Тематический план работы кружка «Речецветик» в старшей группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Феклистова Мария Васильевна

Перспективное планирование на год кружка по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechetsvetik_starshaya.docx56.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                     Утверждаю:

                                                                                                                                                      заведующая МБДОУ детский сад «Чайка»

                                                                                                            _____________________ О.С. Бутыгина

                                                                                                                                                     «____» _______________ 20 ____ г.        

Тематический план работы «Речецветик»

 В СТАРШЕЙ   ГРУППЕ.

 

                                         Воспитатели:

                                                                                      ФИО, квалификационная категория,            

           

«Речецветик»

Образовательная область: речевое развитие детей.

Возрастная группа: старшая, дети в возрасте с 5 до 6 лет, количество детей – 20 человек.

Цель: предоставление образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения   по приоритетному направлению деятельности по познавательно – речевому развитию детей в возрасте с 5 до 6 лет в форме проведения  «Речецветик» на бесплатной основе.

Задачи:

  1. Создание условий, способствующих всестороннему развитию детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Оснащение предметно – развивающей среды, пополнение методическими материалами, дидактическими пособиями оборудованием в соответствии с  реализуемой программой «Речецветик», с учётом возрастных особенностей детей и используемых парциальных программ дошкольного образования.
  3. Практическое овладение детьми нормами речи , развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
  4. Создание условий для реализации индивидуальных возможностей развития детей данного возраста. Продолжать формировать у детей опыт  социальных навыков поведения, создавать условия для   развития творческой активности детей.

Пояснительная записка

Овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребёнка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

  Организационно – методической обеспечение.

  1.  «Речецветик»  проводится 1 раз в неделю в соответствии с утверждённым расписанием на учебный год, является частью  непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация».

Количество проведения НОД

В неделю – 1  

В месяц –

В год -

Количество детей – 20 человек.

Возрастная группа: старшая ( дети в возрасте 5-6 лет)

  1. Длительность проведения работы в кружке в соответствии с действующими санитарными нормами  не более

20 минут.

  1. Методическое обеспечение:

Технология: «Технолгия развития связной речи», О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Парциальная программа: О.С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников»

     4.  Методы, используемые при проведении :

  • Наглядные:

- непосредственные(метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов)

-опосредованные ( рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.)

  • Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.)
  • Практические (различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. )
  1. Форма проведения  - тематическая совместная деятельность педагога с детьми.

     6. Ожидаемые результаты:

       Интегративные качества:

  • «Любознательный, активный»,
  • «Эмоционально отзывчивый»
  • «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
  • «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,  мире и природе»
  • «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

       

 В результате проведения  «РЕЧЕЦВЕТИКА» к концу года дети могут:

Словарь:  

  • употреблять в речи прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов; наречия, обозначающие взаимоотношения людней, их отношение к труду.
  • употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

ЗКР: 

  • различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з,с-ц,ш-ж,ч-ц,

с-ш, ж-з,л-р.

  • определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Грамматический строй речи:

  • согласовывать слова в предложении;
  • образуют однокоренные слова, в том числе глаголы с приставками;
  • составлять по образцу простые и сложные предложения.

Связная речь:

  • поддерживать беседу;
  • связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • рассказывать (по плану и образцу) о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
  • составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;  рассказы творческого содержания на тему, предложенную воспитателем.

Приобщение к художественной литературе:

  • внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки;
  • рассказать о своём восприятии конкретного поступка литературно персонажа;
  • выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

   7.  Работа  «____________» проводится в соответствии с  тематическим планом.  Программа составлена с учётом  интеграции образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие»

   8. План работы кружка (старшая)

ПЕРИОД:  01.09 – 30.09    

ТЕМА:   День знаний. Неделя безопасности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Совместная деятельность:  беседы на тему «1 сентября», чтение художественной литературы, знакомство со школьными принадлежностями и способами их использования, отгадывание загадок о школьных принадлежностях, разучивание стихов о школе, рассказы детей о своих братьях и сёстрах, которые учатся в школе.

Самостоятельная деятельность: Сюжетно-ролевой игры «Школа», «Магазин» (покупка школьных принадлежностей, «1 сентября». Игры на удачу. Свободные общения: «Встреча детей», «Что мы делаем в детском саду», «Что тебе нравится в детском саду» П-и «Жмурки», «У кого мяч», «Быстро в колонну», «Мышеловка», «Мы веселые ребята»,Игровое упражнение «Моя любимая игрушка».

