Календарный план проведения непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ТНР на 2016- 2017 учебный год
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
В календарном плане непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР указаны даты проведения НОД, количество занятий, лексические темы, методическая литература, использованная при планировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnyy_plan_po_leksiko-_grammatike.docx | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарный план
проведения непосредственной образовательной деятельности
по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи
в старшей группе для детей с ТНР
на 2016- 2017 учебный год
I период обучения (сентябрь – декабрь)
12 недель (2 занятия в неделю, всего 24 занятия)
Дата проведения | Лексическая тема недели | № и тема занятия | Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи | Методическое обеспечение НОД | |
Сентябрь 26.09.16-30.09.16 | «Наш любимый город Ставрополь» | 1.Согласование прилагательных с существительными | Цель: учить согласованию прилагательных с существительными. Задачи: -формировать знания и представления детей о городе Ставрополе; -введение в активную речь слов одноэтажный, многоэтажный; - познакомить с гербом и флагом Ставрополя; -учить составлять простое распространенное предложение. Оборудование: картинки и слайды с изображением города Ставрополя, картинки с одноэтажным и многоэтажным домами, герб и флаг Ставрополя, мяч, схема для составления предложений. | Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…» Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004 (стр.9-12) | |
2.Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям | Цель: учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям. Задачи: -учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям; -систематизировать знания детей о детском саде; -активизировать словарь по теме; -воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями. Оборудование: сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр. 9-12) | |||
Октябрь 03.10.16 –07.10.16 | «Фрукты» | 3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | Цель: учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже. Задачи: -закреплять умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ; -активизация и расширение словаря по теме; Оборудование: картинки с изображением фруктов и деревьев, натуральные фрукты и муляжи. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения (стр. 93-97) | |
4. Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему | Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему. Задачи: -закреплять умение подбирать существительные к прилагательным; -закреплять употребление существительных в винительном падеже; -развивать умение отвечать на вопросы полным ответом; -закреплять употребление притяжательных местоимений. Оборудование: картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр. 25-28) | |||
10.10.16 - 14.10.16 | «Овощи. Огород» | 5. Предлоги В и НА. Практическое усвоение сложносочиненного предложения с союзом А | Цель: учить детей различать предлоги В и НА. Практическое усвоение сложносочиненного предложения с союзом А. Задачи: -развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»; -упражнять в отгадывании предметов по их описанию; -упражнять в понимании значения предлогов В и НА в предложении; -развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно- следственных связей; -воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания. Оборудование: картинки с изображением овощей и огорода, натуральные овощи и муляжи, сюжетные картинки. | Л.Н. Ефименкова «Формирование речи дошкольников», 1981 (стр.57-59) | |
6. Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему | Цель: учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания. Задачи: -развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме «Овощи»; -учить соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами; -развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании. Оборудование: картинки с изображением овощей, схема описания овощей, геометрические фигуры по количеству детей. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр. 20-24) Л.Н. Ефименкова «Формирование речи дошкольников», 1981 (стр.65-67) | |||
17.10.16 - 21.10.16 | «Ягоды. Грибы» | 7. Относительные прилагательные. Согласование числительных ДВА, ПЯТЬ с существительными. | Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные. Задачи: -учить детей согласовывать числительные ДВА, ПЯТЬ с существительными - закрепить умение образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных; -формировать знания и представления детей о ягодах, уточнить, что они бывают лесные и садовые. Оборудование: картинки с изображением ягод, дидактическое пособие «Ягодный компот», сюжетные картинки. | Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…» Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004 (стр.80-82) О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр. 102-106) | |
8. Пересказ рассказа Я. Тайца «Про ягоды» с использованием предметных картинок | Цель: учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки. Задачи: - учить логическому построению высказывания; -развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме; -развивать внимание, мышление, связную речь. Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр. 33-35) | |||
24.10.16 - 28.10.16 | «Осень» | 9. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Отработка падежных окончаний. | Цель: учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже. Задачи: -развивать у детей умение составлять небольшие по обьему предложения; отвечать на вопросы полным предложением; -уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме; -упражнять в образовании мн. числа имен существительных. Оборудование: сюжетная картина с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны), предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения (стр. 83-85) | |
10. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски | Цель: учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки. Задачи: -систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период; -активизировать словарь по теме «Осень»; -закрепить умение образовывать имена существительные во множественном числе; -воспитывать у детей литературно- художественный вкус. Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»(адаптированный), картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр. 16-19) | |||
Ноябрь 31.10.16 -04.11.16 | Творческие каникулы | ||||
07.11.16 -11.11.16 | «Деревья и кустарники» | 11. Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У | Цель: учить детей образовывать родительный падеж единственного числа существительных. Задачи: - закреплять умение составлять предложения с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием НЕТ; -закреплять понимание и употребление предлога У; -расширение словаря по теме «Хвойные и лиственные деревья». Оборудование: предметные картинки: деревья, ветки с плодами и листьями или хвоей. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». I период (стр.23-25) О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения (стр. 102-104) | |
12. Практическое употребление предлогов ПОД, ЗА, НА, НАД | Цель: учить понимать и правильно использовать предлоги ПОД, ЗА, НА, НАД во фразе. Задачи: -формировать обобщающее понятие «лес», уточнение пользы леса людям; -учить сравнивать деревья и образовывать сравнительную форму прилагательных. Оборудование: предметные картинки: деревья, ветки с плодами и листьями или хвоей. | Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…» Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004 (стр. 68-70) | |||
14.11.16 -18.11.16 | «Человек» | 13. Глаголы совершенного и несовершенного вида. | Цель: учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы. Задачи: -закреплять умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; -развивать словарь антонимов; -закреплять знания о назначении частей тела; -учить согласовывать слова «один», «два», «пять», «много» с существительными. Оборудование: сюжетные картинки, кукла, мяч, магнитная доска. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения (стр.137-140) | |
14. Пересказ рассказа «Два брата» с использованием фланелеграфа | Цель: учить детей пересказывать рассказ, используя фланелеграф. Задачи: - учить логическому построению высказывания; -развивать умение отвечать на вопросы полным предложением из 4-6 слов; -учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками; -активизировать словарь по теме; -развивать внимание, мышление, связную речь. Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа. | Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи» Логопедическая тетрадь, 1998 (стр.14-16) | |||
21.11.16 -25.11.16 | «Семья. День Матери» | 15. Имена существительные множественного числа | Цель: учить детей строить конструкции с существительными множественного числа. Задачи: -совершенствовать употребление в речи косвенных падежей имен существительных; -добиваться осмысление детьми родственных отношений между членами семьи; -формирование обобщающего понятия «семья», понятия «старше»- «младше». Оборудование: сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия. | Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…» Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004 (стр.11-15) | |
16. Пересказ короткого рассказа «Семья» с использованием фланелеграфа | Цель: учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из четырех- шести слов; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками. Задачи: -развитие слухового внимания; -расширение и активизация словаря по теме «Семья». Оборудование: сюжетные и предметные картинки, фланелеграф. | Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет», 2001 (стр.83-85) | |||
28.11.16 –02.12.16 | «Игрушки» | 17. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными | Цель: учить детей правильно согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными. Задачи: - развивать умение строить небольшие предложения; -активизация и расширение словаря по теме «Игрушки»; -закреплять употребление предлога С; -воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей. Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, игрушки, картинки с мальчиком и девочкой. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения (стр.78-80) | |
18. Составление описательного рассказа об игрушках с опорой на схему | Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему. Задачи: -закреплять умение образовывать относительные прилагательные; -расширение знаний о материалах, из которых сделаны игрушки; -развивать внимание, мышление, связную речь. Оборудование: картинки с изображением игрушек, игрушки, схема описания. | Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», 2012 (стр. 25-27) | |||
Декабрь 05.12.16 -09.12.16 | «Посуда» | 19.Антонимы | Цель: учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам. Задачи: -упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и дать понятие о материалах, из которых изготовляют предметы посуды; - развивать внимание, мышление, связную речь; -учить классифицировать предметы посуды; -закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах. Оборудование: предметные картинки с изображением различной посуды из различных материалов, стакан и ложка. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения (стр.112-114) | |
20. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» | Цель: учить детей подробно пересказывать художественный текст. Задачи: - учить логическому построению высказывания; -формировать навык построения связных монологических высказываний; -закреплять знания детей о предназначении посуды; -активизировать словарь по теме; -развивать внимание, мышление, связную речь. Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр. 112-114) | |||
