Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе. Тема: «Деревья в нашем лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Воспитывать бережное отношение к живой природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_v_starshey_gruppe2.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе.
Тема: «Деревья в нашем лесу».
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Лес. Деревья».
Развивающие: Развитие связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти, координация речи с движением.
Материал и оборудование: магнитная доска, предметные картинки (ель, сосна, береза, рябина, клен, дуб; картинки - листочки и плоды этих деревьев; мяч, игрушка ежик.
Предварительная работа: Чтение рассказов О. Дмитриева «Что такое лес»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», стихов о природе, беседа о пользе леса; отгадывание загадок; заучивание пословиц и поговорок; рассматривание картинок и иллюстраций о деревьях; наблюдение за деревьями в природе; Дид/игры: «Один-много»; «Узнай дерево по листику»; «От какого дерева лист?»; П/игра: «Раз, два, три — к названному дереву беги».
Содержание организованной деятельности
Организационный момент: Сегодня в гости к нам пришел наш друг Никита. И как всегда грустный и ничего он не знает. Но он принес веточки и просит помочь разобраться: каких деревьев эти веточки. Поможем ему?
Вставайте в кружок и начнем помогать нашему другу. Предлагаю вам попутешествовать.
Дети встают в круг. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше путешествие:
«Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки» (лес) (муз шум леса)
- Отправимся в лес на прогулку. Но не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! А какие в лесу могут чудеса? (ответы детей)
Вот так чудо из чудес
За рекой волшебный лес
В нем волшебная шмелиха
На пенек присела тихо
И приветливо жужжа
Превратилася в ежа
Дома мы б с тобой едва ли
Это чудо увидали
- Но как же мы попадем в лес, как можно до него добраться? (Дети высказывают варианты, как добраться до леса. В итоге с помощью воспитателя решают, что проще превратиться в кого-нибудь или что-нибудь.) А вам не кажется, что шум леса необычный, волшебный, легкий., так и поднимает в воздух. Я вам предлагаю превратиться в воздушные облака
В облака мы превратимся, к лесу ближнему помчимся.
Чтоб увидеть с высоты деревья, травы и кусты.
(Покружились, покружились в облака все превратились.)
Основная часть. Путешествие в лес.
Мы идем в гости к мудрому Ёжику. Он нам расскажет много интересного. Но сначала надо повторить правила поведения в лесу. (слайд 1)
- Не шуми в лесу. - Не ломай ветки деревьев и кустарников. - Не разоряй гнезда птиц. - Не уноси домой детенышей животных. - Не разоряй муравейники. - Не рви в лесу и на лугу цветы. - Не загрязняй природу, забирай с собой мусор. - Не разводи костры под деревьями. Правильно ребята! Вы молодцы.
Встал стеною до небес перед нами чудо. (лес) Воспитатель: Что такое лес? Дети: Лес - это целый мир! В нем обитает множество растений и животных. В нем живут звери, птицы, насекомые. Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли? Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет. Воспитатель: Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого. (Дети сели за столы)
А что же за картинки еж приготовил?
Воспитатель: - А теперь отгадайте загадку: Это дерево не елка. Хоть есть шишки и иголки. Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер? (Сосна.) У сосны не листочки, а самые длинные иголки. Иголки эти осенью не желтеют. У сосны медно-желтый ствол, и коричневые, плотные шишки на ветках. В створках шишек спрятала свои семечки сосна. Шишка сосновая круглая с вытянутым носиком, коричневая, корявая. Воспитатель: А почему полезно гулять в сосновом бору? (ответы детей) Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.
Загадка: Зимой и летом одним цветом? (Ель.) Воспитатель: У ели иголочки короткие, плоские и тоже осенью не желтеют. Ствол ели темно-серого цвета, а шишки овальные, коричневые с нежными чешуйками. И семена свои ель тоже прячет в шишках. - А почему в ельнике так сыро и темно? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике. - И ель и сосна — это хвойные, вечно зеленые деревья.
Воспитатель: Лес, в котором растут ель, сосна, называется хвойный лес. Из хвои этих деревьев изготовляют таблетки, настойки
Загадка: Русская красавица стоит на поляне, в зеленой косынке, в белом сарафане. (Береза.) Воспитатель: У березы и на самом деле ствол белый, как сарафан, а форма кроны похожа на косынку. Это потому, что веточки березы тоненькие и свисают вниз. Листочки березы похожи на маленькие треугольники и осенью окрашиваются в желтый цвет. Плоды у березы сережки. Береза- одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе, как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли стихи.
- Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок.)
Воспитатель: Это явление называется «сокодвижением». Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, высоких и взрослых. - Как вы думаете, после сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (Залепить смолой или пластилином.)
