"Предварительная работа педагога при обучении детей составлению рассказов по пейзажу"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Материал будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста, использующим в своей работе технологию ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сурменева Н.Н. МБДОУ «ЦРР- детский сад № 42 «Светлячок»

Предварительная работа педагога

при обучении детей составлению рассказов по пейзажам

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Педагоги, развивая и воспитывая ребенка, подготавливая его к учебной деятельности, большое внимание уделяют такому направлению, как развитие речи, в частности, составлению разных видов рассказов.

Сложным видом традиционно считается составление рассказов по натюрмортам и пейзажам. Воспринимая пейзаж, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Исходя из опыта, необходимо отметить, что данная работа очень трудна и требует кропотливой и целенаправленной предварительной подготовки самого воспитателя. Мы не стали исключением и, прежде всего, взяли на «вооружение» методику Сидорчук Т. А. по составлению рассказов по пейзажам, утвердились в алгоритме проведения занятия:

1.        Выбор системы.

2.        Схематизация системы.

3.        Нахождение объектов системы на картине.

4.        Составление рассказов.

После этого отобрали репродукции картин, к которым были предъявлены следующие требования:

•        высокохудожественность;

•        реалисгичность;

•        доступность;

•        отсутствие живых объектов (людей и животных);

•        разнообразие ландшафтов.

Опираясь на вышеизложенные параметры, были выбраны следующие репродукции:

Н. Э. Грабарь «Рябинка», «Подсолнух», «Зимний пейзаж».

А. М. Герасимов «Пчелы звенят», «После дождя. Мокрая терраса».

Н. С. Остроухое «Золотая осень».

А. А. Рылов «Пейзаж с рекой», «В голубом просторе».

Н. И. Шишкин «Рожь».

К. Ф. Юон «Купола и ласточки».

Н. П. Крылов «Когда цветут липы».

Ю. С. Подлянский «Тишина».

И. И. Левитан «Березовая роща», «Март».

А. К. Саврасов «Грачи прилетели», «Проселок», «Весна».

А. И. Куинджи «Березовая роща».

В Д. Поленов «Заросший пруд».

Д. Я. Александров «Московский дворик», «Зимняя сказка».

После отбора репродукций картин составили «словарик систем», который облегчил бы схематизацию.

Словарик сравниваемых систем:

Театр - зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене разные произведения, драматический театр, оперный.

Цирк - зрелищное предприятие, помещение, где даются представления с участием таких артистов (акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков, фокусников, эквилибристов).

Рынок - место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах, базар.

Детский сад - воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет.

Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а так же, осуществляющее справочно-библиографическую работу.

Поликлиника - лечебное учреждение с врачами разных специальностей для приходящих больных или помощи на дому.

Детское кафе - небольшой ресторан, хорошо обставленное помещение с подачей заказных блюд и напитков.

Площадь - незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

Затем разработали картотеку составляющих частей выбранных систем.

Картотека составляющих частей системы.

Аэропорт: пилот, пассажиры, стюардесса, самолеты, взлетная полоса, трап, багаж, места ожидания.

Школа: ученики, учитель, парта, стул, доска, классы, карта, портфель, коридоры, окна, стены, потолок, пол.

Больница: врач, медсестра, кровать, палаты, каталки, тумбочки, больные, лекарства, лестница, окна, стены, пол, потолок.

Парк: деревья, лавочки, беседки, тропинки, кафе, люди, касса, аттракционы.

Речка: вода, песок, кувшинки, деревья, мост, рыба, берег, купальщики

Театр: сцена, кулисы, актеры, зрители, зрительные места, занавес, лестница, потолок, стены, пол, окна, фойе, гардероб, буфет, двери, касса.

Библиотека: библиотекарь, книги, стеллажи, столы, стулья, читатели, окна, стены, потолок, двери, пол.

Поликлиника: кабинеты, коридор, врач, медсестра, больные, регистратура, окна, стены, потолок, пол, двери.

Заключительным этапом нашей предварительной работы стала подборка, в которой каждая из репродукций представлена какой-либо системой.

•        В. Д. Поленов «Московский дворик» - Дворец спорта, магазин.

•        И. И. Левитан «Март» - почта.

•        И И. Шишкин «Рожь» - море.

•        А. И. Куинджи «Березовая роща» - театр, Ледовый дворец, магазин.

•        В. Д. Поленов «Заросший пруд» - магазин, библиотека, ледовый дворец, поликлиника.

•        Д. Я. Александров «Зимняя сказка» - детский сад, театр.

•        А. М. Герасимов «Пчелы звенят» - театр, магазин.

•        А. А. Рылов «Пейзаж с рекой» - театр, городская площадь.

•        А. К. Саврасов «Весна» - театр.

•        А. М. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса» - библиотека, кафе, парк.

•        И. Э Грабарь «Зимний пейзаж» - библиотека.

Описанная выше предварительная работа положительно сказалась на взаимодействии с детьми. Ребята с большим интересом составляли рассказ по пейзажу, некоторые из которых мы приводим в этой статье.

Д. Я. Александров «Московский дворик». Ледовый дворец.

Мы попали в необычный ледовый дворец.

Игровой участок во дворе напоминает мне лед. Тонкие деревья внутри ледовой коробки похожи на хоккеистов, которые готовятся к игре в хоккей. Толстое дерево в углу ледовой коробки похоже на тренера, который следит за игрой своей команды. Он очень переживает и хочет, чтобы команда выиграла.

Высотные дома - это кресла в несколько рядов. На нижних рядах сидят запасные игроки и те, которых посадили за нарушение правил. Верхние ряды заняли зрители. Они следят за игрой и хлопают игрокам.

Сева II.

А. К. Саврасов «Весна».

Картина «Весна» напоминает мне цирк. Крыша дома - касса, где продают билеты в

цирк.

Три березки - акробаты, которые поднялись на шесте и хотят подняться высоко вверх Три птички - воздушные гимнасты. Пенек похож на фонарь, который светит на акробатов.

Лиза Ш.

Верх крыши напоминает канат, по которому ходят акробаты с шестом. Маленькие кустики у забора напоминают детей, которых пригласил клоун на выступление.

Паша К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Обучение детей составлению рассказа по картине (технология ТРИЗ).

Семинар-практикум проходил в рамках методической недели по теме: "Развитие речи в условиях детского сада и семьи" 17.02.2014 года.Презентация может быть использована для передачи опыта среди педагогов...

Обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине

Консультация, как в игровой форме научить детей составлять рассказ по сюжетной картине....

мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"

Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....

Методика работы по обучению детей составлению рассказа по опорным картинкам

В консультации описана классическая методика работы с детьми по всем возрастным группам. Будет полезна молодым специалистам, а так же воспитателям с целью уточнения методов и приемов....

Выступление на педсовет на тему: Методы работы педагога по обучению детей составлению загадок

В докладе раскрываются методы работы с детьми дошкольного возраста по составлению загадок...

Консультация для педагогов «Методика обучения детей составлению рассказа по сюжетной картинке»

Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Её положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...