Совместная деятельность по развитию речи Тема: «Кто что делает?» ( вторая младшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Кондратьева Елена Анатольевна

Занятие по развитию речи для второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razv.rechi_.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад "№395" Комбинированного вида

Московского района г.Казани

Совместная деятельность по развитию речи

Тема: «Кто что делает?»

группа №6

( вторая младшая)

Подготовила воспитатель:

Кондратьева Е.А

Цель:

1. Помочь детям понять родственные отношения в семье.

2. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям.

Программное содержание:

Формировать правильное представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Рассказать о роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

Понимать роль взрослых и детей в семье.

Дать ребенку почувствовать радость и гордость за то, что у него есть семья.

Воспитывать желание заботиться о близких людях и чувство привязанности к ним.

Развивать мелкую моторику рук.

Словарная работа: названия пальцев (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).

Материал: силуэт кисти руки с расставленными пальцами, вырезанный из картона; фотографии членов семьи (лица папы, мамы, дедушки, бабушки и ребенка); карандаши цветные для родителей; презентация «Моя семья».

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий. Рассказы детей о своих близких. Разучивание стихов о папе, маме, бабушке, дедушке, сестренке. Разучивание пальчиковых игр. Беседа о семье в нерегламентированное время, рисование по теме «Моя семья». Оформление фотовыставки «Отдыхаем всей семьей». Дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в домике живет?», строительные игры «Мебель для дома», «Дом для кукол».

Для детей: высокие столы для работы, на них стоят фотографии семьи детей и лежат кисточки, клей и салфетки.

Ход занятия:

Организационный момент (проводится в кругу).

Воспитатель:

 

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 

– А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.

– Здравствуйте!

– Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю сесть на стульчики.

Дети садятся полукругом у экрана.

На экране  изображение картины «Курица, петух и цыплята» (слайд №2).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

Дети: Курочка, петух, и цыплята.

– Ребята, а как вы думаете, кто курица для цыплят? (Мама)

– А кто петушок для цыплят? (Петушок – это папа цыплят.)

– А как вы думаете, у них дружная семья? (Да, у них дружная семья.)

– Как вы догадались? (Они живут все вместе. Мама заботится о цыплятах. Папа защищает их от врагов. Никто не ссорится, не клюется.)

Слайд №3

– Ребята, курочка с цыплятами прислали нам письмо, интересно, что там?

Слайд №4

– Посмотрите, сколько разнообразных домов и во всех живут люди.

Слайд №5 (изображение домика)

– А вот еще один домик, и в нем еще никто не живет. Какой красивый домик! Хотите жить в таком домике? (Да, хотим.)

– Все хотите? Давайте поселим в домик ребенка. Это может быть любой из вас, Вова или Лиза, Данил или Дана, или другие ребята.

Слайд №6 (в домике появляется ребенок)

– Хорошо вам в вашем домике? (Да, хорошо)

– А не скучно жить одному? (Разные ответы детей.)

– Ребята, а кто вас будит по утрам, чтобы не опоздать в детский сад, и кормит завтраком? (Мама, мамочка моя)

- Лиза, расскажи нам стихотворение, как ты любишь свою маму.

 

Мне мама приносит 

Игрушки, конфеты, 

Но маму люблю я 

Совсем не за это. 

Веселые песни 

Она напевает, 

Нам скучно вдвоем 

Никогда не бывает.

 

– А вы маму свою любите? (Да, любим)

– А за что вы маму любите? (Мама заботится о нас: покупает игрушки, готовит вкусный обед, стирает, убирает, читает книжки, шьет, любит нас)

– Скажите самые хорошие слова о маме, какая она? (Моя мамочка добрая, заботливая, ласковая, красивая, любимая и т. д.)

– Ребята, а хотите, чтобы ваша мама поселилась в вашем домике? (Да, хотим)

Слайд № 6 (в домике рядом с ребенком появляется мама)

– Ребята, а рядом с мамой кого вы хотите видеть? (Папу)

– А вы папу своего любите? (Да, любим, конечно)

– Полина, расскажи нам стихотворение о папе.

 

Не терпит мой папа безделья и скуки!

