
Прежде всего нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на “самостоятельное говорение”. С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме и т.п. Слушать нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.
Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение или рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действия. Так, например, он должен понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить больную бабушку.
До овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребенка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например, по сказке “Репка” могут быть заданы такие вопросы:
- Что посадил дед? (Дед посадил репку.)
- Какая выросла репка? (Репка выросла большая-пребольшая.)
- Что стал делать дед? (Дед стал репку из земли тащить.)
- Смог ли дед вытащить репку? (Дед вытащить репку не смог.)
- Кого позвал дед? ( Дед позвал бабку.) и т.д.
Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования.
Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по ее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой сложности.
Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:
* пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
* пересказ просмотренного мультфильма;
* рассказ о событиях прошедшего дня;
* рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;
* заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);
* составление рассказа по данному его концу (что было до этого?) и пр.
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ “с чего-то начинается и чем-то заканчивается”. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала. Поэтому развитию связной речи ребенка необходимо уделить особое внимание уже в дошкольном возрасте, т.к. это - залог успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"
Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...
Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...