Материал из опыта работы "Фольклор-важная ступень в познавательно-речевом развитии дошкольников"
материал по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Материал из опыта работы
Фольклор – важная ступень в познавательно-речевом развитии дошкольников.
Воспитатель: Шишкина Т. А.
Д/с «Зоренька» 05.12.2006г.
Роль малых фольклорных жанров в период адаптации.
Работу по влиянию фольклора на развитие познавательных интересов я начала с младшего возраста. Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведение, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, веселые –радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Как известно, малая активность младенца приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Для ребенка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информационного опыта. Удовлетворение этих потребностей ребенок получает через посредство играющего с ним взрослого. Ценность потешек еще состоит и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.
Работая с детьми раннего возраста, пришла к выводу, что организовать режимные моменты, провести игру-занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей и т.д. помогают потешки, прибаутки, колыбельные песни, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.
Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно русской народной речи. Работой по приобщению детей к истокам русской народной культуры, увлеклись все воспитатели. Стало очевидно, что система работы в этом направлении требует создание обстановки. Было решено воссоздать основные детали и обстановку русской «Избы» с печкой, самоваром, старинными сундуками, предметами старинной утвари. Обстановка русской «Избы» была предельно простой и в то же время в ней не было ничего случайного. Местоположение каждого предмета было определенным и традиционным. Очень простым, но рациональным был организован интерьер избы. Оригинальным украшением каждого дома служили самотканые дорожки, вышитые полотенца и скатерти, кружевные занавески и подзоры, лоскутные одеяла и т.п. Оформляя этот уголок, мы постарались это все учесть. Предметы русского быта, изделия народных промыслов в сочетании с композиционным решением стали очагом народной культуры в детском саду.
Родители с удовольствием откликнулись на новое начинание – сшили детям сарафаны, косоворотки. Для большего понимания малышами устных фольклорных произведений в «избе» на традиционном месте располагается люлька с младенцем-куклой, которому адресуются колыбельные песни, потешки, прибаутки.
Я убедилась, что наиболее эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку, картинку. С этой целью в приемной наших малышей мы изобразили панно по потешке:
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Любе спать не даешь?»
Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми, поэтому потешка помогает устанавливать контакт воспитателя с малышами, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, побудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Перебирая пальчики ребенка, я приговариваю:
«Это пальчик-детка,
Это пальчик- бабка,
Это пальчик- папенька,
Это пальчик – маменька,
А вот этот наш малыш и зовут его Данил»
Ребенок перестает плакать, посматривает на пальчики, веселеет. Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Итак, какие задачи я предполагаю решать с помощью русского народного фольклора:
- Обеспечить эмоционально-положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации;
- Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д.
- Создать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.
Известно, что словарный запас детей этого возраста невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Ребята реагируют на потешки не одинаково. Так если Костя, Поля успокаивались на потешку с перебиранием пальчиков, то другие дети не реагировали, тогда их приходилось привлекать к играм в сопровождении потешек. Так, показывая ребенку лошадку, я приговаривала:
«Еду, еду к бабе, к деду,
На лошадке в красной шапке».
А сколько веселья у детей вызывал зайка, скачущий по комнате под слова русской народной потешки:
«Скачет зайка маленький
Около завалинки,
Быстро скачет зайка
Ты его поймай-ка»
Ребята бежали догонять зайку. Потешка помогает побуждать детей к движению, т.к. иногда ребенок не хочет двигаться, поэтому мы вместе с муз. руководителем старались «растормошить» малоподвижных детей, заставить их двигаться под потешку, ритмичный текст потешки побуждал детей к движению, создавал радостное настроение:
«Киска, киска, киска брысь,
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!»
Часто проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательную реакцию. И вот для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием я использовала потешки:
Так во время умывания я говорю Косте6
«Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.»
А вот Никите, помогая умываться, я говорю:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему мы старались, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогала потешка и в процессе кормления. Даниил плохо ел, без аппетита, чтобы вызвать у него желание есть, я говорила:
«Умница Данилочка,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.»
В период адаптации некоторых детей трудно было уложить спать. С этой целью в спальне я часто пела детям колыбельные песенки6
«Баю-бай, баю-бай
Ты, собачка, не лай,
Бололоба, не скули,
Наших деток не буди».
