Совершенствование умение детей 5-7 лет составлению рассказов по пейзажам
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку…. Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.
Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку…. Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.
Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку…. Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.
Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку…. Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.
Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.v
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_k_gosam.docx | 86.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование умение детей 5-7 лет
составлению рассказов по пейзажам
«Подлинную красоту воспринимает только чистая,
прекрасная душа. Душа ребенка…»
Э. Межелайтис.
Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку…. Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.
Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.
В нашем детском саду работа по ознакомлению детей с пейзажной живописью долгое время велась по традиционной системе. Мы сделали вывод, что данные методы и приемы не дают возможность ребенку полностью погрузиться в картину, эмоционально прочувствовать ее и в дальнейшем составить по ней полноценный творческий рассказ.
В рамках эксперимента мы решили использовать в работе по данному направлению, хорошо зарекомендовавшее себя пособие «Имена признаков», расширив его понятиями «настроение» и «история». Разработанные нами игры и упражнения на основе пособия «Имена признаков» позволили за небольшой срок добиться следующих результатов:
1. Длительное и детальное всматривание ребенка в картину:
- определение цветовой гаммы,
- выделение объектов на картине, сравнение их на различных картинах,
установление связей между объектами и картинами между собой,
- определение временного промежутка на картине.
2. Проявление эмоционального отношения ребенка к произведению искусства,
определение настроения картины.
3. Развитие творческого воображения: придумывание историй по картине с
перемещением в нее знакомых сказочных героев, рефлексия.
4. Составление небольших речевых зарисовок.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данному направлению, побуждать детей к составлению полноценных рассказов по пейзажам, используя разработанный совместно с детьми алгоритм составления рассказа по пейзажу.
Этапы работы с детьми по обучению составления рассказа по пейзажу.
1 шаг. Предложить вниманию детей большое количество пейзажей, около 10.
Картины должны быть разные по признакам: размера, цветовой гаммы, содержания.
Расположить их надо на уровне глаз детей и рассматривать картины с расстояния.
Познакомить детей с понятием «вернисаж», «фотовыставка»
Предварительная работа: рассмотреть с детьми каждую картину отдельно, дать
название, обсудить детали, цветовую гамму, свое отношение к картине.
2 шаг. Доказать, что на выставке только пейзажи, использовать выражения:
- во-первых…
- во-вторых…
- в-третьих…
Подвести итог – «Это картины по жанру – пейзажи».
3 шаг. Используя пособие по именам признакам рассмотреть с детьми такие
признаки, как:
ЦВЕТ. Рассмотреть выбранную картину издалека, назвать основной,
преобладающий цвет. Вывод: в пейзаже всегда присутствует цвет.
Можно использовать такие игры как:
«Я вижу пять цветов на картине», «Солнечный свет», «Пастельные тона»,
«Краски», «Аукцион» и т.д.
ВРЕМЯ. Предложить определить время на картине (время года, части суток)
Вывод: в пейзаже всегда присутствует время.
Игры: «Что сначала, что потом», «Измени часть суток», « Времена года»,
«Лента времени» и т.д.
ЧАСТИ. Для выделения объектов на картине необходимо подойти ближе,
Предложить посчитать объекты, не называя их, указать только
количество.
Вывод: в пейзаже всегда присутствуют различные объекты.
Игры: «Найди сходства и различия», «Найди самый большой и самый
маленький объект», «Да-нетка», «Раз, два, три к объекту беги» т.д.
4 шаг. Предложить детям определить настроение картины. Использовать модели
настроения (радостное, лучистое, тревожное, задумчивое, грустное).
Вывод в пейзаже всегда присутствует настроение.
5 шаг. В каждом пейзаже зашифрована какая-то история.
Предложить рассказать небольшую историю о том, что могло бы
произойти в этой картине.
- Я смотрю на картину и представляю, что…
Игры: «Художественный салон», «Библиотека сказок», «Художник-
иллюстратор», «Сказка заблудилась» и т.д.
6 шаг. Рефлексия. Осознание детьми: что делали, как и зачем.
Итоговое занятие по рассматриванию пейзажей
с детьми 5-7 лет
Цель: продолжать знакомить детей с многообразием пейзажной живописи, формировать умение описывать картины по признакам.
Предварительная работа: рассматривание каждой картины в отдельности, выбор названия картины, определение цветовой гаммы, выделение объектов на картине и установление между ними связей, сравнение пейзажей одного типа между собой, составление небольших речевых зарисовок.
Оборудование: 10-12 пейзажей разнообразных по размеру, цвету, климатическим зонам,
временным отрезкам и т.д.; пособие «Имена признаков»; модели различного настроения по кол-ву пейзажей; карточки с изображением героев сказок.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
С детьми подготовительной к школе группы
На тему: «Разнообразие пейзажной живописи».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Социально- коммуникативное развитие:
- Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом в решении игровых и познавательных задач.
- Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг с другом.
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение товарища, а так же отстаивать свое мнение.
Познавательное развитие:
- Побуждать детей к длительному и детальному всматриванию в картину.
- Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.
- Совершенствовать умение работать с моделями имен признаков.
- Побуждать проявлять эмоциональное отношение к пейзажу.
- Развитие творческого воображения: придумывание историй по картине с перемещением в нее знакомых сказочных героев, рефлексия.
- Познакомить детей с понятием «вернисаж», «фотовыставка»
Речевое развитие:
- Формировать умение составлять рассказ о пейзаже.
