Конспект занятия НОД
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ШУТКУ ШУТИТЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИТЬ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ШУТКУ ШУТИТЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИТЬ»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о видах фольклорного жанра.

Задачи.

Образовательные

  • Закрепить знания детей о потешном народном творчестве: дразнилках, небылицах, докучных сказках, скороговорках.
  • Учить понимать смысловые оттенки речи
  • Обогащать словарный запас: небывальщина, народное творчество, потешный, скороговорки, докучные сказки.

Развивающие:

5. Развивать образное мышление детей, воображение.

6. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

 7. Воспитывать интерес к фольклору, к русскому искусству, к доброму народному юмору.

Методы и приёмы:

- наглядные: показ слайдов на проекторе, использование декораций, электронно-дидактическая игра.

-  словесные: вопросы к детям, загадки, беседа, обсуждение, чтение стихов.

-  практические: драматизация, пение под фонограмму.

Материалы и оборудование:

Мольберт, фольклорная литература с иллюстрациями, кукла домовенок Кузя, детская лопатка, заборчик, шапка – треух.

Предварительная работа с детьми:

Просмотр мультфильма «Рыжий конопатый»; беседа о народном творчестве, о малом фольклорном жанре; чтение текстов: дразнилок, скороговорок, небылиц, дразнилок.

Формы организации совместной деятельности

         Детская деятельность

     Формы и методы организации             совместной деятельности

Коммуникативная

Вопросы, ситуативные разговоры, словесные игры, драматизация чтение стихов и загадок.

Двигательная

Игра «Пройди по камешкам», физкультминутка.

Музыкальная

Песня «Веснянка», танец «Полька»

Ход деятельности

НОД проходит с участием домовенка Кузи.

Воспитатель: В течение года мы читали и разучивали скороговорки, докучные сказки, дразнилки, небылицы. Мы сегодня их вспомним. А помогать нам будет домовенок Кузя. 

Домовенок Кузя: Дети, вы любите шутки? Ответы детей.

Домовенок Кузя: Ребята, а кто сочиняет шутливые стихи, произведения? Ответы детей.

Домовенок Кузя: Да, веселые стихи сочиняли люди с древних времен, передавали их от человека к человеку, из уст в уста.

Воспитатель: Люди сочиняли все это для веселья, шутки, высмеивали какие – либо недостатки, прославляли трудолюбие, храбрость. Как вы думаете, как можно оценить поведение людей, которые много говорят, повторяют одно и тоже? Ответы детей.

Воспитатель объясняет значение выражения «докучные сказки».

Домовенок Кузя: Дети, вспомните названия таких сказок.

Ответы детей: «Жил-был царь», «Сказка про белого бычка», «У бабушкиной избенки», «Жевала травку Буренка»…

Воспитатель: Ребята, я прочитаю несколько строчек, а вы попытайтесь угадать, к каким стихам они относятся.

Андрей – ротозей, не гоняй голубей!

Голуби боятся, на крышу садятся!

Крыша ломается, хозяин ругается!

Дети предлагают различные варианты, пытаются обосновать то, что это дразнилка.

Воспитатель: Послушайте еще одну:

Рева-корова, дай молока!

Сколько стоит?

Три рубля или три пятака?

Над каким поведением подшучивается? Ответы детей.

Воспитатель: Попробуйте сами вспомнить дразнилки и объяснить их.

Ответы детей:

Толстая матрешка ходит с поварешкой.

Поварешку уронила, себе руки обварила.

Витя, Витя, Вителя, съел корову и теля,

И 12 поросят. Только хвостики висят.

Воспитатель хвалит детей и предлагает послушать очередную дразнилку и рассказать, что высмеивают:

Фрол – воришка схватил топоришко,

Полез в окошко, упал в лукошко.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, по тексту некоторых дразнилок сняты мультипликационные фильмы. Например, «Рыжий конопатый»

Рыжий, рыжий, конопатый,

Убил дедушку лопатой.

А я дедушку не бил!

А я дедушку любил!        

Над кем подшучивают? Ответы детей.

Но эта шутка добрая, в ней «рыжий» - любящий внук.

Воспитатель предлагает детям инсценировать эту дразнилку. Дети самостоятельно выбирают «рыжего», остальные – дразнилки.

Воспитатель: Дети, народ с давних времен придумывал и другие шутки – рифмы. Это складные стихи, похожи на дразнилки. Например,

Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Тваво дедушку ругает.

Воспитатель предлагает детям вспомнить рифмы.

Воспитатель: Молодцы! Рифмы напоминают человеку, как он должен вести себя в определенной ситуации.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в народе называются шутки, выдумки?

Ответы детей.

Воспитатель: Небылицы – это выдумка, чего в жизни не может быть. Люди сочиняют, придумывают, показывают свою фантазию. Их еще называют нелепицы. Ребята, попробуйте придумать небылицы о сорока сороках. Вот моя небылица:

Сорок сорок сели в уголок

И съели сорок сырков.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, в каких русских народных песенках встречаются небылицы. Определите, где правда, где ложь.

Ответы детей.

Воспитатель: В русском народном творчестве встречались и скороговорки. Что это означает?

Ответы детей.

Воспитатель: Скороговорка – короткая фраза с искусственно усложненным произношением. Шутливые скороговорки помогают точно и правильно произносить звуки родного языка. Ребята, вспомните скороговорки.

Ответы детей.

У осы не усы,

Не усищи, а усики.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы поговорили о народном юморе.

Ребята, а давайте попросим домовенка Кузю рассказать нам, какие дразнилки, скороговорки, докучные сказки знает он.

По выбору детей домовенок Кузя читает несколько шуток.

Кузя привлекает к чтению детей.

Дети прощаются с гостем и приглашают его в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...