Это успокаивало детей. Для детей младшего возраста очень сложный режимный момент –одевание. Малыши не умеют, и не хотят одеваться сами. И вот для того, чтобы дети быстрее осваивали необходимые навыки, мы вместе с младшим воспитателем приговаривали:
«валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Настя- чернобровая».
Потешки являются прекрасным средством обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского языка. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Так, качая куклу, дети повторяли:
«Баю-баюшки-баю!»
Потешка воспитывает у детей уважение к старшим, дружелюбие. Ласковость и доброжелательность потешек вызывает у малышей чувство сопереживания у сверстников. Поднимая упавшего ребенка, дети приговаривают:
«Не плачь, не плачь, куплю калач».
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а так же развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного воспроизведения потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения детей. Любимое развлечение у малышей – «Дочка моя- куколка» . дети укладывают куклу спать под русскую колыбельную «Катенька, баю, бай», учат ходить и ритмично приговаривать:
«Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!»
Любуясь куклой, дети ласково произносили:
«Ротик-клюковка,
Носик- пуговка,
Глазки- луковка,
Дочка моя- куколка.»
В развлечении «Здравствуй, солнышко» ребята произносили слова:
«Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить».
Малыши шутливо грозили пальчиком, затем звали солнышко, приглашая его выглянуть в окошко:
«Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки».
Когда солнышко появлялось, малыши выражали свою радость возгласами, хлопками в ладоши.
Очень нравилось детям, когда к ним в гости приходили взрослые. Когда появлялась бабушка-забавушка, они с интересом рассматривали ее одежду, корзинку, которую она приносила в руках.
Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким детям, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум. «Коленька хороший, Коленька пригожий», «Маша черноброва», «Расти коса до пят…» и т.д. Фольклорные произведения для малышей – это народная дидактика, школа материнства. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
Во время адаптационного периода за каждым ребенком ведется карта. Наблюдений. В ней отмечается поведение ребенка, его эмоциональное состояние, речевая активность, взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, аппетит, продолжительность сна.
Проанализировав это, я пришла к таким результатам:
ВЫВОД: В результате использования малых фольклорных жанров во всех видах деятельности с малышами сократился период адаптации.
Влияние фольклора на формирование художественно-речевой деятельности детей младшего возраста.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка младшего возраста. Для развития речи малышей необходимо развивать речь как средство общения, создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к взрослому или сверствнику; обогащать понимаемый и активный словарь ребенка, применяя общеупотребительные существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Работая с малышами, я поняла, что в раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, по-чаще привлкать его внимание к предметам, животным, людям.
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Их звучность, напевность, ритмичность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить – что способствует развитию разговорной речи. Обогащение ребенка впечатлениями в этот период трудно переоценить, потому что в это время чувственный опыт малышей получает словесное оформление. К этому возрасту, ребенок может употреблять в своей речи до 300 и более слов.
Говоря о развитии понимния, следует заметить, что все, что говорится малышу должно отражать доступный для понимания мир предметов, вещей и отношений. В 2 года ребенок хорошо понимает обращение по имени, запоминает его и поворачивает голову к говорящему, слыша свое имя в разных сочетаниях. Малыш может вначале не усвоить все, что говорит взрослый (требуется несколько повторений), но понимает главное- речь идет о нем. «Открыть себя» помогут малышу малые формы фольклора.
Организуя эту работу, я проанализировала речь детей своей группы. Результаты показали, что некоторые малыши знали и с удовольствием повторяли потешки, прибаутки, песенки, но большинство детей не владели навыками речевой деятельности. Поэтому я решила, что потешки, песенки, прибаутки помогут «разговорить» малышей. Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества. С целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитание гуманных чувств, старалась, чтобы потешки, попевки
присутствовали в любой деятельности детей: игровой, художественно-речевой, учебной и в режимных моментах.
Я сделала вывод, что малышам следует читать произведения наизусть, как бы разговаривая с ними. При этом взрослый должен смотреть ребенку в глаза, давая малышу возможность видеть выражение своего лица. Принцип познавательной выразительности может быть осуществлен только через эмоциональность взрослого. Она является одним из важнейших приемов, помогающим донести смысл читаемого до сознания ребенка.
