«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Целью данного материала является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край; зажечь искорки любви к родному краю, его истории икультуре. Решением данной проблемы стало реализация проекта "Край, в котором мы живем!" который разработан с целью систематизации и расширения представлений дошкольников о своем крае, развития чувства патриотизма и поддержки детской инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta_sredstvami_kraevedeniya.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения»
Слайд с эпиграфом 1.
Слайд 2.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами где он родился и вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно- технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.
С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии его системы. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направление ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края.
Слайд 3.
На мой взгляд, решением данной проблемы станет реализация проекта: «Край, в котором мы живем!» который разработан с целью систематизации и расширения представлений дошкольников о своем крае, развития чувства патриотизма и поддержки детской инициативы.
Слайд 4.
Цель моей педагогической работы – зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре; воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
Слайд 5.
Поэтому, я поставила перед собой следующие задачи:
- Знакомить детей с историей развития и становления родного края.
- Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
- Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.
- Способствовать формированию патриотических чувств, поддерживать преемственность поколений.
- Продолжать учить отображать в творческих работах обычаи и традиции родного края.
- Воспитывать познавательный интерес и любовь к своей малой Родине.
- Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи.
- Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
Слайд 6.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Слайд 7.
Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
- дети посещали музеи и памятники родного города;
- играли в сюжетно- ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом и природой родного края;
- составляли творческие рассказы, вместе с родителями выпускали книги «Родной мой край», стихи о родном городе;
- занимались художественно-продуктивной деятельностью ( рисовали, конструировали);
- совершали целевые прогулки к достопримечательностям города и библиотеку, где для ребят была подготовлена выставка «Край родной на век любимый!».
Важно, что проводимые мероприятия активизируют мыслительную деятельность.
С этой целью использовала в работе приемы сравнения ( например: сравниваем культуру и быт нашего народа), вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты. Учила детей анализировать, делать выводы, обобщения. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, схемами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Почему так называют наш город? и т.д.)
Слайд 8.
Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины нашего прошлого, познакомить детей с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого характера позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашего края в условиях, приближенных к натуральным. Большую роль играют занятия- экскурсии в музей по ознакомлению с трудом народов, проживающих на территории области. С этой целью в группе был создан мини- музей народного быта.
В краеведческой работе широко использовала различные виды игр. Это ряд дидактических игр по ознакомлению с природой края, с улицами города, профессиями ( «Где я нахожусь», « Назови улицу», «Что где находится», «Угадай профессию» и т. д.)
Слайд 9.
Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно- ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт («Автотранспортное предприятие», «Библиотека», «Стройка», «Салон красоты», «Поликлинника» и т.д.)
Слайд 10.
Одна из форм работы с детьми- продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок.
Слайд 11.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Слайд 12.
Важным условием эффективного осуществления нравственно- патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Поэтому в своей работе опираюсь на родителей как на равноправных участников формирования личности ребенка. Причем стараюсь вести ее с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников- это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, составление родословной, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении атрибутами музея русского быта, организации выставок народного прикладного искусства.
Слайд 13.
В рамках данной темы:
- был создан музей народного быта;
- разработан и реализован проект по теме «Родной край»;
- разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой Родиной, с родным городом, областью ( улицами, достопримечательностями, социальными объектами), растительным и животным миром нашего края, символикой;
- оформлены альбомы « Любимый город», «Путешествие по родным местам»;
- разработан консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ;
- оформлены выставки и видеозарисовки.
Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, т.к. воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также удается добиваться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как с полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
Материалы содержат отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры
Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры. Как и вся Росси...
Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста путём краеведения.
Консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию....
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики».
Уважение к культурному наследию народа - это о проявления внутренней культуры человека. Ценности отражаются на духовно-национальных началах, патриотических идеях, берущих началь в народной...
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Л...
Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе
Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через ор...