- Способствовать формированию связных монологических высказываний, развивать слуховое внимание.
- Составление небольших речевых зарисовок.
- Обогащать словарь детей.
Физическое развитие:
- Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх.
- Закрепить умение совмещать слова и действия в игре.
Ход занятия:
Дети входят в зал по музыку Р.Паульса «Вернисаж», рассматривают представленные там фоторепродукции.
- Сегодня мы с вами посетим вернисаж. Как выдумаете, что обозначает это слово? Выставка большого количества разнообразных картин. Можно ли сказать, что мы с вами присутствуем на вернисаже пейзажей. Предложить детям доказать утверждение, привести аргументы:
- во-первых – присутствует много картин,
- во-вторых – на всех картинах изображена природа, как живая, так и неживая.
- в-третьих – на картинах отсутствует рукотворный мир и человек.
- Все ли представленные на выставке картины являются пейзажем?
Дети находят и исключают картину, на которой изображены портреты или сюжет.
Вывод: в пейзаже всегда присутствует природа живая и неживая, в большей степени; могут также присутствовать объекты рукотворного мира и человек, но в меньшей степени (не основные объекты).
- Чтобы лучше рассмотреть пейзажи позовем на помощь наше пособие «Имена признаки».
схему какого признака я показываю?
- ЦВЕТ. Всегда ли в пейзаже присутствует цвет?
- Я вижу пять цветов на картине «Березки-подружки» (дети называют цвета), а 6,7, 8, 9; все цвета не перечислить, но в основном преобладает желто-зеленый цвет.
Предложить определить и назвать основной, преобладающий цвет у 2-3 картин.
Правило: В пейзаже всегда присутствует цвет.
Поместить модель «цвет» на доску.
- Схема какого признака нам поможет сейчас?
- ЧАСТИ. Предложить рассмотреть картины через «подзорную трубу» и назвать увиденный объект (скалистый берег, яркое солнце, хмурая туча), предложить сосчитать объекты на выбранной картине, озвучить результат на примере 2-3 картин.
- Игра « Раз, два, три к дереву беги», повторить несколько раз меняя объект ( вода, небо, солнце и т.д.).
Правило: В пейзаже всегда присутствуют объекты, все не перечислить, но можно выделить главные.
Поместить модель «части» на доску.
- Следующий признак – ВРЕМЯ.
- Можно ли по пейзажу определить время? Какое?
- Предлагаю вам выбрать для себя пейзаж и рассказать, какое время отображено на нем.
Дети подходят к картинам:
- на картине «Игривая волна» изображен ясный летний день, потому что…,
- на картине «Сказочный лес» изображено зимнее утро, потому что…,
- на картине «Березки-подружки» изображен молодой лес, а на картине «Старый лес»
старый, потому что ….
Правило: По пейзажу всегда можно определить время ( время года, часть суток и т.д.).
Поместить модель «время» на доску.
- У меня есть еще одна схема. Как вы думаете, что она означает? НАСТРОЕНИЕ.
- Предлагаю вам выбрать пейзаж и определить настроение, которое он вызывает.
Дети выбирают модель настроения и прикрепляют ее к выбранной картине. Модели отображают различное настроение (страх, восхищение, задумчивость, радость, грусть и т.д.)
Предложить 2-3 детям аргументировать свой выбор и рассказать о настроении, которое вызывает та или иная картина.
- Когда я смотрю на картину «Золотая осень» мне становиться немного грустно, потому что …..
Один и тот же пейзаж может вызвать у детей различные чувства.
Правило: Пейзаж всегда вызывает какое-либо настроение.
Поместить модель «настроение» на доску
- Я открою вам небольшую тайну. В каждом пейзаже спрятана своя история. Послушайте и определите, о какой картине эта история:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах…
Дети выбирают подходящий пейзаж - «Игривая волна», доказывают свой выбор.
- Предлагаю нам выбрать сказочного героя и поместить его на картину, в которой может быть спрятана его история. Дети размещают карточки с героями сказок и составляют небольшой рассказ, почему они выбрали именно эту картину.
Правило: в каждом пейзаже спрятана своя история.
Поместить модель «история» на доску.
Рефлексия
Что мы делали? (играли и смотрели на пейзажи)
Как играли? (находили цвет, части , время и др.)
Зачем? (чтобы составить рассказ по картинам)
- Итак, что бы составить рассказ о пейзаже надо рассказать:
- о цвете,
- об объектах,
- времени,
- о настроении,
- о герое или истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов по собственным рисункам»
Проект совместной деятельности педагога с детьми Тема: Обучение рассказыванию по собственным рисункам детей старшей группыЦель: обучение составлению рассказов с использованием с...
Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине
Согласно ФГОС ДО "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры ......."Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать з...
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности По речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной «Где чей дом?»»
Тема: «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной«Где чей дом?»»...
Из опыта работы "Система работы по обучению детей связной речи при составлении рассказов по картинкам с детьми старшего дошкольного возраста"
Обучение детей рассказыванию по картине...
"Предварительная работа педагога при обучении детей составлению рассказов по пейзажу"
Материал будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста, использующим в своей работе технологию ТРИЗ....
Методическая разработка творческого проекта "Совершенствование умений детей при работе с ножницами и клеем"
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям старших групп, для разработки собственного аналогичного проекта, так и для проведения образовательной деятельности по теме «Совершенство...
Составление рассказа по пейзажу
Составление рассказа по пейзажу с использованием приемов ТРИЗ...