"Предварительная работа педагога при обучении детей составлению рассказов по пейзажу"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста, использующим в своей работе технологию ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сурменева Н.Н. МБДОУ «ЦРР- детский сад № 42 «Светлячок»
Предварительная работа педагога
при обучении детей составлению рассказов по пейзажам
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Педагоги, развивая и воспитывая ребенка, подготавливая его к учебной деятельности, большое внимание уделяют такому направлению, как развитие речи, в частности, составлению разных видов рассказов.
Сложным видом традиционно считается составление рассказов по натюрмортам и пейзажам. Воспринимая пейзаж, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Исходя из опыта, необходимо отметить, что данная работа очень трудна и требует кропотливой и целенаправленной предварительной подготовки самого воспитателя. Мы не стали исключением и, прежде всего, взяли на «вооружение» методику Сидорчук Т. А. по составлению рассказов по пейзажам, утвердились в алгоритме проведения занятия:
1. Выбор системы.
2. Схематизация системы.
3. Нахождение объектов системы на картине.
4. Составление рассказов.
После этого отобрали репродукции картин, к которым были предъявлены следующие требования:
• высокохудожественность;
• реалисгичность;
• доступность;
• отсутствие живых объектов (людей и животных);
• разнообразие ландшафтов.
Опираясь на вышеизложенные параметры, были выбраны следующие репродукции:
Н. Э. Грабарь «Рябинка», «Подсолнух», «Зимний пейзаж».
А. М. Герасимов «Пчелы звенят», «После дождя. Мокрая терраса».
Н. С. Остроухое «Золотая осень».
А. А. Рылов «Пейзаж с рекой», «В голубом просторе».
Н. И. Шишкин «Рожь».
К. Ф. Юон «Купола и ласточки».
Н. П. Крылов «Когда цветут липы».
Ю. С. Подлянский «Тишина».
И. И. Левитан «Березовая роща», «Март».
А. К. Саврасов «Грачи прилетели», «Проселок», «Весна».
А. И. Куинджи «Березовая роща».
В Д. Поленов «Заросший пруд».
Д. Я. Александров «Московский дворик», «Зимняя сказка».
После отбора репродукций картин составили «словарик систем», который облегчил бы схематизацию.
Словарик сравниваемых систем:
Театр - зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене разные произведения, драматический театр, оперный.
Цирк - зрелищное предприятие, помещение, где даются представления с участием таких артистов (акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков, фокусников, эквилибристов).
Рынок - место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах, базар.
Детский сад - воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет.
Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а так же, осуществляющее справочно-библиографическую работу.
Поликлиника - лечебное учреждение с врачами разных специальностей для приходящих больных или помощи на дому.
Детское кафе - небольшой ресторан, хорошо обставленное помещение с подачей заказных блюд и напитков.
Площадь - незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.
Затем разработали картотеку составляющих частей выбранных систем.
Картотека составляющих частей системы.
Аэропорт: пилот, пассажиры, стюардесса, самолеты, взлетная полоса, трап, багаж, места ожидания.
Школа: ученики, учитель, парта, стул, доска, классы, карта, портфель, коридоры, окна, стены, потолок, пол.
Больница: врач, медсестра, кровать, палаты, каталки, тумбочки, больные, лекарства, лестница, окна, стены, пол, потолок.
Парк: деревья, лавочки, беседки, тропинки, кафе, люди, касса, аттракционы.
Речка: вода, песок, кувшинки, деревья, мост, рыба, берег, купальщики
Театр: сцена, кулисы, актеры, зрители, зрительные места, занавес, лестница, потолок, стены, пол, окна, фойе, гардероб, буфет, двери, касса.
Библиотека: библиотекарь, книги, стеллажи, столы, стулья, читатели, окна, стены, потолок, двери, пол.
Поликлиника: кабинеты, коридор, врач, медсестра, больные, регистратура, окна, стены, потолок, пол, двери.
Заключительным этапом нашей предварительной работы стала подборка, в которой каждая из репродукций представлена какой-либо системой.
• В. Д. Поленов «Московский дворик» - Дворец спорта, магазин.
• И. И. Левитан «Март» - почта.
• И И. Шишкин «Рожь» - море.
• А. И. Куинджи «Березовая роща» - театр, Ледовый дворец, магазин.
• В. Д. Поленов «Заросший пруд» - магазин, библиотека, ледовый дворец, поликлиника.
• Д. Я. Александров «Зимняя сказка» - детский сад, театр.
• А. М. Герасимов «Пчелы звенят» - театр, магазин.
• А. А. Рылов «Пейзаж с рекой» - театр, городская площадь.
• А. К. Саврасов «Весна» - театр.
• А. М. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса» - библиотека, кафе, парк.
• И. Э Грабарь «Зимний пейзаж» - библиотека.
Описанная выше предварительная работа положительно сказалась на взаимодействии с детьми. Ребята с большим интересом составляли рассказ по пейзажу, некоторые из которых мы приводим в этой статье.
Д. Я. Александров «Московский дворик». Ледовый дворец.
Мы попали в необычный ледовый дворец.
Игровой участок во дворе напоминает мне лед. Тонкие деревья внутри ледовой коробки похожи на хоккеистов, которые готовятся к игре в хоккей. Толстое дерево в углу ледовой коробки похоже на тренера, который следит за игрой своей команды. Он очень переживает и хочет, чтобы команда выиграла.
Высотные дома - это кресла в несколько рядов. На нижних рядах сидят запасные игроки и те, которых посадили за нарушение правил. Верхние ряды заняли зрители. Они следят за игрой и хлопают игрокам.
Сева II.
А. К. Саврасов «Весна».
Картина «Весна» напоминает мне цирк. Крыша дома - касса, где продают билеты в
цирк.
Три березки - акробаты, которые поднялись на шесте и хотят подняться высоко вверх Три птички - воздушные гимнасты. Пенек похож на фонарь, который светит на акробатов.
Лиза Ш.
Верх крыши напоминает канат, по которому ходят акробаты с шестом. Маленькие кустики у забора напоминают детей, которых пригласил клоун на выступление.
Паша К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Обучение детей составлению рассказа по картине (технология ТРИЗ).
Семинар-практикум проходил в рамках методической недели по теме: "Развитие речи в условиях детского сада и семьи" 17.02.2014 года.Презентация может быть использована для передачи опыта среди педагогов...
Конспект фронтального занятия на тему: "Использование игровых приемов при обучении детей составлению рассказа по сюжетной картине"
Данный материал поможет обучить детей составлению рассказа по сюжетной картине....
Обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине
Консультация, как в игровой форме научить детей составлять рассказ по сюжетной картине....
мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"
Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....
Методика работы по обучению детей составлению рассказа по опорным картинкам
В консультации описана классическая методика работы с детьми по всем возрастным группам. Будет полезна молодым специалистам, а так же воспитателям с целью уточнения методов и приемов....
Выступление на педсовет на тему: Методы работы педагога по обучению детей составлению загадок
В докладе раскрываются методы работы с детьми дошкольного возраста по составлению загадок...
Консультация для педагогов «Методика обучения детей составлению рассказа по сюжетной картинке»
Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Её положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...