Конспект НОД по речевому развитию "Осенний сюрприз"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Для детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_razvitie_rechi_podg_gr.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию
«Осенний сюрприз»
(для детей подготовительной к школе группы)
Подготовила ст.воспитатель
Соболева И.С.
Москва, 2014 год
Программное содержание:
Упражнять в составлении коллективного рассказа, опираясь на модельные схемы;
Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
Закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь.
Развивать общую и мелкую моторику, координацию и чувство ритма.
Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
Воспитывать чувство любви к родной природе;
Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики, создание и оформление выставки «Осень в гости к нам пришла»
Оборудование:
Почтовый ящик, посылка, письмо, корзина с листьями, фонограммы, схемы – подсказки в картинках, набор картинок для составления сюжетного рассказа, мяч, смайлики.
Ход НОД:
Организационный момент (активизация познавательного интереса, актуализация знаний, постановка проблемы- дети получают посылку с письмом).
Воспитатель:
- Ребята, сегодня пришла посылка в детский сад, для нашей группы. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вам необходимо отгадать загадку:
«Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
- Догадались, кто прислал это письмо? (Осень) Хотите узнать, что в нём? Давайте откроем и прочтем (дети рассаживаются на ковре).
Вот, что тут написано: «Здравствуйте дошколята! Я знаю, что вы хорошие ребята, поэтому очень хочу поиграть, для этого я посылаю вам свой осенний букет в корзине. Он не простой, на каждом из листочке я написала вам задания с подсказкой. Если справитесь с ними, то сможете составить мой словесный портрет».
- Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень? (нужно составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания)
- Да и сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное.
Воспитатель предлагает ребёнку достать из корзины первый листок.
- Ребята, посмотрите, на нём схема – подсказка. Что же там изображено? (музыкальный диск)
- Как вы думаете, что нам может рассказать об осени музыка? (передать настроение этого времени года).
- Давайте закроем глаза, послушаем музыку и определим, какое же настроение бывает у осени? (звучит музыка).
- Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор П. И. Чайковский.
- Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Радость, уныние, печаль? (ответы детей)
- Осень – унылая, но разноцветная пора. Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
Ребёнок достаёт из корзины 2 задание.
- Что у нас на втором листочке? (календарь) Как вы думаете, для чего Госпожа Осень прислала нам календарь? Календарь обозначает движение времени. Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом начале, в середине и в конце?
- На какие периоды делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя)
- Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (сентябрь; золотая - октябрь; поздняя - ноябрь)
- Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы.
Физкультминутка:
«Листья на ветках
Всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)
Сентябрь наступил
И они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики")
Октябрь с собою
Принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают
И в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)
Ноябрь пришел,
Весь лист облетел. (Присели)
И под ногами
У нас зашумели». (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)
Ребёнок достаёт из третий листок из корзины.
- Ребята, что же изображено на этой схеме - подсказке? (Осенний листок)
- Почему именно лист? Неужели с листьями осенью происходит что-то необычное? (высказывания детей). Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.
- А сейчас давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева)
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
- Что же изображено на следующем листке? (картинка с животными – зверями и птицами)
- Разве и с животными что-то происходит осенью? (осенью, многие животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи (солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (многие птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не погибли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью)
- Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся осенью? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Передай и продолжи».
Дети передают мяч и называют виды осенних работ (уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.)
- А вы, ребята, как трудились всю осень? (помогали собирать листву на участке)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
- Продолжаем. Что же на шестом листке? (Схема - подсказка с картинками)
- Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы - подсказки? (составить рассказ об осени).
- Посмотрите, Осень положила 2 схемы с картинками.
(Разделить на подгруппы - волшебный мешочек с мозаикой, дети проходят к столам)
- Перед каждой группой разложены картинки, ваша задача составить рассказ по картинкам.
- Нужно отвечать полным предложением (Составление описательного рассказа детьми)
- А теперь давайте послушаем, какие рассказы у вас получились? (Каждая подгруппа по очереди рассказывает про осень)
- Ребята, вы сейчас будете рассказывать, а я запишу ваши рассказы в блокнот, чтобы порадовать Госпожу Осень. А почтальон Печкин доставит ей наше письмо.
- Вспомните, о чем просила нас осень (составить её словесный портрет)
- Как вы думаете, удалось ли нам совместными усилиями составить словесный портрет Осени?
- Обращаю внимание на схемы – подсказки, давайте вспомним о чём мы сегодня говорили? (Дети при помощи схем – подсказок вспоминают все этапы занятия)
- Что было трудным? Что получилось легко?
- Молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что то новое, кто-то вспомнил, то что уже знал.
- А сейчас, попрошу каждого взять смайлик и прикрепить к нашей магнитной доске тот, который соответствует вашему настроению на данный момент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для родителей «Сюрприз от Бабы Яги"
Игровое интегрированное занятие....
Конспект интегрированного занятия «В поисках сюрприза»
Программное содержание:Образовательные:· Закрепить правильное произношение звука 3; называть...
Конспект ООД по теме «Осень» «Сюрприз от Смешариков» (с использованием ИКТ) в старшей группе
Цель: Закрепление представлений и знаний детей об осени и ее приметах. Образовательные задачи:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».Совершенствование грамматического...
Конспект НОД по развитию речи «Сюрприз от Машеньки»
Конспект НОД по развитию речи "Сюрприз от Машеньки"Учить выделять согласный звук в начале и конце слова; Развивать умения определять место звука в слове, развивать способность к составлению сложноподч...
Конспект НОД по речевому развитию во 2 младшей группе "Сундучок с сюрпризом"
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями- потешками, загадками....
Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми старшей группы «Сюрприз от домовёнка Кузи»
Методическая разработка по интегративной корррекционной педагогике....
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Сюрпризы Осени»
Цель: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.Задачи:1. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их п...