Была разработана система занятий, в основу которой были положены научные достижения А.П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду» и Е.А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников». Выбрать наиболее удачные приемы помогали исследования Н,А. Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников» и рекомендации Е.И. Тихеевой. Подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы закрепить простейшие речевые навыки, знание произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книги-картинки, книги-малышки. Здесь же поместила фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих произведений. Большое значение уделила развивающей среде. Все это привлекало внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом», рассматривали иллюстрации, пересказывали знакомые потешки. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Так же при формировании навыков самообслуживания использовали малые фольклорные жанры. Показ трудового действия сопровождали потешкой, песенкой. Например: обучая детей мыть руки, показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами «Чистая водичка моет Полине личико, Настеньке- ладошки, а пальчики Антошке» или «Водичка, водичка…». Все это помогало запомнить последовательность процедуры и потешку. А дальше дети использовали потешки во время игр в «семью». Укладывая куклу спать, Люба напевала: «Баю-юай, баю-бай, ты собачка не лай». Выйдя на прогулку, увидев кошку, дети вспоминали: «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись!» Для того, чтобы дети могли наглядно себе представить жесты, мимику, позу того или иного персонажа, мы использовали «живые картинки».
Малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игр с куклами вспоминали колыбельные песни, во время игр в «парикмахерскую» можно было услышать «Я причешу волосыньки в ряд, коса вырастет до пят». Чтобы потешка прочно вошла в жизнь ребенка, надо понять ее содержание. На занятиях я читала потешку и продумывала , в какой форме преподнести, чтобы сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Так к занятию , на котором разучивали потешку «Еду,еду к бабе, к деду», сделала «медальки» лошадок, нарядили девочек в сарафаны, а мальчиков в кепки и жилетки и в таком виде детки отправились в гости к бабе, к деду. Это помогло детям быстрее запомнить потешку и игру. Использование произведений народного творчества в игре обогащало словарь детей, делало речь эмоциональной и выразительной. Например, на занятиях по конструированию, строя домик-теремок, на вопрос «Кто в теремочке живет?», отвечали «Кошка в окошке рубашку шьет, курочка в сапожках избу мете». Разговор персонажей дети переносили на действия с другими игрушками: куклами, матрешками, уточками… при этом интонацией пыталась передать характер того или иного персонажа. Д/игра «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение народного творчества) помогала закреплять навыки интонационной выразительности, умение передавать действия персонажей. Практиковала использование словесных игр по мотивам народного творчества. Читая потешку, предлагала детям отобразить ее содержание в действиях. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучали непосредственно (например, ребенок, исполнявший роль сороки говорил: «у меня нет молока, нельзя сварить кашу, или налей воды, будем чай варить»). В таких играх принимали участие даже малоактивные дети. На первых порах они просто выполняли указания, но потом проявляли речевую активность.
Таким образом, я убедилась, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми младшего возраста помогает им овладеть навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно-народной русской речи, отражающей, как известно традиции и мировидение ее создателей и носителей. Результаты своих наблюдений я заносила в таблицу, где проследила знание малых фольклорных жанров детьми младшего возраста и увидела, что результаты на начало учебного года и на конец учебного года значительно отличаются. Основываясь на эту таблицу, я сделала следующие выводы:
ВЫВОД: В результате знакомства с малыми фольклорными жанрами дети знают потешки, умеют их использовать в самостоятельных играх. Стали более разговорчивы, эмоциональны и активны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»
Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....
Материал из опыта работы - конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ»
Занятие по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....
из опыта работы: "Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей ясельной группы"
опыт работы...
Представление педагогического опыта воспитателя Рябовой Т.А «Познавательно – речевое развитие детей в игровой форме»
Представлениепедагогического опыта воспитателя МДОБУ « Кемлянский детский сад комбинированного вида» Рябовой Татьяны Александровны по проблеме«Познавательно – речев...
Выступление из опыта работы использования ИКТ в познавательном-речевом развитии дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района детский сад №1 «Колокольчик». Соо...
Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...