Неделя, тема

НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение

Взаимодействие с родителями

1 неделя: «ДЕНЬ ЗНАНИЙ»

«Клуб будущих первоклассников»

Формировать представление детей о празднике «День знаний». Познакомить со школьными принадлежностями, их названием, назначением. Упражнять в счёте до 5. Развивать умение поддерживать беседу. Помочь детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей.

Приложение № 1

1. Совместное изготовление атрибутов  для сюжетно – ролевых игр.

2.. Подборка стихов о профессиях детского сада

2 неделя: «ШКОЛА»

«Незнайка-первоклассник»

Продолжать развивать представления детей, об изменении позиции ребёнка – будущего первоклассника. Развивать умение поддерживать беседу. Обогащать речь детей существительными, обозначающими школьные принадлежности.

Приложение № 1.

3 неделя: «ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ»

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Учить пересказывать текст, передавая интонацию при характеристике персонажей. Активизировать в речи употребление глаголов, учить соотносить предмет и производимое с ним действие. Упражнять в образовании названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 50, занятие № 5

4 неделя «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ»

Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», стр. 44, занятие № 2

   

ПЕРИОД:  с 01.10. по 31.10

ТЕМА:   «Осень»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:   «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Совместная деятельность: Дидактические игры: ∙ «Целый год» ∙ «Собери картинку»(времена года) ∙ «Съедобное- несъедобное» ∙ «Что в моей корзинке?» ∙ Лото «Цветы»(классификация) ∙ Словесная игра «Осенние слова»(подбор прилагательных » ∙ Подвижные игры «Грибник»,« Пугало » ,  « « Поймай листок».  Рассматривание альбома « Разговор о правильном питании » ( полезные и неполезные продукты ) .Театральная деятельность. Сказка «Репка» Игра «Следопыты»(кто больше заметит новых признаков осени. Составление букетов из осенних цветов .  Со брать и засушить красивые листья для поделок.

Самостоятельная деятельность: Дидактические игры:  «Когда это бывает?»  «Про растения»  «Что лишнее?»(овощи, фрукты)  Лото «Собирай-ка»  « Собери букет». Подвижные игры:  « Огуречик , огуречи к », « У медведя во бору »,  « День - ночь »,  « Через ручеек ». Сбор семян цветов,  уборка сухих листьев,  травы граблями.  Игры – превращения «Осенние листочки» .Раскраски «Цветы»,  трафареты «Овощи» .Музыкально-дидактическая игра «Осенние звуки» (использование бросового материала, самодельных музыкальных инструментов). Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов на тему осень. Выразительное чтение стихов.

Неделя, тема

НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение

Взаимодействие с родителями

1 неделя:

«Явления природы»

Составление короткого рассказа на предложенную тему.

Учить составлять короткий рассказ на тему, предложенную воспитателем. Закрепить умение образовывать названия детёнышей животных в именительном  и родительном падежах множественного числа;  закрепить знания о том, что некоторые детёныши животных имеют специальные названия; активизировать употребление в речи сложноподчинённых предложений. Уметь подбирать слова, сходные по звучанию.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 56, занятие № 8

Со брать и засушить красивые лист ья для поделок.

Изготовление поделок из овощей и фруктов;

-закреплять правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных

- загадывание простейших загадок об овощах;

- привлекать детей к посильному труду на даче;

- рассматривание садовых инструментов;

- рассматривание овощей и фруктов;

- участие в выставке Даров осени;

Выставка рисунков (сотворчество) «Золотая осень» ∙ Фоторепортаж «Хорошо лет

2 неделя:

«Овощи, фрукты»

Чтение  сказки Дж. Родарри «Большая морковка» сопоставление со сказкой « Репка»

Учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; учить замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей  5-6 лет», стр. 206, занятие № 11

3 неделя:

«Труд людей осенью»

Рассказывание по картине «Строим дом»

Учить составлять сюжетный рассказ по картинке; придумывать события, завершающие изображённое на картинке, давать ей название. Учить подбирать разные слова при характеристике персонажей, изображённых на картинке. Закреплять правильное произношение звуков Ш,  Ж; учить дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова сними; учить делить двухсложные слова на части. Чётко произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6  лет», стр. 52, занятие № 6