У папы умелые сильные руки,

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

 

– А за что вы любите папу? Как он о вас заботится? (Папа катает на машине, учит ездить на велосипеде, играть в футбол, покупает игрушки, заботится о нас, защищает нас)

– Значит, папа у вас какой? (Папа хороший, смелый, умный, добрый, сильный)

– Хотите поселить папу в свой домик? (Да, хотим, чтобы папа жил в домике с нами)

Слайд № 7 (в домике ребенок, мама и папа)

– Ребята, а кто для вас мама и папа? (Они наши родители)

– Но у ваших родителей тоже есть родители – это ваши бабушки и дедушки. Любите бабушку и дедушку? Давайте их тоже поселим в домике: сначала бабушку…

Слайд № 8 (в домике появляется бабушка)

Катя, расскажи нам стихотворение о бабушке.

 

У мамы – работа, у папы – работа.

У них для меня остается суббота.

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит: «Да ты не спеши,

Ну что там стряслось у тебя? Расскажи».

Я говорю, а бабушка не перебивает,

По крупинкам гречку сидит перебирает…

Нам хорошо вот так вдвоем.

Без бабушки какой же дом?

 

Физкультминутка с родителями и детьми «Ладушки».

Воспитатель: Ребята, встаньте, мы немного отдохнем. Поиграем ладошками.

 

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.

(Хлопки)

А у бабушки ладони все в морщинах собраны.

(Ладони вверх)

А у бабушки ладони добрые-предобрые.

(Гладим ладони.)

Всё работали ладони долгими годами.

(Стучим кулаком по ладони.)

Пахнут добрые ладони щами, пирогами.

(Подносим ладони к лицу и нюхаем.)

По кудрям тебя погладят добрые ладони.

(Гладим себя.)

И с любой печалью сладят добрые ладони.

(Подносим ладони к лицу и дуем.)

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки

(Хлопки)

 

– Отдохнули? Садитесь на свои места.

– Ребята, а вы за что любите бабушку? Что умеет делать бабушка, давайте ее похвалим! (Моя бабушка самая добрая, она вяжет, печет пироги, варит вкусные компоты, гуляет со мной, забирает меня из садика, угощает сладостями, любит меня, заботится обо мне.)

– А дедушку вы тоже любите? (Да, любим.)

– Поселим его в домике? (Да, конечно поселим.)

Слайд № 9 (в домике появляется дедушка)

Данил, расскажи нам о дедушке.

 

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

 

– Ребята, а давайте спросим у наших родителей, что же умеет делать дедушка? (Дедушка чинит, мастерит, помогает бабушке, заботится обо всех.)

– Ребята, у многих из вас еще есть братья и сестры, старше или младше вас. Поселим к взрослым сына и дочку? Они будут вам братом и сестрой. (Да, поселим)

– Лиза, расскажи о своем брате.

 

Я братом своим очень-очень горжусь

И в этом всем с радостью я признаюсь!

Знакомы с рождения, с детства дружны,

Поэтому очень друг другу нужны!

 

– Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Чем занимается дома ваша сестра? (Моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.)

– А брат что делает? (Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.)

Слайд № 10 (поселили сестру и брата)

– Вот какая дружная и большая семья собралась в нашем доме, все вместе живут, заботятся друг о друге, помогают друг другу во всех делах. Хорошо, что у всех нас есть семья!

– Ребята, а вас любят в семье? (Да, любят.)

– А как вы догадались, что вас любят? (Меня целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют со мной, заботятся обо мне.)

– Ребята, а за что вас любят в семье? (Слушаюсь, кушаю хорошо, маму и папу люблю, папе и маме помогаю, игрушки убираю.)

– Молодцы! Значит, вы тоже заботитесь о своей семье. Слушаетесь родителей, помогаете им, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, братиков и сестренок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья! И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьей пальчиков. Сожмите левую руку в кулачок, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец. (Движения сопровождаются текстом.)

 

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

(большой палец)

Этот пальчик – бабушка,

(указательный пальчик)

Этот пальчик – папочка,

(средний палец)

Этот пальчик – мамочка,

(безымянный пальчик)

Этот пальчик – я,

(мизинец или мизинчик)

Вот и вся моя семья!

– Посмотрите, у вас на ладошке получилась большая дружная семья. В семье все друг друга любят, заботятся друг о друге и помогают друг другу.

 

Знаю я, что у меня дома дружная семья:

Это – мама, это – я, это – бабушка моя.

Это – папа, это – дед, и у нас разлада нет.

 

 

Анализ совместной деятельности

«Развитие речи» во второй младшей группе №6

МАДОУ  395

Тема: «Кто что делает».

Воспитатель: Кондратьева Елена Анатольевна.

Краткая характеристика группы.

Группа называется «Пчёлки».

 В ней 26 человек, из них 14 девочек и 12 мальчиков, в возрасте от трех до четырёх лет. Набор группы проходил в 2013 году, поэтому дети уже прошли адаптацию к воспитателям и друг другу.

