Составление рассказа "Весна идет" с использованием мнемотаблиц.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
При проведении данной непосредственно-образовательной деятельности закрепляется и расширяется словарь по теме "Весна" и совершенствуется грамматический строй речи детей.Что очень важно при работе с детьми ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Составление рассказа по теме "Весна" с использованием мнемотаблиц. | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема: « Составление рассказа «Весна идет» с использованием элементов
мнемотехники».
Группа: компенсирующего вида с ТНР
Воспитатель: Панфилова Ирина Николаевна
Форма организации: подгруппа
Цель: формирование грамматического строя речи
Интеграция областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие.
Обучающие задачи:
- закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
Развивающие задачи:
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;
воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка-пингвиненок, мяч.
Предварительная работа
- экскурсии и наблюдения в природе;
- чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
- чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;
рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;
рисование по теме «Весна»;
разучивание стихотворения с одним из детей;
разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети стоят полукругом. Приветствие:
-Здравствуйте, наши ладошки (хлопают три раза);
-Здравствуйте, резвые ножки (топают три раза);
-Эй, язычки, просыпайтесь! ( цокают язычками три раза)
- Глазки, скорей открывайтесь! (моргают три раза)
- Здравствуй, дружок! Здравствуй, дружок! ( поворачиваются друг к друг и улыбаются)
-Давай оживим наш волшебный кружок!
- Руку мне дай и я тебе дам!(подают друг другу руки)
-И будет весело нам!
- Крикнем мы от души на весь белый свет:
- Солнцу привет!(машут солнцу)
- Гости привет!(машут гостям)
Садятся на стульчики полукругом
Педагог. Ребятки, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?
Дети. Это время года — весна.
Педагог. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко, ветка.., ручей... (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)
Педагог вносит в группу мягкую игрушку-пингвина(Можно использоватьИКТ) Дальше воспитатель говорит и за Пингвиненка.
Педагог. Ребятки, к нам в гости пришел необыкновенный гость. Вот он. Кто это?
Дети. Это пингвин.
Педагог. Этого маленького пингвиненка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребятки, где живут пингвины?
Дети. Пингвины живут в Антарктиде.
Пингвиненок.. Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.
Педагог. Конечно, ребятки тебе помогут. Садись на стульчик, и вы, ребятки, садитесь. Расскажите ему — какая бывает весна?
Дети. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.
Педагог. А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
Дети. Весной солнце светит ярко. Весной появляются первый цветы. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду.
Пингвиненок.. Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.
Педагог. А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце — .., настроение — .., проталины — гроза — .., месяц — .., лучи — дерево — .., листва — .., цветы — ... (Дети называют словосочетания.)
Пингвиненок.. Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну.А веселое стихотворение вы знаете?
Педагог. Ребята ,давайте расскажем стихотворение, а чтобы пингвиненок рассказал своим друзьям, зарисуем мнемодорожку.
Педагог. Какие вы молодцы! Давайте еще раз расскажем ваше любимое стихотворение! (стихотворение в стиле «расскажи стихи руками»)
Весной ежики проснулись!
Потянулись, встрепенулись!
Брюшко, нос, глаза, усы-умыли капелькой росы!
Педагог. Ребятки, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?
Дети: Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.
А какие вы знаете пословицы, поговорки о весне, о птицах?
^ Дети рассказывают пословицы, используя мнемодорожки.
- Грач на горе - весна на дворе.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- Кто спит весной, плачет зимой.
- Весенний день – что ласковое слово.
Педагог. Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Пингвиненок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.
^ Рассказывание по мнемотаблице «Весна».
Пингвиненок.. Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!А вам оставляю сундук с сюрпризом
Педагог. Чтобы открыть сундук, нужно разгадать слова. Вам необходимо правильно расставить буквы.
- Какие буквы поменяем местами? Прочитайте, что написано на сундуке?
“ЗНАНИЕ”
Для человека сокровища - это знания, грамотная речь, а драгоценности - верные и правильно произнесенные слова.
Педагог:
- Ребята, вы – молодцы! Мы справились со всеми заданиями.
(достает из сундука смайлики ).
Педагог: Ребята, смайлики выбирайте сами. Кому было интересно и понравилось, берите улыбающиеся смайлики, но кому не понравилось-грустные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа с использованием мнемотаблицы на тему «Весна красна» (подготовительная к школе группа)
Составление рассказа с использованием мнемотаблицы на тему «Весна красна»...
ООД "Весенняя сказка" : Для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.Задачи:1. Создать условия дл...
НОД по развитию связной речи "Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К.Д. Ушинского “Наше отечество”". В рамках темы: «Наша родина - Россия»
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием прёма мнемотехники для детей подготовительной группы компенсирующей направленности....
«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы. Использование современной технологии пальчиковые игры с песком».
Цель: Развивать связную речь.Задачи:Расширять, уточнять и активизировать слова по теме «Наша армия».Совершенствовать навык слогового анализа слов.Учить образовывать существительные о...
«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки»....
Консультации для воспитателей "Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц"
ull;Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц....
Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц»
Что такое МНЕМОТЕХНИКА?«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания».Мнемоника – искусство запоминания, совокупность...