4 неделя: «Природа в произведениях искусства»

Рассматривание картины В. Серова «Октябрь».Чтение рассказа

Г. Скребицкого  «Октябрь»

Воспитывать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями, активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 185, занятие № 4

ПЕРИОД:  01.11-30.11

ТЕМА:   «Я в мире человек. Моя семья, мой город.»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Совместная деятельность: дидактические игры:  « Найди отличия»(старый, современный город) ,« Путешествие по городу»( достопримечательности города) , « Узнай свой флаг» ,  «Собери герб» (разрезанные картинки). Слушание песен о Родине. Москве, гимна. Беседы :  о городах  Урала. Экскурсии :  по городу ,  в музей .  Рассказы о своем городе.  Где можно увидеть герб города ( беседа ).  Чтение поговорок, пословиц о Родине. Игра «Радио передача» (рассказы о своей семье) * Беседа * «Моя дружная семья»

Самостоятельная деятельность: Игры с конструктором ∙ Сюжетно – ролевая игра «Почта» ∙ Народные игры. Постройки из песка на прогулке: дома, замки, дороги, мосты (обыгрывание). Слушание русских народных песен. Раскраски – здания , дома.  Раскрашивание российского флага. Конструирование «Кремль. Рассматривание иллюстраций флага, герба, архитектура.

Неделя, тема

НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение оборудование

Взаимодействие с родителями

1 неделя: Кто в стране моей живет? (национальности, выдающиеся люди).

Литературная викторина «наши любимые поэты» Чтение стихотворений А.Барто, С.Михалкова

Систематизировать знания о литературном творчестве А.Барто, С.Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения; учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 235, занятие № 20

Домашние задания, выполняемые вместе с ребенком,  «Я иду домой» - составление маршрута из сада до дома,

 Разучивание вместе с родителями разучивали стихи о городе, об  истории родного города, страны, их  достопримечательностях, изучение  природы родного края

Участие родителей  в организации посещение библиотеки, музея, экскурсий на почту, в магазин, аптеку, стройку.

Фотовыставка «Моя семья»

Рассматривание с родителями семейных фотографий

2 неделя: Моя страна (история, флаг)

«Моя Родина» (литературная гостиная)

Формировать навыки восприятия и проведения анализа содержания стихотворения. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Развивать слуховое внимание, память. Учить подбирать определения к существительным. Расширять представления о родной стране. Закрепить понятие «малая родина». Воспитывать любовь к Родине.

Приложение № 2

3 неделя: Моя планета.

Рассказывание по картине «Северные олени»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о внешнем виде и жизни животных (северных оленей). Развивать умение подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать использование в речи антонимов. Закрепить правильное произношение звуков Ч и Ц, учить различать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с ними.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей  5-6 лет», стр. 79, занятие № 18

4 неделя: Моя семья.

Рассказывание на основе личных впечатлений на тему «Наши игрушки»

Учить описывать внешний вид игрушек, рассказывать, как с ними можно играть, какие игрушки есть дома. Закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи сложноподчиненные предложения. ЗКР:  работа со звуками С и З.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 60, занятие № 12

5 неделя: Моя мама.

Чтение нанайской сказки «Айога». Анализ пословиц.

Учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; воспитывать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 216, занятие № 14

ПЕРИОД:  01.12-31.12

ТЕМА:   Новогодний праздник

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:   «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Совместная деятельность: Дидактические игры: «Про растения», «Узнай по описанию» (с кем дружит ель, животные), «Собери картинку». * Сюжетно-ролевые игры: «Мастерская Деда Мороза», «Чудесный мешочек», «Найди и покажи», «Веселый хоровод», «Горячо-холодно». Беседы: «С кем дружит ель в лесу», «Без чего Новый год не Новый год?», «Осторожно, елка!» (по правилам пожарной безопасности), Я и моя семья в праздники», «Волшебные слова» (рассказ о русских новогодних традициях, поздравления, пожелания близким, родным в Новый год). Участие в украшении группы, елки. * Изготовление елочных игрушек для кукольной елки.

