Деревья в нашем лесу
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подгрупповое занятие на тему «Деревья в нашем лесу»
Цель: упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных.
Задачи: - составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием нет;
- закрепление понимания и употребление предлога У.
Оборудование: предметные картинки: деревья: липа, дуб, клён, ясень, берёза, каштан – на панно, сосна, ель – на столе у логопеда; ветки с плодами и листьями или хвоей - на столах у детей.
Ход занятия.
- Вводная часть.
- Приветствие.
- Сообщение темы и цели занятия.
- Припоминание детёнышей животных и называние, у кого кто (у кошки котёнок).
- Основная часть.
- Игра «Чего не стало?» - упражнение в образовании и употреблении родительного падежа единственного числа существительных с картинками, на которых изображены деревья (липа, дуб, клён, ясень, берёза, каштан).
Ответы на вопросы игры отчетливо проговариваются детьми.
Не стало липы (клёна, тополя и т д.).
- Игра «Какого дерева лист, ветка, плод?» (вариант «Парные картинки») – закрепление употребления родительного падежа единственного числа существительных.
- Дети подбирают на панно парную картинку в своей ветке (листу, плоду) и получают её, только правильно поговорив фразу «Эта ветка (лист, плод) клена …».
- У детей остаётся 2 ветки – сосны и ели. Логопед просит объяснить, почем остались эти 2 картинки (на панно нет ели и сосны).
3. Игра «Скажи дальше».
Шишки… Иголки (хвоя) … Жёлуди… Пух… Цветы… Серёжки… Ягоды… Листья … | У сосны (ели) У сосны (ели) У дуба У тополя У липы У берёзы У каштана У берёзы, клёна, тополя, каштана, ясеня, дуба, липы – у всех. |
4. Физическая минутка «На горе»
На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека.
(ходьба на месте).
5. Игра «Эхо» - преобразование предложений. Составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием нет.
В лесу сосна. В лесу ель. В лесу дуб. В лесу берёза. | В лесу нет сосны. В лесу нет ели. В лесу нет дуба. В лесу нет берёзы. |
6. Игра «Потерялись слова» - договаривание предложений названиями деревьев в родительном падеже единственного числа.
Таня и Ваня собирают для букета листья (каштан). Таня подняла лист (клён). Ваня увидел лист (берёза). На поляне лежали сухие листья (осина). В траве лежали жёлуди (дуб). Ветер шелестел листьями (тополь). К воде наклонились ветки (ива). Ярко краснеют ягоды (калина). В траву упали шишки (сосна, ель).
- Заключительная часть.
Рефлексия.
Итог занятия.
Подгрупповое занятие на тему «Осень»
Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).
3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).
4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный
5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.
6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)
(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)
(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.
10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Индивидуальное логопедическое занятие
Постановка звука [Л]
Цель. Постановка звука [Л].
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;
- учить точно и полно отвечать на вопросы;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.
Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.
2. Подготовка к постановке звука [Л]
- Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?
Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” - сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.
Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”
Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”
Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”
Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.
Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру “Повтори за мной”.
Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.
Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.
Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.
3.Развитие дыхания.
Упражнение “Пароходы”. (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать.
4. Постановка звука [Л]
- Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.
5. Физминутка
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
6. Задание на логику Игра “Четвертый лишний” (работа по картинкам).
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта).
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Задание: обведи по точкам и раскрась.
-Что у тебя получилось? Пароход.
-Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Повторение артикуляции.
8. Итог занятия
- Наша сказка подошла к концу.
- Она тебе понравилась?
- Что тебе запомнилось?
- Какой звук ты сегодня учился произносить?
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах
Цель. Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- автоматизация звука в обратных слогах;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились?
2.Сообщение темы
- Сегодня мы будем гудеть как пароход (картинка “пароход”), но сначала сделаем зарядку для языка.
3. Артикуляционная гимнастика
1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3.Упражнение “Иголочка”. Широко открыть рот, улыбнуться. Вытянуть вперёд острый язычок.
4. Упражнение “Накажем непослушный язычок”.Улыбнуться пошлепать языком, между губами - “пя-пя-пя…”
5. “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
4. Развитие дыхания
Упражнение "Ветер и ветерок".
Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками “ у-у-у”.
- Покажи как дует сильный ветер (“У-У-У”).
- Покажи как дует слабый ветер (“у-у-у”).
3. Упражнение “Пароход”
- Послушай сначала, как гудит мой пароход. Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила его на бугорки за верхними зубами.
- На что похож мой язык? Да, на парус.
- Давайте, погудим вместе. Алллл, Алллл, …
- Как хорошо мы гудим, а пароход может петь песни.
4. Развитие мелкой моторики
- Встанем, повторяй за мной. Поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу — ал, ол, ул, ыл). Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе.
5. Развитие фонематического восприятия. Игра “Поймай звук”
- А на какой звук похожа песенка парохода?
- На [Л], у нас получился звук [Л]!
- Давайте поиграем с этим звуком.
- Слушай меня внимательно, если услышишь звук [Л], хлопните в ладоши.
л д ж л в у п р л т м л
ла па ри ил ит ин ен ел ул ув
лапа, доска, самосвал, пила, стол, стог, факел, крыло, книга, Золушка.
6. Физминутка
- А сейчас мы отдохнём
- И опять играть начнём.
1. Руки в стороны ---- наклоны в стороны ---- повороты вправо – влево ---- наклон вниз ---- подняться, потянуться на цыпочках ---- опустились.
7. Произношение звука [Л] в слогах
- Прочитай слоги.
8. Произношение звука [Л] в слоговых рядах
- Произнеси слоги.
Ал - ал - ал ал - ол - ул - ыл
Ол - ол - ол ол - ул - ыл - ал
Ул - ул - ул ул - ыл - ал - ол
Ыл - ыл - ыл ыл - ал - ол - ул
Ил - ил - ил ел - ел - ел
9. Упражнение на развитие внимания
Ребенку предлагается на рассмотрение две картинки. Он должен найти отличия.
- Посмотри на картинки и найди отличия.
10. Итог занятия
- А какой же звук мы сегодня учились произносить?
- На следующем занятии мы продолжим играть с этим звуком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группы по теме "Деревья наших лесов"
Расширить представление детей о деревьях; учить согласовывать прилагательные с сущуствительными....
Технологическая карта проекта деревья и кустарники наших лесов.
Краткосрочный проект в рамках образовательной области "Познание" ....
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по разделу «Природное окружение» «Деревья в нашем лесу»
Обучающие задачи: Уточнить знания детей о деревьях, закрепить знания о листьях деревьев, особенностях строения деревьев, их отличия друг от друга, свойства деревьев меняться в зависим...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по разделу «Природное окружение» «Деревья в нашем лесу»
Предварительная работа:- рассматривание иллюстраций о растительном мире;- беседы, чтение стихотворений, загадок о деревьях, их плодах;Словарная работа:- кисть рябины;- крона дерева;- плоды дерев...
21 марта - Международный день лесов! В этот день мы с детьми поговорили о том, как важно беречь деревья, кустарники и все растения! А также познакомились с деревьями на нашем участке и выразили свою любовь к ним спев песню и жаркими объятиями!
21 марта - Международный день лесов! В этот день мы с детьми поговорили о том, как важно беречь деревья, кустарники и все растения! А также познакомились с деревьями на нашем участке и выразили свою л...
Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе. Тема: «Деревья в нашем лесу».
Воспитывать бережное отношение к живой природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира....