патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_samarskoy_oblast2.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 18 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад), расположенного по адресу:
ул.П. Морозова, д.56
Социальный проект
на тему:
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения»
Автор проекта:
воспитатель Пименова Л.А
2016 год
Содержание:
1.Актуальность проблемы.
2.Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Гипотеза.
5. Ресурсное обеспечение.
6. Этапы проведения проекта.
7. Методы и механизмы реализации проекта.
8. Ожидаемые результаты.
10. Список литературы.
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Срок реализации проекта август 2016
Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Возраст: 5-6 лет.
Актуальность проблемы.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта.
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию.
Задачи проекта.
1. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.
2.Воспитать в детях патриотические качества: любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
3.Сформировать бережное отношение к родному краю, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Гипотеза.
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цели и задачи проекта выполнены.
Ресурсное обеспечение.
-подбор исторической литературы;
- подбор стихов и художественной литературы о родном городе;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, буклеты, наборы открыток);
- создание условий для проведения открытых мероприятий;
- дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок.
Этапы проведения проекта.
I этап. Информационно-накопительный.
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей.
II этап. Организационно-практический.
1. Проведение НОД познавательного цикла.
2. Оформление альбома «Достопримечательности моего города».
3. Оформление дидактических игр по краеведению.
4. Туристические прогулки по городу.
5. Разучивание стихов и песен о Сызрани.
6. Оформление фотовыставки «Я и мой город»
7. Изготовление макета «Спасская башня Кремля».
8. Словотворчество детей с родителями «Сочиним сказку о городе».
9. Праздник «День города».
III этап. Заключительный.
1. НОД «Моя малая родина – город Сызрань».
2. Выставка продуктов детской деятельности «Милый с детства уголок!».
План реализации проекта | |||
Мероприятия | Ожидаемый результат | Ответственный | Сроки реализации |
ДЛЯ ДЕТЕЙ Беседа «С чего начинается Родина?». НОД познавательного цикла: «Путешествие в прошлое». Знакомство детей с легендой о городе. Викторина «Ты знаешь свой город?». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Круглый стол: «Участвуем в проекте «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения». Помощь в подборе художественной литературы о городе; иллюстраций, фотографий, наборов открыток. |
Повышение интереса детей к знанию с историей возникновения родного города. Воспитание любви к родному городу, краю. Активизация родителей к совместной работе по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатель Заместитель СП Колесова Е.А.воспитатель, родители | 1-ая неделя |
ДЛЯ ДЕТЕЙ НОД познавательного цикла: «Путешествие по родному городу». Дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь?». Оформление альбома «Достопримечательности моего города». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Посещение краеведческого музея. Целевые прогулки к достопримечательностям города. Оформление фотовыставки «Я и мой город». Консультация «Как привить любовь к родному краю у старших дошкольников». | Углубление знаний о родном городе, его культурных ценностях. Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта. | Воспитатель Воспитатель, родители | II неделя |
ДЛЯ ДЕТЕЙ НОД познавательного цикла: «Город Сызрань – прошлое и настоящее». Разучивание стихов о городе. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по городу». Рисование «Улица нашего города». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Туристические прогулки по городу. Совместная творческая деятельность детей и родителей: изготовление макета «Спасская башня Кремля». | Обогащение знаний детей посредством художественной литературы. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Повышение интереса в реализации плана проекта. Реализация совместного творчества родителей и детей. | Воспитатель Воспитатель, родители | III неделя |
ДЛЯ ДЕТЕЙ Беседа «Чем славится город Сызрань?» Творческие рассказы детей «Город, в котором я живу». Подвижные игры Народов Поволжья. Выставка детского рисунка «Милый с детства уголок!» Разучивание песен, частушек. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словотворчество детей с родителями: «Сочиним сказку о городе». Праздник «День города». | Повышение интереса и желания играть в русские народные игры. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Создание радостного настроения. Реализация совместного творчества родителей и детей. | Воспитатель, музыкальный руководитель Воспитатель, родители, музыкальный руководитель | IV неделя |
Ожидаемые результаты
- Сформированы знания детей о родном городе: история, символика, достопримечательности.
- Сформированы у детей навыки патриотизма: любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Сформировано у детей бережное отношение к родному краю, желание принимать активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Список литературы
1. «Город Сызрань. Очерки географии, истории, культуры, экономики».
том 1 и 2, Сызрань, Ваш взгляд,2008 г. Редактор- составитель,
руководитель проекта Мочалова Е. Г.
2. М. Бондаренко «Артемкины истории и мамины сказки»
Сызрань, Ваш взгляд, 2008 г.
3. « Сызрань литературная. Антология».
Самара, Ларец, 2008 г.
4. «Сызрань – годы и люди. Историко-экономические очерки».
Куйбышевское книжное издательство, 1983 г.
5. В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2009 г.
6. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия». Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей./ автор-составитель. Глебова С. В.- Воронеж: Ч П Лакоценин С. С., 2007 г.
7. С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» - М.: ВАКО,
2009 г.
8. М. В. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России».
М.: Скрипторий 2003, 2008 г.
9. М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
М.: Линка-пресс, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
Материалы содержат отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры
Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры. Как и вся Росси...
Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста путём краеведения.
Консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию....
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики».
Уважение к культурному наследию народа - это о проявления внутренней культуры человека. Ценности отражаются на духовно-национальных началах, патриотических идеях, берущих началь в народной...
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения»
Целью данного материала является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край; зажечь искорки любви к родному краю, его истории икультуре. Решением данной проблемы стало реализация проек...
Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе
Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через ор...