Самостоятельная деятельность: Собери картинку», сюжетно-ролевая игра «Семья» (встреча Нового года), «Детский сад» (готовимся к Новому году), «Что лишнее», «Когда это бывает» (праздники, время года). «Подберем куклам одежду для праздника» *Рассматривание открыток, иллюстраций на темы Нового года. Музыкально- дидактическая игра «Спой песенку о Земле» * Танцевальное творчество: «Вальс снежных хлопьев» (Чайковский) *Хороводная игра «Ой, мороз». Рассматривание иллюстраций книг Г. Х. Андерсона «Снежная королева», В.Бианки «Книга зимы».

Неделя, тема

НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение оборудование

Взаимодействие с родителями

1 неделя: Красавица зима.

Рассказывание по картине «Речка замёрзла»

Развивать умение составлять рассказ по картинке; учить при описании событий указывать место и время действия. Развивать умение понимать оттенки значения слова. Учить согласовывать  в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков С и Ш; учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе, отчётливо и внятно произносить слова с этими звукам; закреплять умение делить слова на части – слоги.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6лет», стр. 71, занятие № 14.

Совместные поделки новогодних игрушек

Подготовка к Новогоднему карнавалу (костюмы)

Изготовление игрушек на елку

Привлечь родителей к изготовлению кормушек

2  неделя: «Традиции празднования Нового года.»

Составление короткого рассказа по содержанию стихотворения «Обед»

Учить составлять короткий рассказ о содержанию стихотворения, а так же описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, назначению, правильно называя определения-прилагательные; активизировать употребление в речи слов противоположного значения (антонимов); закреплять умение классифицировать предметы по качеству.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6лет», стр. 64, занятие № 12.

3 неделя: «Новогодние игрушки, подарки»

Пересказ Н.Калининой «Про снежный колобок»

Учить передавать содержание литературного текста, последовательно, выразительно, без наводящих вопросов педагога. Развивать умение подбирать определения; активизировать употребление в речи прилагательных. Закрепить умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных в трудных случаях: ботинок, чулок и т.п.; учить правильно спрягать глагол «хотеть». Закрепить умение громко и чётко поизносить слова.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6лет», стр. 68, занятие № 13.

4 неделя:

«Новогодний праздник»

Заучивание П. Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата…»

Учить запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Привлекать детей к участию в диалоге героев стихотворения, соблюдая нужную интонацию. Развивать слуховую, зрительную память. Учить детей оценивать ответы сверстников с помощью сигнальных картинок.

Приложение № 3.

ПЕРИОД:  08. 01. – 01.02.

ТЕМА: « Зима»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Совместная деятельность: Самомассаж «Да-да-да, есть у деда борода». Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Снежная карусель» Подвижные игры:  «Снежная карусель», «Два мороза» Изготовление и вывешивание замороженных льдинок на участке Рассматривание картины И.Грабарь «Зимний пейзаж» Дидактические игры: ∙ « Зимуют – улетаю»,  « Угадай животных» (лото с загадками) Словесные игры: ∙ « Кто как ест?» ∙ « Кто где живет?» .

Самостоятельная деятельность: Рисование:  По трафарету «Птичка», Раскраски (животные, птицы, рыбы, насекомые) ∙ Лепка животных (дикие, домашние) . Дидактические игры:  « Зоологическое лото», «Собери картинку»(разрезные картинки животные, птицы) ,  «Четвертый лишний» , «Про животных» (классификация) . Рассматривание иллюстраций художников Т.П. Капустиной, Ю. Васнецова, Е. Чарушина (образы животных). Рассматривание иллюстраций «Как можно отдыхать зимой».

Неделя, тема

НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение

Взаимодействие с родителями

1 неделя: «Народные праздники»

Малые фольклорные формы: составление рассказов по пословицам.

Закрепить знания о жанровых особенностях потешек, песенок, загадок, чистоговорок, пословиц; учить понимать переносное значение образные выражений; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 210, занятие № 12.

Составление альбомов о зиме.  Консультация: «Зимние прогулки»;

Рекомендации для родителей по теме: «Зима». Чтение произведений о зиме. (подборка стихов о зиме в рубрику «Выучите вместе с детьми») Рассматривание иллюстраций, картин о зиме. Привлечь родителей к уборке участка от снега.

2 неделя: «Животный мир зимой.»

Составление рассказа по скороговорке.