12.12.16 -16.12.16 | «Одежда» | 21.Образование прилагательных от существительных. Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными | Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных. Задачи: -упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; -активизировать и расширять словарь по теме; -развивать связную речь; -воспитывать в игровой ситуации навыки поведения в общественных местах. Оборудование: предметные картинки с изображением предметов одежды, портнихи, шляпа для «директора» ателье. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения (стр.67-70) | |
22.Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему | Цель: учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему. Задачи: -закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; -расширение знаний о материалах, из которых сшита одежда; -развивать внимание, мышление, обращая внимание на детали в описании; -развивать умение узнавать предмет по описанию. Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, схема описания одежды, кукла, части платья. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.39-42) | |||
19.12.16 -23.12.16 | «Обувь» | 23.Согласование глаголов с именами существительными в форме ед. и мн. числа | Цель: учить детей согласовывать глаголы с именами существительными в форме ед. и мн. числа. Задачи: -активизация словаря детей по теме, развитие связной речи; -упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению; -развивать мыслительную деятельность и внимание. Оборудование: картинки с изображением предметов обуви, шкаф с тремя полками, картинки для проведения игры «Скажи наоборот». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения (стр.119-121) | |
24. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок | Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Задачи: -закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; -развивать внимание, мышление, связную речь; -активизация словаря детей по теме. Оборудование: серия сюжетных картинок, картинки с изображением предметов обуви, одежды, головных уборов. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.43-46) | |||
26.12.16 –30.12.16 | Новогодние каникулы | ||||
II период обучения (январь-май) 19 недель (2 занятия в неделю, всего 38 занятий) | |||||
Дата проведения | Лексическая тема недели | № и тема занятия | Цель, задачи, оборудование НОД | Методическое обеспечение НОД | |
Январь 02.01.17 - 06.01.17 | Новогодние каникулы | ||||
09.01.17 - 13.01.17 | «Зимние забавы» | 1. Родственные слова. Глаголы прошедшего времени | Цель: учить детей подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени. Задачи: - расширять и активизировать словарь по теме; -упражнять умение подбирать имена существительные к глаголам; - развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование: сюжетная картинка с изображением зимы, небольшая искусственная елочка, предметные картинки. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения (стр.72-75) | |
2. Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом | Цель: формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине. Задачи: -развивать у детей навык планирования связного высказывания; -упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию; -активизировать и развивать словарь и лексико- грамматический строй речи. Оборудование: сюжетная картинка «На горке», предметные картинки. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.51-54) | |||
16.01.17 –20.01.17 | «Зима. Дикие животные зимой» | 3. Притяжательные прилагательные | Цель: учить детей образованию притяжательных прилагательных. Задачи: -закреплять навык использования в речи простых предлогов: НА, С, ПОД, НАД, ЗА, В; -упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме; -развивать навыки словообразования. Оборудование: сюжетные картинки к игре «Кто спрятался?», картинки с изображением диких животных и их пищи в зимнее время. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения (стр.99-103) | |
4. Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк») | Цель: учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов. Задачи: -упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме; -учить составлять загадки о животных; -развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование: предметные картинки с изображением зайца, белки, волка. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.72-75) | |||
23.01.17 –27.01.17 | «Зимующие птицы» | 5.Образование глаголов | Цель: учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц. Задачи: -закреплять умение образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно- ласкательным значением; -закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах; -упражнять в узнавании птиц по их описанию; - развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование: предметные картинки с изображением птиц. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения (стр.93-96) | |
6.Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин | Цель: учить детей пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картин. Задачи: -формировать представления и знания детей о зимующих птицах; -развивать слуховое внимание, закреплять названия дней недели; -учить образовывать и использовать в речи порядковые числительные; -упражнять в составлении предложений с противительным союзом А. Оборудование: серия сюжетных картин, предметные картинки с изображением птиц. | Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…» Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004 (стр. 58-60) | |||
