«Комплект методического материала по сопровождению дошкольника с речевыми нарушениями»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Развитие правильной грамотной речи у ребенка 6 лет, корректировка произношения сонорных звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_stati.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Комплект методического материала по сопровождению
дошкольника с речевыми нарушениями»
Воспитатель
Уницаева Нина Павловна
СП «Детский сад» № 29
ГБОУ СОШ № 13
г. о. Чапаевск, Самарской области
Матвей У. 2009 года рождения.
Заключение ПМПК: третьего уровня речевого развития, рекомендовано развивать грамматическую правильную речь, скорректировать произношение сонорных звуков (-р-, -р'-, -л-).
Семья полная. Воспитанием занимается мама.
Физическое возрастное развитие в норме. Ребенок относится ко второй группе здоровья, он практически не болеет. С большим интересом выполняет физические упражнения, как во время утренней гимнастики, так и в подвижных играх.
Матвей общительный, любознательный, любит привлекать к себе в внимание сверстников и взрослых вопросами, но внимание неустойчивое, быстро переключается с одного объекта н другой. Произвольное внимание не сформировано. Матвей активный, наблюдательный, однако продуктивность в работе и в обучении не сформирована. Ребенок может не доводить начатое до логического завершения.
Матвей умеет задавать вопросы, понимает и воспринимает ответы, Но не всегда умеет строить обобщения.
Ребенок быстро запоминает тексты стихов и песен, любит петь.
Матвей хорошо понимает обращенную речь, выполняет словесные инструкции.
В самостоятельной речи есть нарушение в произношении сонорных звуков – р-,- р'-, - л-. Фонематический слух в норме.
Пассивный словарный запас Матвея в норме. при помощи взрослого ребенок пополняет активный запас. Матвей не умеет подбирать несколько прилагательных к одному существительному.
Ребенок может употреблять сложные предложения разных видов, пересказывать с небольшой помощью, также с небольшой помощью может составлять по образцу рассказ по сюжетной картинке (набору картинок), затрудняется сочинить концовку к сказке.
Матвей умеет пересчитывать предметы, умеет соотносить число с количеством предметов, знает обратный счет. Ребенок умеет сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия, определяет форму, величину предметов. В пространственном - временном соотношении Матвей может обозначить словом своё местонахождение среди предметов и людей, последовательно называет части суток, называет текущий день недели.
Ребенок знает свою фамилию, имя, отчество, может рассказать о членах семьи, назвать адрес проживания, дату своего рождения.
Любит играть в совместные со сверстниками игры, однако стремиться стать лидером, отнять игрушку, привлечь к себе внимание. Играет с удовольствием как в сюжетно-ролевые игры, так и в подвижные, дидактические. Быстро включается в игру, активно участвует. Но устойчивость интереса к одной определенной игре часто зависит либо от настроения ребенка, либо от организации деятельности взрослого. Матвей может проявить упрямство, показать обиду, эмоционально откликнуться на замечания, заплакать и начать выполнять противоположные просьбе действия.
Матвей любит рисовать, выполняет действия по образцу, может фантазировать, добавлять своё в выборе цвета или формы. Умеет обыгрывать постройку, легко придумывает сюжет к игре.
Навыки самообслуживания у ребенка развиты в соответствии с возрастом.
В спокойной обстановке ребенок легко идет на контакт, с большим интересом выполняет поручения или задания.
Специальные образовательные условия
для детей с нарушениями речи.
Подготовительная к школе группа компбенованной направленности занимается по программе «От рождения до школы» 2015 г. (с учетом внедрения ФГОС). В групповой комнате имеется уголок для развития речи, в который входят сюжетные картинки, тематические карточки, перечень речевых, дидактических игр и упражнений, тренажеры для дыхания, развивающие печатные настольные игры (от лото и домино до игр на развитие речи и логического мышления и счета). Кроме того, групповая комната оборудована интерактивной доской. Дети имеют возможность просматривать мультимедийные презентации; имеется телевизор, компьютер, видеопоигрыватель, развивающие DVD и MP3диски.
С родителями группы проводятся родительские собрания в виде «Круглого стола», «Тренингов» (с использованием интерактивных игр). Родителям для информации предоставляется стенд с различными консультациями, буклеты.
Логопедическая подгруппа занимается по программе «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина». Логопед также осуществляет свою работу с детьми по тетрадям- альбомам Н.Э. Теремковой для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома), О.С. Гомзяк «Говорим правильно» в 6-7 лет (3 альбома).