Учить связно и живо рассказывать не отступая от поставленной темы. Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том. Что не всегда названия детёнышей можно образовать от названий самих животных, активизировать употребление в речи сложноподчинённых предложений. Учить вычленять слов со звуками Ш и Ж; учить делить трёхсложные слова на части, определять последовательность звучания слогов в слове.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6лет», стр. 54, занятие № 7

3 неделя: «Зимние виды спорта.»

Рассказывание по теме «Игры зимой» на основе личного опыта.

Учить составлять связный рассказ о своих впечатлениях, не отступая от заданной темы. Упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением. Развивать умение отчётливо и внятно произносит фразы. Насыщенные словами со звуками С и Ш; учить пользоваться громкостью голоса, изменять темп речи. Выделять голосом из фразы отдельные слова. Учить замедленно проговаривать слов, вслушиваться в разное звучание слогов в слове.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 73, занятие № 15.

4 неделя «Безопасность зимой.»

Чтение рассказа Н.Носова «На горке»

Развивать умение чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6лет», стр. 218, занятие № 15.

ПЕРИОД:  02.02-28.02

ТЕМА: День защитников отечества.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Совместная деятельность: Беседы с рассматриванием иллюстраций: .«Бравые солдаты»,«Известные полководцы» «Будем в армии служить» .«Наша армия родная бережет наш мирный труд» Целевая прогулка по улице. Чтение всех форм фольклора .

Самостоятельная деятельность: С/р игра «Военные учения», «Лётчики», «Моряки». Рассматривание картин: «День защитников Отечества» .«Маршал Жуков»

Неделя, тема

НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение.

Взаимодействие с родителями

1 неделя: Мы любим свою Родину

Привлечение родителей к помощи изготовления атрибутов к игре «Российская Армия».

Выставка «Во что играли наши папы».

Создание папки-передвижки «Военная техника», журнала «Никто не забыт и ничто не забыто».

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок об армии».

Альбом «Рецепты выпечки блинов: семейные секреты»

Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье. 

2 неделя: «Военные профессии, техника.»

Чтение С. Михалкова «Дядя Стёпа»

Развивать умение чувствовать и понимать характер образов произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 221 занятие № 16.

 3 неделя:

« Мой – папа солдат»

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник неизвестному солдату».

продолжать обучать детей навыкам последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

-развивать умение детей в разговоре, при рассказывании выражать отношение к поступкам солдат;

- активизировать и обогащать словарь детей по теме «Защитники Отечества»;

-воспитывать уважение к солдатам Российской Армии.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

4 неделя «Масленица»

Малые фольклорные формы: составление рассказов по пословицам и поговоркам.

Развивать умение воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закрепить знания о жанровых особенностях загадок, скороговорок, пословиц, поговорок; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 230 занятие № 18.

ПЕРИОД:  01.03-31.03

ТЕМА: Международный Женский день. Народная культура и традиции

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:   «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Совместная деятельность: Дидактические игры: * «Узнай чей портрет» ( разрезные картинки); * «По профессии»; «У нас порядок»; * «Чья одежда» (о рабочей одежде); * «Дополни предложение» (мама купила) –словарная игра. Подвижная игра «Мы веселые ребята» * Массаж пальцев «Подарок маме»  Беседа * «Моя дружная семья» * «Кто ты для бабушки» * «Профессии» * Сюжетно-ролевая игра «День рождения» * Заучивание пословиц, поговорок о семье, дружбе. Чтение всех форм фольклора и рассматривание иллюстраций: художника-иллюстратора Ю.Васнецова художника-иллюстратора А.М. Елисеева художника-иллюстратора Е. Рачева художника-иллюстратора И.Кузнецова.

Самостоятельная деятельность: Дидактические игры: * «Составь букет для мамы»; * «Что лишнее»; «Кому что нужно для работы». Сюжетно-ролевые игры: «семья», «Дом», «Дочки- матери». Настольные театры: «Три медведя», «Волк и семеро козлят»

Неделя, тема

НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение оборудование

Взаимодействие с родителями

1 неделя: Международный женский день.

Рассказывание на тему «Как цыплёнок заблудился»

Подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем. Учить последовательно заменять слова предложения; после замены каждого слова «читать», какое слово получилось. Закреплять знания детей о слоге и ударении.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 94, занятие № 23

Посоветовать родителям «Что читать детям по теме «Весна» В.Бианки «Март», Б.Тимофеев «Мороз и солнце», Е.Баратынский «Весна, весна!..»