Февраль 30.01.17 -03.02.17 | «Транспорт. Профессии на транспорте» | 7.Приставочные глаголы | Цель: учить детей образовывать приставочные глаголы. Задачи: -закреплять употребление существительных в различных падежах; -закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом; -развивать логическое мышление и связную речь. Оборудование: предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей различных видов транспорта, письмо. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения (стр.110-114) | |
8.Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок | Цель: учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем. Задачи: -формировать представления и знания детей о различных видах транспорта; -активизировать и расширять словарный запас детей по теме; -закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже; -развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. Оборудование: текст рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.80-83) | |||
06.02.17 -10.02.17 | «Профессии» | 9.Творительный падеж имен существительных | Цель: учить детей употреблять имена существительные в творительном падеже. Задачи: - учить детей называть профессии по месту работы или роду деятельности; -упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа; -развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложение. Оборудование: предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения (стр.92-97) | |
10.Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы | Цель: учить детей составлять описательный рассказ. Задачи: -формирование у детей умения передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий; -развивать у детей умение строить высказывания описательного типа; -активизировать и расширять словарь по теме. Оборудование: картинный материал с изображением людей различных профессий; схема для описания профессий; картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.99-103) | |||
13.02.17 -17.02.17 | «Головные уборы. Профессия швеи» | 11.Согласование числительных 1,2,5 и местоимений МОЙ, МОЯ с существительными. | Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными 1,2,5 и местоимениями МОЙ, МОЯ. Задачи: - уточнять и расширять словарь по теме, формировать фразовую речь; -формировать обобщающее понятие «головные уборы»; -формировать представление о назначении головных уборов; -закреплять умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа; -развивать внимание, память, мышление. Оборудование: сюжетные и предметные картинки, картинно-графические схемы предложений, 2 мольберта, магнитная доска. | Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», 2012 (стр. 153-155) | |
12. Относительные прилагательные | Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные. Задачи: - закреплять умение согласовывать относительные прилагательные с существительными в винительном падеже; -закрепить обобщающее понятие «головные уборы»; -учить составлять простое распространенное предложение относительными прилагательными; -развивать внимание, память, мышление. Оборудование: предметные картинки, образцы материалов, картинно- графические схемы, магнитная доска. | Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», 2012 (стр. 155-157) | |||
20.02.17 –24.02.17 | «День защитника Отечества» | 13.Дательный падеж имен существительных | Цель: учить детей употреблять существительные ед. и мн. числа в дательном падеже. Задачи: -учить образовывать прилагательные от существительных; -упражнять детей в назывании военных профессий; -развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными; -упражнять в подборе признаков и действий к предметам. Оборудование: картинки, с изображением людей военных профессий и военной техники. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения (стр.121-124) | |
14. Составление рассказа «Граница Родины- на замке» по серии сюжетных картин | Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по заданному плану. Задачи: -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; -упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме; -расширение знаний детей о военных профессиях; -развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия. Оборудование: серия сюжетных картин. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.123-127) | |||
Март 27.02.17 -03.03.17 | «Продукты питания. Профессия повара» | 15.Относительные прилагательные | Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные. Задачи: - учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать; - закреплять умение согласовывать относительные прилагательные с существительными в винительном падеже; -закрепить обобщающее понятие «продукты питания»; -развивать внимание, воображение, мышление у детей. Оборудование: предметные картинки, образцы продуктов, картинно- графические схемы, магнитная доска. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения (стр.98-101) | |
16. Пересказ – инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин | Цель: учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации. Задачи: - обучать логическому построению высказывания; -закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных; -развивать внимание, мышление, связную речь; -активизировать и развивать словарь по теме; -учить согласовывать слова в предложении. Оборудование: серия сюжетных картинок по тексту сказки, текст сказки «Колосок», маски мышек и петушка. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.104-107) | |||
06.03.17 -10.03.17 | Творческие каникулы | ||||
13.03.17 -17.03.17 | «Мой дом» | 17.Сложные слова. Предлоги | Цель: учить детей образовывать и употреблять сложные слова. Задачи: - упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат; -закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги; -расширять и активизировать словарь по теме. Оборудование: сюжетные картины с изображением дома в разрезе, почтовый ящик, макет дома, кукла. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения (стр.119-122) | |
