Логоритмика в дошкольных учреждениях
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Материал будет интересен для учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика, как одна из форм своеобразной активной терапии, при работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Губарева С.В.,

методист Красноармейского отделения

ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр»

г.о. Чапаевск Самарской области

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
          

     В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам всё чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. При этом здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) - это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. 

     В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного учреждения  определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей. А именно, создание творческого союза педагогов, объединённых общими целями, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребёнка.

     Отмечается определённая динамика в общей структуре: стремительно увеличивается число детей с  ограниченными возможностями здоровья. Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие программы инновационными технологиями и методиками.  

   Поэтому основной целью работы  педагогов в дошкольном учреждении стало использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития навыков речевого общения детей. В отличие от детей с нормальным развитием  речи, у детей с речевыми дефектами снижена способность к модуляции голоса, имеют место нарушения музыкального слуха, темпа речи и чувства ритма, отмечается излишнее повышение мышечного тонуса при движениях, слабо развит артикуляционный аппарат, снижено слуховое внимание. Поэтому в комплексной работе по коррекции данных нарушений в наших образовательных учреждениях района существенное место занимает - логоритмика, как одна из форм своеобразной активной терапии и одно из средств воздействия в комплексе методик.

     Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством музыкально-ритмических  упражнений в сопровождении речи.

     Особенности логоритмики:

- в двигательные задания включается речевой материал;

- музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом;

- важное место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса.

     Основными задачами коррекционной работы являются:

  • развитие слухового внимания;
  • развитие музыкального, тембрового, динамического, фонематического слуха;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
  • развитие пространственной организации движений, воспитание выразительности и грации движений;
  • воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другое;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • развитие певческого диапазона голоса, чувства ритма;
  • воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование и закрепление опыта деятельности правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.

     Занятия с использованием логоритмики проводится совместно инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем в группах детей старшего дошкольного возраста.

Продолжительность деятельности  зависит от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Содержание деятельности соответствует комплексно-тематическому планированию, задачам логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию, причём материал  не выучивается заранее, упражнения могут выполняться по подражанию. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение музыкотерапевтических произведений, а инструктор по физической культуре – упражнений на координацию речи с движением.

     Получается следующий алгоритм проведения логоритмической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от календарно-тематического планирования и настроя детей).

     Первое - вводная ходьба. Заключается в выполнении лёгких заданий, с соблюдением чёткости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Используются различные виды ходьбы, бега в игровой форме.

     Второе - музыкально-ритмические упражнения, которые включают в себя упражнения для развития переключаемости, объёма и распределения внимания (игры «Запрещённое движение», «Передай флажок и бубен» и т. п.); упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц, имитационные движения («Полоскание платочков», «Самолеты летят» и т.п.); движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды и пляски, отхлопывание, отстукивание ритмов, упражнения на восприятие ритмов (ритмические игры «Лягушки» (прыжки под удары бубна то медленно, то быстро), «Курочки» (прохлопывание ритмического рисунка стихотворения); упражнения с предметами, пляски, импровизации, упражнения на координацию речи.

     Для восприятия музыки подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможностей решения коррекционных программных задач.

     Упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса, проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы. Интенсивнее – в начале года, к середине и концу их количество сокращается (произнесение звукоряда из гласных, пение вокализов, произнесение междометий, выражающих эмоции человека: «Ах!», «Ох!», и т.п.)

    Для пения вначале берутся песни с короткими предложениями, а позднее с длинными, в медленном и среднем темпе. Обязательно учитываются содержание и диапазон мелодии.

     Упражнения для развития мелких движений пальцев рук. Подбираются игровые упражнения на развитие ловкости, точности, переключаемости, координации, силы тонких движений, формирования опыта выполнения действий с мелкими предметами (упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением или без него в соответствии с календарно-тематическим планированием).

   Упражнения для развития артикуляционной моторики и мимических движений. Применяются общепринятые артикуляционные упражнения.  

     В логоритмические занятия включаются любимые всеми детьми игры (игры на месте, малоподвижные и подвижные, сюжетные, несюжетные, игры-драматизации), так как любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

В своей практике мы используем различные игры для развития у детей лексико-грамматического строя речи и закрепления у детей навыков правильного словоизменения и словообразования. Предлагая ребятам такие игры, мы заметили, что сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми непринуждённо, спонтанно и более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, в ходе этих игр они развивают и закрепляют усвоенные ранее языковые знания и речевые навыки, учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. В ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнерства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки. Музыка в играх не всегда обязательна, но речевой материал вводить рекомендуется (речевая игра «Лиса и заяц», «Вокруг домика хожу», «Птицы в гнёздах», хоровод «Три весёлых братца», танец-игра «Вороны»).

     В творческом  музицировании педагоги используют беззвучные и звучащие музыкальные игрушки. Большой популярностью пользуется оркестр шумовых инструментов, его значимость в том, что он включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

     Заключительные упражнения проводятся в различной форме: ходьба под марш спокойного характера, слушание музыки для доведения до минимума физической и психической нагрузки детей.

     При проведении логоритмической деятельности предлагаю учитывать ряд особенностей:

  • формирование умений ребенка выполнять движения с музыкой должно носить характер игры;
  • в работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям;
  • каждая встреча с детьми должна заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание;
  • необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста;
  • общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка.