Оформить фотовыставку «Самые обаятельные и привлекательные». Тематическая выставка рисунков «Моя мамочка». 

Попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки

2  неделя: Неделя народных игр и игрушек.

Чтение р.н.с. «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов

Учить чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 231 занятие № 19.

3 неделя: Народные промысла.

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с определёнными словами, правильно сочетая их по смыслу. Развивать умение произносить предложение с разной интонацией.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 88 занятие № 21.

4 неделя. Народный быт и одежда.

Составление рассказа на предложенную тему.

Учить составлять рассказ на предлагаемую тему. Уточнить понимание детьми обобщающих понятий посуда, мебель; учить сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия; учить находить несоответствие в тексте стихотворения и объяснять, почему так не бывает. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды; продолжать знакомить с предложением.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 95 занятие № 24.

ПЕРИОД:  01.04-30.04

ТЕМА: Весна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:   «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Совместная деятельность: Дидактические игры: *Подбери по силуэту (космические корабли) *Найди лишнее *Путешествие по карте, глобусу Словесные игры: « Доскажи словечко» . Подвижные игры: *Летающие тарелки *Космонавты вокруг солнца *Беседа «Космическая еда, рецепты крепкого здоровья» Беседы: * «Береги свою планету» . Рассматривание иллюстраций «Поведение в природе». Активизирующее общение:«Признаки весны»,«Деревья весной»«Природа просыпается»

Самостоятельная деятельность: *Сложи узор (Никитина) *Найди лишнее *Строители космодрома». Экспериментирование со звуками «Звуки неизвестной планеты». *Рассматривание иллюстраций (о космонавтах, космических кораблях) *Рассматривание иллюстраций о весне. *Рассматривание альбомов «Красная книга»

Неделя, тема

НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение оборудование

Взаимодействие с родителями

1 неделя: Явления природы

Заучивание отрывка из стихотворения Я.Акима «Апрель»

 Развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение. Передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; учить воспроизводить в своей речи образные выражения из текста.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 246, занятие № 24.

Предложить родителям обсудить  с детьми:

- Весенние изменения в природе: солнышко ярко светит, потеплело, растаял снег, появились лужи, бегут ручьи, появляется первая травка, просыпаются насекомые, первые цветы, прилетают птицы из теплых краев, после зимней спячки просыпаются звери, день становится длиннее;

 -Взаимосвязь между состоянием погоды и одеждой;

- Последовательность роста растений. 

2 неделя: Космос.

«Рассказ о космосе»

Учить детей рассматривать сюжетную картину, называть отдельные предметы. Помогать понятно, излагать свои мысли. Поощрять стремление детей рассказывать самостоятельно. Активизировать употребление существительных, обозначающих понятие «космос»(планеты, космонавт, ракета. Луна, звезды).

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность. Развивать психические процессы –память, внимание, образное мышление. Развивать фантазию, творческое воображение.

Воспитывать у детей умения понимать содержание картины. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.

Приложение № 5

3 неделя: «День Земли»

Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях»

Развивать умение воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием; учить подбирать синонимы к глаголам, строить синонимические и антонимические предложения с заданными словами.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «развитие речи детей 5-6лет», стр. 260, занятие № 28.

4 неделя. Животный растительный мир весной

Придумывание сказки на тему «Приключения зайца»

Учить составлять сказку по плану, предложенному воспитателем, не отступая от темы; придумывать конец сказки, не повторяя сюжета товорищей. Учить подбирать определения и действия к одушевлённому существительному; активизировать употребление в речи имён прилагательных и глаголов. Учить согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе. Закрепить умение внятно и чётко произносить фразы со звуками С, СЬ. Щ. Закрепить знания об ударных и безударных слогах.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 102, занятие № 27.

ПЕРИОД:  01.05-10.05

ТЕМА: День победы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Совместная деятельность: Беседы с рассматриванием иллюстраций6 «Что такое героизм?», .«Ордена и медали» Слушание военных песен, маршей: А.Филипенко «Вечный огонь», В.Агапкин «Прощание славянки». Экскурсия к вечному огню.