18.Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала рассказа | Цель: учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий. Задачи: -учить выделять событийную основу и существенные детали изображения; -активизировать и расширять словарь по теме; -закрепить навык употребления сложных слов; -развивать навыки планирования развернутых высказываний. Оборудование: сюжетная картина «Один дома». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.115-118) | |||
20.03.17-24.03.17 | «Мебель» | 19.Родительный падеж имен существительных множественного числа | Цель: учить детей правильно употреблять имена существительные во множественном числе в родительном падеже. Задачи: - учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы; -упражнять детей в назывании частей мебели; -расширять и активизировать словарь по теме. Оборудование: сюжетная картинка с изображением комнат в доме, различной мебели (кухонной, для спальни, для прихожей, для гостиной, для детской), предметные картинки с изображением мебели. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения (стр.78-81) | |
20.Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации | Цель: учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев. Задачи: -закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным значением; -упражнять детей в логическом изложении высказывания. Оборудование: маски с изображением героев сказки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.55-58) | |||
27.03.17 -31.03.17 | «Домашние животные и их детёныши» | 21. Притяжательные прилагательные | Цель: учить детей образовывать сложные слова, притяжательные прилагательные. Задачи: -расширять словарь антонимов; -активизировать словарь детей по теме; -закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа; -развивать словообразование и словоизменение; -воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Оборудование: маски домашних животных, картинки с изображением домашних животных и их детенышей. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения (стр.126-131) | |
22.Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» | Цель: учить детей пересказывать художественный текст. Задачи: -формировать у детей навык построения связного монологического высказывания; -расширять знания детей о домашних животных; -закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже. Оборудование: текст рассказа Л. Толстого «Котенок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.119-122) | |||
Апрель 03.04.17 -07.04.17 | «Домашние птицы» | 23. Образование глаголов от звукокомплексов | Цель: учить детей образовывать глаголы от звукокомплексов. Задачи: -уточнить, расширить и активизировать словарь по теме; -формировать обобщающее понятие «Домашние птицы», «Птенцы»; -познакомить с профессией птичницы; -учить согласовывать числительные 1-5 с существительными; Оборудование: сюжетная картинка «Птичий двор», предметные картинки с изображением домашних птиц и их птенцов. | Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», 2012 (стр. 195-196) | |
24.Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок | Цель: учить детей пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок. Задачи: -формировать у детей навык построения связного монологического высказывания; -развивать воображение- придумывать конец рассказа; - уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Оборудование: серия сюжетных картинок «Как утки курам помогали». | Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», 2012 (стр. 195-197) | |||
10.04.17 -14.04.17 | «Весна» | 25. Относительные прилагательные | Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные и подбирать имена существительные к ним. Задачи: - учить детей называть признаки времен года; -развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их; -развивать мышление и связную речь; - закрепить навык использования в речи предлога БЕЗ; - упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек; сюжетные картинки по теме «Весна» и «Что перепутал художник?». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения (стр.81-84) | |
26. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картинок | Цель: учить детей навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок. Задачи: -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; -закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений; -активизировать и расширять словарь по теме «Весна»; -упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам. Оборудование: магнитная доска, серия сюжетных картинок «Заяц и морковка». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.91-94) | |||
17.04.17 -21.04.17 | «Перелётные птицы» | 27.Предлоги В, НА, С, ПОД, ИЗ | Цель: учить детей правильно понимать и употреблять предлоги. Задачи: - закреплять умение составлять предложения с предлогами; -развитие диалогической речи; -активизация и расширение словаря по теме; -закрепление обобщающего слова «перелетные птицы»; -закрепление приставочных глаголов. Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, схемы предлогов, сюжетная картинка «Скворцы прилетели». | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». II период (стр.12-14) | |
28.Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок с дополнительной опорой на предметные картинки | Цель: учить детей составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок с дополнительной опорой на предметные картинки. Задачи: -обучение запоминанию и рассказыванию составленного рассказа; -закрепление представлений о ранней весне; - обогащение лексики родственными словами путем образования родственных слов с помощью вопросов. Оборудование: серия сюжетных картинок «Скворечник», предметные картинки. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». III период (стр.10-12) | |||