Все дети разные: есть спокойные, сдержанные, хорошо идут на контакт  со  взрослыми и сверстниками. Есть дети подвижные,  гиперактивные, со своими психологическими особенностями. В процессе совместной деятельности кто-то из детей быстро включается в работу, а кому-то надо больше времени, чтобы настроиться.

Группа большая по количеству детей, поэтому непосредственно образовательную деятельность проводится по подгруппам, а также проводится индивидуальная работа.

                             Место данного занятия в системе занятий, тип занятия

Тип занятия – обобщение и закрепление знаний.

Формирование правильного представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Формирование целей и задач.

Развитие речи – это предмет с помощью, которого воспитатель дает определенные знания и умения. Овладение речи – это сложный, многосторонний психический процесс.

Вниманию была представлена совместная деятельность по развитию речи, которая была разработана в соответствии с ФГОС, в ходе которого произведена интеграция следующих образовательных областей: социально - коммуникативное  развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие;  физическое развитие.

Цель  занятия:

1. Помочь детям понять родственные отношения в семье.

2. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям.

Программное содержание:

Социально-коммуникативное развитие:  Закреплять представления о правилах и формах культурного и доброжелательного отношения к людям. Активизировать познавательную деятельность детей; развивать их мышление, воображение. 

Познавательное развитие: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию » с текстом.

Формировать умение вести диалог. Стимулировать детскую игровую самостоятельность.

Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей. Развивать самостоятельность, активность. Закреплять знания и  умения.

Речевое развитие: Закрепление в речи существительного с обобщающим значением. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук. Уточнение и обогащение словаря;  развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

Были продуманны условия:

  1. В группе проветрено, чисто.
  2. Продуманно размещение детей, расставлено оборудование.
  3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.

Структура совместной деятельности.

Структура и содержание совместной деятельности направлена  на закрепление  полученных знаний и соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 4-х взаимосвязанных этапов: Организационный момент; актуализация знаний; повторение и практическое применение знаний полученных на прошлых занятии; подведение итогов.

Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей, подготовить к деятельности.            Кондратьева Е.А. активировала внимание сюрпризным моментом – отгадать, кто будет в гостях (загадка).

 

На следующем этапе были выявлены знания, полученные на прошлых занятиях и знания из личного опыта детей. Для подготовки артикуляционного аппарата был проведен комплекс артикуляционной гимнастики. Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, использовала игровую ситуацию со сказочным персонажем. Разыгрывая ситуацию, задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, давала образец правильной речи, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная.

Третий этап – повторение и практическое применение знаний. Здесь была разыграна воображаемая ситуация в развернутом виде, с практическим применением знаний и умений детей. Перед работой провела комплекс пальчиковой гимнастики «Моя семья». Все это способствовало развитию мелкой моторики рук.

Заключительный этап – подведение итогов. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Так же  провела моральное поощрение.

Все этапы отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

                                         

Используемые формы и методы работы.

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использован индивидуально-дифференцированный подход. Также  использованы  методы и приемы:

Игровые

- сюрпризность

- создание игровой ситуации

- воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные

- разговор, беседа

- вопросы

- использование художественного слова

- напоминание, пояснение

- обучение правильной артикуляции

- педагогическая оценка.

 

Практические

- выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастик

- моделирование

Наглядные

- демонстрация изображений

- иллюстрационный материал

 

Оценка результативности деятельности.

Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили  удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

Общение проходило эмоционально, на протяжении всего занятия воспитатель и воспитанники были партнерами.

Воспитателю удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Развивать представление детей об окружающем; развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве; формировать творческое воображение. Воспитывать дружеские отношения между детьми и взрослыми, ч...

«Совместная деятельность воспитателя с детьми на прогулке во второй младшей группе». Образовательные области: «Физическая культура», «Труд», «Познание», «Коммуникация». «Поиграй со мной, водичка»

«Совместная деятельность воспитателя с детьми на прогулке во второй младшей группе».Образовательные области: «Физическая культура», «Труд», «Познание», «Коммуникация»....

Конспект совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе. «Закрепление знаний о геометрических фигурах. Счет в пределах 4»

Конспект совместной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе«Закрепление знаний о геометрических фигурах. Счет в пределах 4»...

Совместная деятельность взрослых и детей на летний период. Вторая младшая группа.

Совместная деятельность взрослых и детей на летний период....

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа «Ромашка» 2019-2020г.

Целевой раздел1.1. Пояснительная запискаВедущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой кул...