Самостоятельная деятельность: С/р.и. «Разведчики» С/р. И. «Солдаты»

Неделя, тема

НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение оборудование

Взаимодействие с родителями

1 неделя:  Праздник День победы

«В День победы»

Закреплять и систематизировать знания о Великой Отечественной войне (социально-коммуникативное развитие) ; уточнять и активизировать словарь по теме «Война» (познавательное развитие) ;развивать грамматический строй речи: составлять предложения с союзом потому что (познавательное развитие) ; развивать речевой слух, силу голоса, четкость речи.

Приложение № 6

Помощь родителей в организации выставок художественной

литературы о ВОВ, Экскурсий к памятнику победителям в ВОВ.

Консультации «Как сохранить в памяти ребенка яркие впечатления, полученные в детстве»

 Оформление папки- передвижки «Как при помощи малых форм фольклора (пословиц, поговорок, загадок) вызвать интерес к истории Родины»

2  неделя: Праздник День победы

ПЕРИОД:  11.05-31.05

ТЕМА: Здравствуй, лето

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Совместная деятельность: Труд на огороде, клумбах: полив растений, рыхление почвы, посадка рассады. .Наблюдение за работой дворника на клумбах: за прополкой, поливом, посадкой рассады. Беседы с рассматриванием иллюстраций, открыток: «Люблю грозу в начале мая» «Погода в мае и летом» «Разные насекомые» «Весенние явления природы». Хороводная игра « Венок».  Игры-эксперементирование: с водой — «Испытание кораблей» (делать разные корабли из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек, испытывать их на плавучесть), со светом – «Пускаем солнечные зайчики», с увеличительными стеклами, «Мир в цветном стекле», с бумагой – «Вертушки». 

Самостоятельная деятельность: Д.и. «Собери части растения», « Угадай цветок », « Цветочное домино ». Х. /и. «ручеек»,П. /и. «Солнечные зайчики». Составление книжки-самоделки о весне.С /р игры «У бабушки в деревне», «Путешествие в лес», «Участие в субботнике»,  «Телерепортёр: весенний репортаж с улиц города», «Огородники», «Весеннее путешествие в лес», «Мы – кораблестроители», «Юные капитаны».

Неделя, тема

НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение оборудование

Взаимодействие с родителями

1 неделя:  Лето, явление природы

Заучивание С.Есенина «Черёмуха»

Учить выразительно читать наизусть стихотворение; развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, развивать образную речь; развивать умение самостоятельно подбирать эпитеты для образного описания картин весенней природы»

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6лет», стр. 258, занятие № 27.

Загадывание загадок о растительном, животном мире, насекомых. 

Закреплять умение детей правильно называть время года и приметы лета,  рассказывать какая погода бывает летом, называть летние месяцы по порядку, в выходные сходить в парк, сквер,  на пруд,  рассматривать деревья, цветы, растения.

 2 неделя  «Правила поведения в природе»

Рассказывание по картине «Зайцы»

Учить составлять рассказ по картине, включая в него описание персонажей и их характеристики. Учить образовывать существительные, указывающие на род занятий и профессию, качество. Учить определять местонахождение ударения в двухсложном слове.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6лет», стр. 110, занятие № 30.

3 неделя «Экология. Неделя экспериментов»

Пересказ сказки В. Сутеева

« Кораблик»

Учить последовательно рассказывать сказку, выразительно передавать диалог действующих лиц, уделять особое внимание заключительной части рассказа. Учить понимать и объяснять смысл поговорок. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются профессии людей, ласковые обращения и названия животных.

О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 5-6лет», стр. 114, занятие № 32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа кружка Речецветик для средней группы

Разработки занятий по развитию артикуляционной  и мелкой моторики,речевого слуха и навыков правильного дыхания для детей среднего группы...

План-программа кружка Речецветик для старшей группы

Программа содержит описание организации и содержания дополнительного образования в рамках кружковой работы с детьми старшего возраста с ОНР в соответствии с ФГОС ДО. Так же здесь предусмотрены:задания...

Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ( из опыта работы )

СрокиТемаПрограммные  задачиФормы  работыСентябрь Цветы  станицы КаневскойПознакомить  детей  с  цветами,  растущими  на  цветочной  клумбе....

Тематический план работы кружка «Речецветик» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Перспективное планирование на год кружка по развитию речи....

Тематический план работы кружка «Речецветик» в средней группе

Перспективное планирование на год кружка по развитию речи....

Тематический план работы кружка «Речецветик» в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование на год кружка по развитию речи....