"Польза логоритмики в дошкольном учреждении"
статья по музыке
В статье рассказывается о том, что такое логоритмика, ее целях, задачах, пользе в дошкольном учреждении.Рассказывается в каких случаях нужна логоритмика, какие упражнения используются на занятиях и какие умения и навыки она развивает у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polza_logoritmiki_v_doshkolnyh_uchrezhdeniyah.docx | 12.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Польза логоритмики в дошкольном учреждении
Быкова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования,
ГБДОУ №71 Невского района , г.Санкт-Петербург
Очень часто родители задаются вопросом- зачем нужна логоритмика?Для чего она?Давайте с вами разберемся в этом вопросе.Логоритмика - это комплексная методика в логопедии, направленная на формирование красивой, правильной, плавной речи.Само название данного метода является составным словом, которое является сокращением термина “логопедическая ритмика”.Чтобы у детей не было проблем с речью педагоги применяют разные методики.Одна из них- логоритмика.Благодаря занятиям по логоритмике дети разрабатывают мелкую моторику, учатся правильному произношению, пополняют свой словарный запас и многое другое.А также ребята получают множество преимуществ в различных аспектах развития.Таких , как развитие речевых навыков и фонематических представлений, улучшения слухового, зрительного и тактильного восприятия, развитие мимики и мелкой моторики, укрепление эмоциональных связей и формирование положительной самооценки и многих других.
Нарушения произносительной стороны речи требуют специальной логопедической помощи.Часть детей посещает специальные коррекционные дошкольные учреждения или специально организованные логопедические группы.Во многих детских садах работают логопеды, которые занимаются коррекцией речи детей.Одну из эффективных коллективных форм работы с детьми по исправлению нарушения звукопроизношения и представляют логоритмические занятия,основанные на тесной связи слова , движения и музыки.Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения.На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.Речевой материал поэтапно усложняется.Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Логоритмика направлена на достижения следующих целей: развитие речевых навыков и фонематических представлений, совершение произносительных навыков и дикции, развитие мелкой моторики и двигательных умений, улучшение слухового,зрительного и тактильного восприятия.А так же развитие памяти, внимания мышления, развитие пространственной ориентации и координации движений, формирование положительной оценки.Основная цель логоритмики- формирование гармоничной, свободной и выразительной речи способной эффективно передавать мысли и чувства.В итоге - дать обучающимся почувствовать уверенность и комфорт во время процесса коммуникации.
Во время занятий решается множество коррекционных задач:воспитательные, образовательные, оздоровительные.Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, улучшается чувство ритма, развивается общая и мелкая моторика, совершаются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Развивается дыхание, моторная и сенсорная функция, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движения.Укрепляется костно-мышечный аппарат.Развивается и совершенствуются психомоторные качества (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания).
Логоритмика очень эффективна для ребят с нарушениями речи, такими как заикание, дизартрия, алалия и для тех, кто испытывает трудности с запоминанием и воспроизведением звуков. . Занятия по логоритмике основаны на тесной связи между музыкой, словами и движениями. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга.Логоритмика нужна детям , у которых есть проблемы с координацией движений, пространственной ориентации и двигательными навыками.А также у кого есть проблемы психического развития( например, отставание в развитии или аутизм), проблемы с памятью, вниманием и другими познавательными процессами, проблемы с моторикой и мимикой.
Вообще заниматься логоритмикой могут все дети с раннего возраста.С самыми маленькими могут заниматься родители дома.Например, игра “Ладушки”, подражание звукам и движениям животных.Такие игры уже с малого возраста способствуют формированию речи,укреплению эмоциональной связи между ребенком и родителем, развитию координации движений и укреплению памяти.Основные правила проведения таких занятий- не показывать недовольство, если у ребенка не получается правильно воспроизвести упражнение, запаситесь терпением и хвалите малыша, поберите музыку отражающую эмоциональный фон занятий, нужно выбрать стихотворения, которые будут простые и запоминающиеся, сначала ребенок медленно повторяет , потом темп увеличивается.В дальнейшем занятия и упражнения усложняются и их рекомендуют уже проводить со специалистом на занятиях по логоритмике.
Для детей 3-4 лет на занятиях по логоритмике в основном используются пальчиковая гимнастика, маршировка под ритмическую музыку, при этом детей учат ориентироваться в пространстве (например “поверните налево”), используются игры на коммуникацию со сверстниками (например, подбирается песня , где нужно во время исполнения подойти к другим детям).
Для дошкольников 4-5 лет подбираются более сложные задания.К этому возрасту важно, чтобы у ребенка четко сформировалось произношение всех звуков.Рекомендуется обыгрывание стихотворений, ходьба со сменой направлений, ритмичным счетом, предлагается детям самостоятельно к стихотворению придумать движения.
Для детей 6-7 подбираются еще более сложные упражнения, все проводится в игровой форме.Могут использоваться такие игры, как “Замри”.Когда дети бегают под музыку, а когда она прекращается они застывают в определенном образе, игра “Зеркало”, когда рисуется схематическое изображение движений (прыжок, кружение) и по этой схеме ребенок должен двигаться, подбирается музыка среднего темпа.
В основном на занятиях используется музыка и ритмические упражнения, артикуляционная гимнастика, нейрогимнастика, (упражнения с нейромечами) пальчиковые игры, дыхательные упражнения («подуй на снежинку», «сдуй листик»),музыкально-дидактические игры и пособия, идет работа над слуховым вниманием («какой инструмент звучал»), игры и танцы способствующие развитию эмоциональной сферы и ассоциативно-образного движения, задания по развитию словотворчества.А так же игры со звуками и словами, игры с игрушками и дидактическими материалами, речевые и двигательные упражнения, стихи и поэтические тексты, творческие задания и арт терапия.
Вообще все упражнения можно разделить на три категории:
#1056;ечевая ритмика-это упражнения на развитие моторики мышц органов речи и синхронизации речи с ритмом.
#1057;луховая ритмика- это упражнения направленные на развитие способности слушать и распознавать ритм.
3. Музыкальная ритмика- это игра на музыкальных инструментах, пение песен, участие в музыкальных играх.
В основном логопедическая ритмика не требует подготовки.Взрослый показывает упражнения, а ребенок просто повторяет.Не нужно учить материал, потому что его проговаривают просто и повторяют на каждом занятии.Так же не стоит ждать очень быстрого эффекта от занятия , результаты обычно будут видны через полгода.Во время занятия всегда используется музыка, яркие игрушки , картинки, музыкальные инструменты и игры.Поэтому детям очень нравятся эти занятия.
А еще логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки, жизненного тонуса, а на положительных эмоциях дети лучше и быстрее усваивают материал, учатся говорить правильно.А нужна ли логоритмика вашему ребенку?Решать вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика в дошкольных учреждениях
Материал будет интересен для учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре....
Дыхательная гимнастика в дошкольных учреждениях и их польза в жизни детей
Дыхательная гимнастика в дошкольных учреждениях и их польза в жизни детей...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
«Логоритмика как здоровьясберегающая технология в дошкольном учреждении»
Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования....
О пользе логоритмики
Логоритмика — это направление логопедической работы, включающее игровые упражнения, в которых сочетаются музыка, движения и слова. Занятия логоритмикой способствуют развитию речевого дыхания, ко...