План работы на день с детьми старшей логопедической группы по лексической теме: «Овощи».
методическая разработка по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ДЕТСКИЙ САД № 10 «ДУБРАВУШКА»
План работы на день
с детьми старшей
логопедической группы
по лексической теме: «Овощи»
Воспитатель:
Комарова
Наталия
Константиновна
г. Нягань 2016
Тема «Овощи»
Логопедическая зарядка.
- Пальчиковая гимнастика: «Овощи» (разучивание)
Хозяйка однажды с базара пришла, (сжимают и разжимают пальцы).
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, (Загибают поочередно пальцы)
Горох, петрушку и свеклу.
Ох!...
2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием
Высматриваем огурцы.
Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что — справа?
Посмотреть направо — увидеть «арбуз», посмотреть налево — увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).
3. Мимические упражнения
Чистим и едим лук.
От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» — движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
5. Упражнения для губ и щек
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).
Толстячки—худышки. Изобразить овощи на грядке. Тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».
6. Упражнения для языка
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
7. Координация слова с движением: «Как-то вечером на грядке» (разучивание)
Как-то вечером на грядке
(идут по кругу, в центре водящий с завязанными глазами).
Репа, свекла, помидор
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг,
Рассчитались четко тут же:
1-2-3-4-5,
(Останавливаются, кружат водящего).
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну, а ты иди искать.
(Приседают, водящий находит ребенка и угадывает его имя).
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка
Цели:
Коррекционно – развивающие: Активизация и актуализация словаря по теме «Овощи». Учить составлять предложения, формировать навыки словообразования.
Коррекционно-развивающие:Развитие речевого слуха, фонематического восприятия зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные: Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель предлагает детям взять зеркала и сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики. - Работа над речевым материалом.
Воспитатель показывает и называет предметные картинки с изображением овощей. Объясняет детям, где растут овощи, как за ними ухаживают, что из них готовят. Подчеркивает, что каждый овощ собирают по-разному: морковь, редис, репу, свеклу – выдергивают; огурец, помидор, горох – снимают; капусту, тыкву, кабачки – срезают, картофель – выкапывают.
Воспитатель задает вопросы детям на понимание пройденного материала.
4. Пальчиковая гимнастика «Овощи».
5. Лексико-грамматические игры и упражнения.
- «Составь предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).
Помидор круглый, а морковка….
Редиска мелкая, а редька….
Кабачок большой, а тыква….
Лук горький, а морковка….
Огурец зеленый, а свекла….
морковка на земле, а помидор…. - «Назови ласково» - Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Огурец-огурчик;
Горох - горошек и т.д.
- «Повар» - Образование относительных прилагательных от существительных.
из картошки – картофельное пюре;
из моркови – морковный сок.
из овощей – овощной салат и т.д. - «Разноцветные корзинки» - Развитие фонематического восприятия. 2. Мимическая гимнастика «Мы умеем….» (улыбаться, удивляться, хмуриться…)
3.Пальчиковая гимнастика «Овощи» (закрепление)
4. Лексико-грамматические игры и упражнения
1 «Чудесный мешочек"
Цель: закрепить названия овощей, их цвета.
Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
2. «Загадки Зайца»
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.
5. Координация слова с движением: «Как-то вечером на грядке».
6. Индивидуальная работа (задания в тетрадях).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Расскажите ребенку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с поля или огорода собирают осенью.
- Сходите в магазин или на рынок, рассмотрите овощи, повторите их названия. Произнесите названия овощей сначала сами, затем вместе с ребенком, потом попросите его произнести названия самостоятельно.
- Расскажите и покажите, что вы готовите из овощей. Привлеките его к приготовлению простейших блюд. Разрешите потрогать, пощупать, понюхать и попробовать на вкус все овощи. Во время этого занятия отработайте произношение названий овощей и глаголов мыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.
- Помогите ребенку рассказать об овощах, используя материал данного задания и образец.
Это помидор. Помидор – это овощ. Он растет в огороде. Он круглый, красный, гладкий, мягкий. - Прочитайте ребенку сказку «Вершки и корешки». Предложите рассказать сказку вместе с вами, а потом и самостоятельно с небольшой вашей помощью.
- Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много» (вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, ребенок ловит мяч и называет этот овощ во множественном числе):
Огурец - огурцы.
Кабачок – кабачки.
Помидор – помидоры…… - Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить блюдо. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
Например:
Сок из моркови – морковный сок.
Салат из свеклы – свекольный салат.
- Работа в индивидуальных тетрадях Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».
Тема «Овощи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 1)
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Овощи " (Занятие № 1). Ориентирован на среднюю группу детского сада....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»
Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.Задачи:1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.2. Совершенствовать грамматический ст...
План работы на неделю в старшей логопедической группе по теме "День Защитника Отечества".
Материал может быть полезен для педагогов детского сада при планировании работы по теме "Защитники Отечества"....
Конспект коррекционно-логопедического занятия с детьми 4-го жизни Лексическая тема: «Овощи».
Цель:- Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений на развитие подвижности губ и языка).- Пополнение словарного запаса по теме: «Овощи».- Научиться применять глаголы в зависимости от названи...
Календарный план работы на неделю в старшей группе ОНР (Лексическая тема "Овощи").
В плане представлены разнообразные формы работы с детьми и родителями, сформулированы задачи....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород» Подготовила учитель-логопед Кравченко Ю.В...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Овощи».
Занятие разработано целью систематизировать и обобщить знания детей об овощах....