Кабинет логопеда оборудован также различными сюжетными картинками, тематическими карточками, зеркалами (для каждого ребенка). Имеется специальная литература. К примеру:
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
- Курдвановская Н.В. Планирование логопеда с детьми 5-7 лет
- Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми
- О. С. Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий.
- Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно.
- Тимонен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии
- Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. и т. д.
С детьми в логопедической группе проводятся как фронтальные, так и индивидуальные занятия. С родителями – родительские собрания в виде тренингов; даются индивидуальные домашние задания-упражнения в специальных тетрадях-дневниках. У каждого ребенка в логопедической группе есть своя папка с набором альбомов (для домашней работы и работы в саду), пеналы с ручками, карандашами; в папку входят также прописи.
Совместно с воспитателями компенсирующей группы в целом логопед поводит конкурсы-чтение стихов.
По тетрадям взаимосвязи осуществляется взимодействие логопеда с воспитателями группы.
Примерное перспективное планирование по коррекции
речевых нарушений ребенка третьего уровня речевого развития.
Направление деятельности | Лексическая тема | Планируемый результат и примерные задания |
Звукопроизношение сонорных (-л-) | Птицы Профессии | умеет произносить звук –л- изолированно, в словах, в предложении, в тексте сокол, ласточка лаборант, логопед, лоцман |
Звукопроизношение сонорных (-р-, -р') | Птицы Профессии | Умеет произносить звуки -р-, -р -'изолированно, в словах, в предложении, в тексте грач, воробей, курица, скворец Столяр, повар, парикмахер, строитель |
Грамматический строй речи (предлоги, падежи, род, число) | Птицы Профессии Птицы Профессии | Умеет образовывать предложно-падежные формы, согласовывать слова в предложении в роде, в числе, падеже.
Птенцы высиживают яйца. (птица высиживает птенцов) Тело птицы покрыто шерстью.(тело птицы покрыто перьями) Скворец живёт в будке. (скворец живёт в скворечнике)
Сапожник шьет одежду, а портной шьёт обувь. (сапожник шьёт обувь, портной шьёт одежду) Учитель лечит больного, а врач учит учеников. (учитель учит детей, врач лечит больного)
Кто работает с фотоаппаратом? С фотоаппаратом работает фотограф. Кто работает кистью? Кистью работает художник Кто работает метлой? Метлой работает дворник. Кто работает за компьютером? За компьютером работает инженер. Умеет подбирать ряд прилагательных к одному существительному
Кукушка (какая?) пестрая, полосатая. Аист важный, длинноногий Грач черный, шумный.
Летчик отважный, смелый, отзывчивый Учитель строгий, умный, справедливый |
Связная речь | Птицы Профессии | Владеет навыком составления рассказа описания, рассказа сравнения, рассказов по одной картинке, по серии картинок.
|
Рекомендации для родителей данного ребенка..
- Подбирать и заучивать наизусть чистоговорки, скороговорки, стихи, потешки со звуками –р-, - р'-, -л-. Предложить выучить дома с родителями.
Новый год (Н. Найдёнова )
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у ёлки собрались,
Нарядилась наша ёлка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски…
Ты медведь, а я – лиса.
Вот такие чудеса!
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, новый год!
Лопата.
Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась.
Пила.
Пилит толстый ствол пила,
Накалилась до бела.
Молоток.
Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком –
Получилась полка.
Лом.
Лом ломает толстый лёд.
Лом ломать не устаёт.
Помощница.
Мила маме как могла,
Хоть мала, но помогла.
Долго дела не искала:
Полотенца полоскала.
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метёлкой подмела
От угла и до угла.
Отдохнуть она хотела –
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложила.
Мила с куклой спать легла
Всё успела! Всё смогла!
Ау! (Л.А. Грачёва)
Весело аукнула
Из лесу весна.
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хо.
Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес,
И мороз за ёлками,
Заворчав, исчез.
- Предложить найти на картинке среди разных предметов только те, в названии которых есть только звуки –р-, - р'-, -л-.
- Предложить завести альбом, в котором ребенок будет зарисовывать предметы из окружающей действительности. В которых есть сонорные звуки р-, - р'-, -л-
- Продолжать развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Для этого в качестве упражнения можно давать задания, которые помогали бы устанавливать смысловые неточности (например «Это правда или нет», «Шарик» и др.)
