Конспект НОД по речевому развитию "Осенний сюрприз"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Соболева Инна Сергеевна

Для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razvitie_rechi_podg_gr.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию

 «Осенний сюрприз»

(для детей подготовительной к школе группы)

Подготовила ст.воспитатель

Соболева И.С.

Москва, 2014 год

Программное содержание:

Упражнять в составлении коллективного рассказа, опираясь на модельные схемы;

Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.

Закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь.

Развивать общую и мелкую моторику, координацию и чувство ритма.

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;

Воспитывать чувство любви к родной природе;

Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Предварительная работа: 

рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики, создание и оформление выставки «Осень в гости к нам пришла»

Оборудование: 

Почтовый ящик, посылка, письмо, корзина с листьями, фонограммы, схемы – подсказки в картинках, набор картинок для составления сюжетного рассказа, мяч, смайлики.

Ход НОД:

Организационный момент (активизация познавательного интереса, актуализация знаний, постановка проблемы- дети получают посылку с письмом).

Воспитатель:

- Ребята, сегодня пришла посылка в детский сад, для нашей группы. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вам необходимо  отгадать загадку:

«Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)

- Догадались, кто прислал это письмо? (Осень) Хотите узнать, что в нём? Давайте откроем и прочтем (дети рассаживаются на ковре).

Вот, что тут написано: «Здравствуйте дошколята! Я знаю, что вы хорошие ребята, поэтому очень хочу поиграть, для этого я посылаю вам свой осенний букет в корзине. Он не простой, на каждом из листочке я написала вам задания с подсказкой. Если справитесь с ними, то сможете составить мой словесный портрет».

- Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень? (нужно составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания)

 - Да и сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное.

Воспитатель предлагает ребёнку достать из корзины первый листок.

- Ребята, посмотрите, на нём схема – подсказка. Что же там изображено? (музыкальный диск)

- Как вы думаете, что нам может рассказать об осени музыка? (передать настроение этого времени года).

- Давайте закроем глаза, послушаем музыку и определим, какое же настроение бывает у осени? (звучит музыка).

- Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор П. И. Чайковский.

- Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Радость, уныние, печаль? (ответы детей)

- Осень – унылая, но разноцветная пора. Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса».

Ребёнок достаёт из корзины 2 задание.

- Что у нас на втором листочке? (календарь) Как вы думаете, для чего Госпожа Осень прислала нам календарь? Календарь обозначает движение времени. Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом начале, в середине и в конце?

- На какие  периоды делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя)

- Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (сентябрь; золотая - октябрь; поздняя - ноябрь)

- Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы.

Физкультминутка:

«Листья на ветках

Всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)

Сентябрь наступил

И они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики")

Октябрь с собою

Принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)

Листья слетают

И в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)

Ноябрь пришел,

Весь лист облетел. (Присели)

И под ногами

У нас зашумели». (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)

Ребёнок достаёт из третий листок из корзины.

- Ребята, что же изображено на этой схеме - подсказке? (Осенний листок)

- Почему именно лист? Неужели с листьями осенью происходит что-то необычное? (высказывания детей). Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.

- А сейчас давайте с вами поиграем.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева)

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

- Что же изображено на следующем листке? (картинка с животными – зверями и птицами)

- Разве и с животными что-то происходит осенью? (осенью, многие животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи (солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (многие птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не погибли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)

- Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью)

- Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся осенью? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Передай и продолжи». 

Дети передают мяч и называют виды осенних работ (уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.)

- А вы, ребята, как трудились всю осень? (помогали собирать листву на участке)

- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

- Продолжаем. Что же на шестом листке? (Схема - подсказка с картинками)

- Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы - подсказки? (составить рассказ об осени).

- Посмотрите, Осень положила 2 схемы с картинками.

(Разделить на подгруппы - волшебный мешочек с мозаикой, дети проходят к столам)

- Перед каждой группой разложены картинки, ваша задача составить рассказ по картинкам.

- Нужно отвечать полным предложением (Составление описательного рассказа детьми) 

- А теперь давайте послушаем, какие рассказы у вас получились? (Каждая подгруппа по очереди рассказывает про осень)

- Ребята, вы сейчас будете рассказывать, а я запишу ваши рассказы в блокнот, чтобы порадовать Госпожу Осень. А почтальон Печкин доставит ей наше письмо. 

- Вспомните, о чем просила нас осень (составить её словесный портрет)

- Как вы думаете, удалось ли нам совместными усилиями составить словесный портрет Осени? 

 - Обращаю внимание на схемы – подсказки, давайте вспомним о чём мы сегодня говорили? (Дети при помощи схем – подсказок вспоминают все этапы занятия)

- Что было трудным? Что получилось легко?

- Молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что то новое, кто-то вспомнил, то что уже знал.

- А сейчас, попрошу каждого взять смайлик и прикрепить к нашей магнитной доске тот, который соответствует вашему настроению на данный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «В поисках сюрприза»

Программное содержание:Образовательные:·                   Закрепить правильное произношение звука 3; называть...

Конспект ООД по теме «Осень» «Сюрприз от Смешариков» (с использованием ИКТ) в старшей группе

Цель: Закрепление представле­ний и знаний детей об осени и ее приметах.  Образовательные задачи:Уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Осень».Совершенствование грамматического...

Конспект НОД по развитию речи «Сюрприз от Машеньки»

Конспект НОД по развитию речи "Сюрприз от Машеньки"Учить выделять согласный звук в начале и конце слова; Развивать умения определять место звука в слове, развивать способность к составлению сложноподч...

Конспект НОД по речевому развитию во 2 младшей группе "Сундучок с сюрпризом"

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями- потешками, загадками....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Сюрпризы Осени»

Цель: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.Задачи:1. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их п...