     Таким образом, применение приёмов логоритмики способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению исполнения качества движений: выразительности, ритмичности, плавности, координации и развитию ощущений, восприятий, представлений. Стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Речь детей становится более выразительной и эмоциональной, словарный запас увеличивается, а главное они не чувствуют внутреннего, психологического дискомфорта по причине какого- либо речевого недостатка.

Примерное занятие по логоритмике для детей старшей группы «Весеннее пробуждение»

      Ход занятия

      Педагог: 

- Тра-та-та, тра-та-та!

        По лесу пошла молва:

        Нынче солнце золотое

        В небе водит хоровод

        И на праздник на весенний

        Всех ребят к себе зовёт!

        - Ребята, а вы бы хотели отправиться на праздник? (ответы детей)

        Представим, что мы  на лесной полянке…     (Психогимнастика)

       Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам,    птичкам и всем деткам. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца погладили ладошки деток (дети протягивают ладошки к солнышку).  

     С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль-буль-буль»).

     Выбрались из-под коры деревьев жучки (дети проговаривают: Ж-Ж-Ж) и маленькие букашки (З-З-З).

     Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник, дети проговаривают : «Кап-кап-кап»).

     - Ой, что это шуршит, фыркает под прошлогодней листвой? (педагог тихо подыгрывает на барабане). Да это же лесной ёжик пробежал.

(Одевает маску ёжика на одного из детей.)

Ритмическое упражнение « Ёж и барабан»

Дети (хором): С барабаном ходит Ёжик  

                         Бум-бум, бум-бум!

(на слова «бум-бум» дети ритмично ударяют по коленям ладонями)

                         Целый день играет Ёжик:

                          Бум-бум, бум-бум! 

(Педагог предлагает детям отстучать ритм на барабане)

Педагог: Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы (педагог показывает картинку с изображением ёжика).

     Давайте рассмотрим ёжика на картинке. Мордочка у него маленькая с вытянутым носом, глаза чёрные, как бусинки, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

      А чем же ёжик отличается от других животных? (ответы детей). Ну, конечно, колючками! А как ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй - ка съешь его!

      А вот из-за ёлки – прыг-скок. Кто это? (ответы детей).

(Педагог играет на металлофоне,  одевает маску зайки на одного из детей)

 Динамическое упражнение «Зайкина зарядка»

Ну-ка, Заинька, вставай

И зарядку начинай.                                                                     

     Зайка весело шагает, (Дети маршируют)

Ножки выше поднимает.

Зайка прыгает и скачет  (Подскоки)

По дорожке словно мячик.

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал. (Ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх)

На носочки Зайка встал,

И в ладоши хлопать стал. (1 - встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой, 2-вернуться в и.п.)

     Раз – нагнулся, два – нагнулся, (Дети нагибаются)

До носочков дотянулся.

Скачет Зайка – прыг-скок, (Подскоки)

Ножку ставит на носок,

Шубку новую всем показывает.

Педагог: Ребята, а какая шубка у зайки была зимой? (ответы детей).

А для чего это было нужно? (Чтобы быть незаметным в лесу.)

Педагог: А весной и летом шубка у зайца серая с рыжеватым оттенком. Среди густой травы, коричневых стволов деревьев Косого и не заметит никто.

(Звук бубна)

Педагог: Посмотрите, а вот и Мишутка проснулся после зимней спячки.

(Педагог  одевает маску мишки на одного из детей)

 Динамическое упражнение «Мишка» (профилактика плоскостопия)

Педагог: Вылез мишка из берлоги (Ходьба на внешнем своде стопы)

                Разминает мишка ноги

                На носочках он пошёл (Ходьба на носочках)

                И на пяточках потом    (Ходьба на пятках)

                                                                Топ-топ, топ-топ-топ,

                                                                Топ-топ, топ-топ-топ.

Дети изображают походку «косолапого» медведя, педагог ритмично стучит в бубен (упражнение повторяется 2 раза).

 Педагог (показывает картинку с изображением медведя): Всю зиму проспал медведь в берлоге. Свою берлогу медведь старательно и умело готовил: устилал её опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, корой молодых ёлочек. Снежное одеяло прикрыло сверху берлогу, в ней стало тепло и тихо, мишка сладко заснул, посасывая свою лапу. Сон его длился до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

     Ведь, чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появятся медвежата.

Педагог: Скажите, как называется жилище медведя? Когда у медведицы появляются медвежата? Когда просыпается медведь?

Педагог: Ребята, какое время года наступило? (ответы детей). По каким признакам мы узнаём об этом? (Солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв, звери в лесу просыпаются после зимней спячки).

Педагог: Посмотрите, а кто это к нам идёт? (входит ребёнок в маске солнышко, в руках поднос, на котором – сладкий пирог).

 Русская народная хороводная игра « Каравай»

Дети (хором): Как на праздник на весёлый  (Взявшись за руки, дети идут по кругу)

                        Испекли мы каравай:

                        Вот такой узенький, (Сужают круг)

                        Вот такой низенький, (Приседают на корточки)

                        Вот такой широкий,   (Расширяют круг)

                        Вот такой высокий,    (Поднимают руки вверх)

                        Вот такой вкусненький! (Гладят себя по животу)

  Звучит плясовая мелодия, педагог предлагает детям продолжить праздник в группе.                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...

«Логоритмика как здоровьясберегающая технология в дошкольном учреждении»

Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования....

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...

"Польза логоритмики в дошкольном учреждении"

В статье рассказывается о том, что такое логоритмика, ее целях, задачах, пользе в дошкольном учреждении.Рассказывается в каких случаях нужна логоритмика, какие упражнения используются на занятиях и ка...