«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жданова Наталья Викторовна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная логопедическая группа
Тема: «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки».

Цель: Развивать связную речь детей.

Образовательные задачи:
Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Наша армия». Продолжать учить составлять пересказ с опорой на мнемотаблицу.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать диалогическую речь, развивать чувство ритма, мышление, память, координацию речи с движением, творческое воображение.

Воспитательные задачи. Воспитывать уважение и благодарность к людям , защищающим Родину от врагов.

Ход занятия
Послушайте стихотворение «Наша Армия»

На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад…
В. Степанов

О ком это стихотворение?
Д е т и. О военных, о защитниках Родины.
Логопед. В стихотворении говорится о военных, которые «взлетают в небо». Кто это?
Дети. Это летчики, космонавты.
Логопед. А кто «уходит в море»?
Дети. Это моряки, подводники.
Логопед. А кто стоит «в дозоре у границы»?
Дети. Это пограничники.
Логопед. Вот об этих людях мы и будем говорить сегодня. С древних времен идо наших дней существует такая почетная, но трудная и опасная профессия — Родину защищать.

2. Игра «Кто защищает Отечество» 
Рассмотрите воинов — защитников Родины и расставьте картинки по порядку, с древности до наших дней. (Богатырь в кольчуге, гусар, солдат)
Логопед: Правильно. А теперь давайте вспомним военные профессии  и подберем к ним картинки
Молодцы все правильно.

Сегодня на занятии мы познакомимся с рассказом А. Митяева «Мешок Овсянки». Эта история произошла во время Великой Отечественной войны. Слушайте внимательно это история очень интересная и поучительная.

Осенью шли долгие холодные дожди.
С подвозом еды стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.
В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. 
– Ну и находка! – обрадовались солдаты. – Будет пир горой… Кашу сварим!
Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.
Вдруг в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий
– Эй, братва! – крикнул он, простуженным голосом. – Давай мешок сюда! Не клали – не берите.
Он всех удивил своим появлением, и мешок ему сразу отдали, потому что солдаты перед атакой вещевые мешки оставляли в окопах.
Началось большое наступление, во время которого Лукашука ранило. Пуля попала ему в грудь. Он упал и потерял сознание.
Лукашук очнулся от того, что санитар перевязывал рану. Потом он положил солдата в фанерные саночки.  Когда солдата привезли в госпиталь, он увидел, что его саночки тащили три собаки, которые очень устали и лежали в снегу.
К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной каши. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки.
Овсянку - собаки съели. Зато довезли тебя в срок. Жить будешь! Сказал санитар.

Словарная работа.

В этом тексте были сложные слова. Может  кто - то знает, что они означают.
Траншея - длинная канава глубиной в рост человека, где от противника прятались бойцы. (Показ слайда на компьютере)
Вещмешок – рюкзак бойца для переноски своих вещей.
Санитар – помощник доктора, который на поле боя оказывает первую помощь раненым.
Наступление (войск)- нападение на врага.

 Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

Беседа по содержанию рассказа. Ответы на вопросы. Заполнение мнемотаблицы

А теперь давайте поговорим о данном произведении и зарисуем к нему таблицу, которая поможет нам лучше запомнить  текст.


•    В какое время года происходит действие рассказа? Какая была погода?

Что мы можем нарисовать в первом окошке?

(Педагог рисует картинку № 1 в таблицу)
•    Из чего варил суп повар? Как он это делал? (Педагог рисует картинку № 2 в таблицу)
•    Что нашел солдат Лукашук? (Педагог рисует картинку № 3 в таблицу)
•    Что неожиданно произошло? Почему Лукашук вернул находку? (Педагог рисует картинку № 4 в таблицу)
•    Куда пошел Лукашук с бойцами? (Педагог рисует картинку № 5 в таблицу)
•    Что случилось с Лукашуком во время наступления? (Педагог рисует картинку № 6 в таблицу)
•    Кого увидел солдат когда очнулся? (Педагог рисует картинку № 7 в таблицу)
•    Для кого была нужна овсянка? Зачем? (ответ: Овсянка нужна была для собак. Во время войны собаки использовались для вывоза раненых с поля боя. (Педагог рисует картинку № 8 в таблицу)
10. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
Логопед: Вслушивайтесь,  как я читаю.

Пауза для подготовки детей к ответам для запоминания текста (несколько секунд)

Пересказ по частям. (3-5 человек)


Логопед: Молодцы  ребята, вы составили хорошие рассказы. Выши  Какие качества необходимы для защитника Отечества?

 (Любовь к Родине, смелость, сила, ловкость и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по произведению Г. Скребицкого "Пушок".

Вашему вниманию представлен конспект организации НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа - сложная и зачастую скучная деятельность для ребёнка. Однако, широкое ...

Чтение рассказа А. Митяева «Мешок Овсянки»

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне ...

НОД по развитию связной речи "Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К.Д. Ушинского “Наше отечество”". В рамках темы: «Наша родина - Россия»

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием прёма мнемотехники для детей подготовительной группы компенсирующей направленности....

«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы. Использование современной технологии пальчиковые игры с песком».

Цель: Развивать связную речь.Задачи:Расширять, уточнять и активизировать слова по теме «Наша армия».Совершенствовать  навык слогового анализа слов.Учить образовывать существительные о...

Формирование навыка пересказа с использованием мнемотаблицы "Чебоксары- столица Чувашской Республики"

Конспект НОД по развитию представлений об окружающем мире интегрированной с развитием речи в старшей группе дошкольников с учетом регионального компонента....

24 апреля 2020г. Речевое развитие. Чтение рассказа А Митяева Мешок овсянки

продолжать знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и ...