Загадка: Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы? (Рябина.) Воспитатель: Это дерево весной зеленое, а осенью его листья ярко-красные. Несколько листочков удлиненной формы расположены вдоль длинной ножки. У рябины, ярко-красные ягоды, а внутри тоже спряталось семечко.
Загадка: Сучки рогатые, плоды крылатые, а лист ладошкой, с длинной ножкой. (Клен.) Воспитатель: Лист и правда похож на детскую ладошку, с острыми краями, которые осенью становятся желто-красными, оранжевыми, и семена клена называются крылатками.
Загадка: стоит над кручей богатырь могучий: плечи раздвинул, руки раскинул. (Дуб.)Воспитатель: Дуб и правда самое большое и могучее дерево, и ветки свои он раскидывает в стороны, как руки. Листья дуба похожи на язык. До поздней осени дуб стоит зеленым, а осенью его листья окрашиваются в желто-красный цвет. Плоды у дуба желуди, внутри желудя находится семечко.
Физкультминутка: «Деревья».
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивание - руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивание - руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки. (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед- так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловища)
Ветер стих. Взошла луна, наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Ребята, мудрый Еж хочет узнать у вас, а вы знаете, какие виды лесов бывают?
Я вчера давала задание домашнее. Вместе с родителями рассмотреть леса разного вида и сказать как они называются. Кто может рассказать? А я буду показывать картинки. (дети рассказывают о дом задании)
- лес, в котором растут береза, рябина, клен, дуб? (Лиственный лес.)
- лес, в котором растут ель, сосна, береза, клен, рябина? (Смешанный лес.)
- лес, в котором растут одни березы? (Березовая роща, березняк.)
- лес, где растут одни ели? (Ельник.)
- лес, где растут сосны? (Сосновый бор.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему деревья прячут свои семена? Дети: С помощью семян деревья размножаются, и если их не прятать, то птицы могут их склевать.
Воспитатель: Так в какое время года листья на деревьях меняют свой цвет? Дети: Осенью.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей)
Осенью солнце с каждым днем греет все меньше и меньше, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее, листочки мерзнут и меняют свой цвет. Какого цвета они становятся? Дети: Желтые, оранжевые, красные, коричневые.
Воспитатель: А как называется осенью явление природы, когда листочки опадают? (Листопад.)
- Какие листья были летом?
- Что с ними будет, когда зима придет?
Вот вам и чудо: из зеленых листья желтыми становятся, а потом багряными.
А еж нам приготовил небольшие задания и игры. А теперь поиграем.
Игра: «Чей это листочек?» (с мячом) (Это листочек клена, он кленовый. Это листочек дуба, он дубовый. И т. д.)
Воспитатель: Пришло время возвращаться в группу. Нужно попрощаться с нашим героем и сказать ему спасибо.
Лес дремучий, до свиданья! Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!
В облака мы превратимся, В детский сад скорей помчимся. (Покружились, покружились в облака все превратились.)
Итог занятия: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в лесу)
О каких деревьях мы говорили? (хвойных, лиственных)
Чем отличаются эти деревья друг от друга? (формой листа, веток, размером, цветом коры, плодами)
Как называются места, где растут только березы (березовая роща), сосны и ели (хвойный лес), Как называется лес, в котором растут береза, рябина, клен, дуб? (Лиственный лес.)
- Как называется лес, в котором растут ель, сосна, береза, клен, рябина? (Смешанный лес.)
Рефлексия.
Молодцы! Предлагаю вам нарисовать то дерево, которое вам понравилось. Дети под музыку выполняют задание.
Выставка работ.
На этом наше путешествие закончилось. Мне было очень приятно с вами побеседовать! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Дикие животные наших лесов».
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция с другими областями: «Познание», «Социализация»....
Конспект интегрированной ОД в старшей группе. Тема: «Дикие животные наших лесов».
закрепить представление детей о диких животных...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе. Тема: «Деревья в лесу»
Цель данного занятия- развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшей группы Тема: «Дикие животные наших лесов»
Цель: расширение представлений детей о диких животных.Задачи:Образовательные. Уточнить, закрепить, пополнить представления детей о диких животных (их детенышах, где живет, чем питаются, как готовятся ...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе Тема: «Дикие животные наших лесов»
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группеТема: «Дикие животные наших лесов»Цель: создание условий для расширения представлений детей о многообразии животного мира.Зад...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе Тема: «Дикие животные наших лесов»
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группеТема: «Дикие животные наших лесов»Цель: создание условий для расширения представлений детей о многообразии животного мира.Зад...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «:Дикие животные наших лесов».
конспект занятия по развитию речи старший возраст...