- Обратить внимание, чтобы при чтении стихотворения ребенок воспроизводил его, учитывая интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело или грустно, торжественно, возвышенно или спокойно, быстро или медленно, громко или тихо. А так же личный пример чтения взрослых.
- Выполнять задания по отгадыванию загадок и определять какой из дифференцируемых звуков содержится в словах- отгадках.
Предложить дома зарисовать загадку.
Упражнения для выработки артикуляционных укладов звуков –р-, - р'
(предварительно показать родителям в индивидуальной консультации)
Достать языком нос.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были не подвижны.
Достать языком подбородок.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Чьи зубы чище?»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтоб язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Фырканье»
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.
Упражнение с пальчиком.
Цель: подготовить речевой аппарат ребенка к произношению звука – р-.
Чистый указательный палец руки погрузить в рот, под языком делать движения из стороны в сторону, произнося звук –д- д-д-. при правильном выполнении постепенно язык начнет вибрировать и ребенок начнёт «рычать». Далее добиваться того, чтобы ребенок запоминал действия и приучался «рычать» без пальца во рту.
Упражнения для выработки артикуляционных укладов звуков - л-
«Индюк»
Цель: выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.
Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – поглаживая её. Сначала движения медленные, затем темп убыстряется и добавляем голос. При правильном выполнении мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл. Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
Самолёт гудит.
Цель: Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.
Приоткроем рот, улыбнемся и длительно произнося звук –ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук – л.
«Качели-1»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка поворачивать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Пощелкать кончиком языка»
Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно , постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка подворачивался внутрь.
«Катушка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были не подвижными.
Родителям этого ребенка можно также порекомендовать выполнять упражнения по логопедическим альбомам Н.Э. Теремковой для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома).
Примерное задание на развитие лексико-грамматического строя языка и связной речи:
- Рассмотри картинки и составь предложения. (используя предлоги)
- Внимательно рассмотри картинку. Ответь на вопросы полными предложениями. Составь рассказ по картинке. Назови свой рассказ
- Внимательно рассмотри картинки. Послушай начало рассказа про рыболова Ваню и продолжи его.
- Рассмотри схему. Составь сравнительные рассказы о льве и северном олене; о зебре и о белом медведе по образцу. (опираясь на картинки)
- Рассмотри картинки. Составь по ним рассказ. Какие инструменты и как использовал мальчик в работе? (сюда же можно добавить задание на тренировку предлогов и падежей)
И т.д.
Работу по формированию лексико-грамматической грамотности можно продолжить также предложив задания в альбомах О.С. Гомзяк «Говорим правильно» в 6-7 лет (3 альбома)
Все задания можно записывать в специальную тетрадь (дневник), комбинируя задания по артикуляции с заданиями по логопедическим тетрадям. В этой тетради можно также прописывать тексты, для тренировки памяти и правильного проговаривания (стихи, слова, в которых есть звук- л- в начале, в середине и в конце слова, звук –р-, - р'-)
Можно также давать задания в прописях для тренировки мелкой моторики руки, с целью подготовки ребенка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ
Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...
Методический материал для коррекции речевых нарушений
Дифференциация звуков при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возрватса....
Методический материал для воспитателей ДОУ «Речевые формулы»
Речевые формулы для конструктивного общения с родителями....
"Наглядные опорные схемы, облегчающие процесс становления связной речи и ускоряющие процесс запоминания и усвоения речевого материала у детей, имеющих речевые нарушения"
Использование наглядных опорных схем для развития связной речи и памяти ребенка - дошкольника....
Учебно-методический материал. Игра, как средство речевого развития дошкольников.
Игра, как средство речевого развития дошкольников. Работая в логопедических группах дошкольных учреждений, мы, воспитатели при обследовании детей выявляем крайне низкий уровень развития психическ...
Методические рекомендации родителям по профилактике речевых нарушений.
Методические рекомендации родителям по профилактике речевых нарушений.Родителей часто волнуют вопросы: «Что надо делать ,чтобы ребенок начал вовремя говорить?», «Если развитие ...
«Комплект методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с речевыми нарушениями в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Для обследования речи детей, необходимо использовать материалы, для уточнения нарушений речи. При нарушении речи уточнить знает ли ребенок о дефекте, как на это реагирует, выявить возможности его выск...