24.04.17 - 29.04.17 | «Рыбы» | 29.Имена существительные с предлогами | Цель: учить детей употреблять имена существительные с предлогами, обогащать речь словами- антонимами. Задачи: - пополнять знания и представления детей о рыбах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания; -добиваться последовательного, логичного рассказывания по серии сюжетных картинок; -развитие координации речи с движением. Оборудование: магнитная доска, игра «Поймай рыбку», предметные картинки с изображением рыб, серия сюжетных картинок. | Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР», 2007 (стр. 519-527) Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…» Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004 (стр. 89-91) | |
30. Составление рассказа- описания по предложенному наглядному плану | Цель: учить детей составлять описательный рассказ по предложенному наглядному плану. Задачи: - расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы»; -развивать монологическую речь; -упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным; -закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Оборудование: наглядный план для составления описательного рассказа, предметные картинки. | Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом 4. (стр.15) | |||
Май 01.05.17- 05.05.17 | «День Победы» | 31. Творительный падеж имен существительных (2) | Цель: учить детей употреблять имена существительные в творительном падеже. Задачи: - учить детей называть военные профессии; -закрепить умение согласовывать числительные с существительными -развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложение. Оборудование: предметные или сюжетные картинки с изображением людей военных профессий, военной техники и оружия. | Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…» Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004 (стр. 24-27) | |
32. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» | Цель: учить детей связно и последовательно пересказывать текст. Задачи: -расширять знания детей о мужестве людей во время войны; -учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных; -развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки. Оборудование: текст рассказа Л. Кассиля «Сестра» | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.88-90) | |||
08.05.17 -12.05.17 | «Зоопарк» | 33. Дательный падеж имен существительных | Цель: учить детей образовывать и использовать в речи форму дательного падежа имен существительных. Задачи: -формировать знания и представления детей о диких животных; -учить отгадывать загадки описательного характера; -закреплять умение образовывать и использовать в речи конструкцию «подлежащее +сказуемое+ обстоятельство места с предлогом»; -упражнять в образовании формы существительных множественного числа. Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением диких животных. | Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…» Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004 (стр. 27-32) | |
34. Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке «Случай в зоопарке» | Цель: учить детей пересказывать рассказ с опорой на сюжетную картинку. Задачи: -учить выделять событийную основу и существенные детали изображения; -активизировать и расширять словарь по теме; -развивать навыки планирования развернутых высказываний. Оборудование: сюжетная картина «Случай в зоопарке». | Т.А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» | |||
15.05.17 –19.05.17 | «Цветы» | 35.Распространение предложения путем введения однородных определений | Цель: учить детей распространять предложения путем введения однородных определений. Задачи: -закреплять умение подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений; -учить включать слова- признаки в определенное место предложения перед определяемым словом; -активизировать и расширять словарь по теме; -уточнять понятие «слово», «предложение». Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, мяч, 5 прямоугольников, сюжетные картинки. | Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет», 2001 (стр.72-74) | |
36.Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики» | Цель: учить детей заучивать стихотворное произведение. Задачи: -закрепление представлений о весне; -обогащение лексики признаками и действиями предметов; -развитие диалогической речи; - закрепление названий полевых цветов. Оборудование: пейзажная картинка «Степь в цвету», предметные картинки с изображением цветов, текст стихотворения. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». III период (стр.22-23) | |||
22.05.17 –26.05.17 | «Лето. Насекомые» | 37.Глаголы множественного числа | Цель: учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число. Задачи: - упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям; -развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа; -закреплять употребление предлогов при составлении предложений. Оборудование: плакат с изображением лесной полянки, предметные картинки с изображением насекомых, картинка с изображением цветка. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения (стр.143-146) | |
38.Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. | Цель: учить детей рассматривать предметы окружающей действительности, формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки. Задачи: - упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам; -закреплять знания о частях тела насекомых; - активизировать и расширять словарь детей по теме. Оборудование: схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014 (стр.132-134) | |||
Итого | 31 лексическая тема |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на 2016 - 2017 учебный год
Перспективный план демонстрирует последовательность изучения звуков и букв на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР II-III уровень). Содержит цели и ...
Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".
Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».
Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...
конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...