Методический материал для коррекции речевых нарушений
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Атаманова Маргарита Степановна

Дифференциация звуков при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возрватса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков

при коррекции речевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста.

Наша речь состоит из слов, а слова – из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове (например, 1-й звук), то оно будет обозначать совсем другой предмет:

Крот – рот

Снаряд – наряд

Кролик – ролик

То же произойдёт, если неправильно произносить звуки:

Рак – лак

Лук – жук

Поэтому нужно хорошо слышать и произносить все звуки!

Песенка про звуки и буквы

        Много звуков есть на свете:

        Шелест листьев, плеск волны,

        А бывают звуки речи,

        Мы их точно знать должны!

        К – клокочет,

        Г – гогочет,

Х – хохочет,

Р – рычит,

Щ – щекочет,

Ч – чихает,

Д – долбит,

П – пыхтит,

Б – бубнит,

В – ворчит,

Ф – фырчит,

С – свистит,

З – звонит,

Ш – шуршит,

Ж – жужжит.

Звуки в слове исчезают,

Снова появляются,

Звуки слово изменяют,

Сами изменяются.

В слове ДОЧКА

Д пропала

Т на это место встала.

Была ДОЧКА, стало ТОЧКА

Так слова менялись: НОЧКА

БОЧКА, ПОЧКА, КОЧКА, КАЧКА,

КУЧКА, РУЧКА, ТУЧКА, ТАЧКА.

Звуки чётко произносим,

Слушаем внимательно,

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно!

Гласные, согласные звуки:

Легче других произносятся гласные звуки: А, У, О, Ы, И.

Гласные звуки всегда произносятся с более и менее открытым ртом. Губы, зубы и язык «не мешают» голосу проходить через рот, не преграждают ему путь (как, например, при звуках М, Б, Д). Гласный звук можно долго тянуть, петь.

Когда мы произносим согласные звуки, струя воздуха встречает на своём пути преграду: язык, губы, зубы, которые принимают положение, необходимое для определённого звука (М, Б, Д, Р)

Игра «Закончи слово»: ДО – М, СУ – П , МА – К и т.п.

Игра «Протяни первый звук»: А-А-А-М, М-М-М-О, З-З-З-У и.т.п.

(учить ребёнка длительно тянуть звук без остановки, пока он не сольётся с другим звуком, получая СЛОГ)

         Учимся отличать глухие и звонкие звуки. Усваиваем, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и слышим.

        Учимся управлять речевым дыханием, движением языка, губ, челюсти, чтобы правильно произносить звук. Многократно закрепляем звук отдельно, затем в слогах, в словах, фразах и стихах. Только после этого звук появляется в его обиходной речи.

        Стихи, насыщенные изучаемым звуком помогают ребёнку привыкнуть к произношению нужного звука в речевом потоке.

        Выполняя эти простые «заповеди» ребёнок постепенно учится совершенствовать свою речь.

Звуки Б-П 

Игра «Бабушкина игра»

         Вам бабушка прислала

        На наряды сто рублей.

        Что хотите покупайте,

        Но наряды выбирайте

        Лишь со звуком Б в названьи…

        Приготовились. Вниманье!

(отвечать полными предложениями, опираясь на картинки)

        Вы наденете юбочку с блузкой или платье?

Вы выберете шубу или пальто?

На голове будет берет или шляпа?

А, может быть, тюрбан или платок?

На шею наденете бусы или цепочку?

На юбочке будет бахрома или петельки?

Что вы выберете – брошь или клипсы?

Блузку украсят бантики или пуговицы?

Платочек будет из полотна или батиста?

Жилетка будет из бархата или плюша?

Обувь тоже выбираем и со звуком Б играем (со звуком Б в названии)

        Выбирайте:

боты, сапоги, босоножки, башмаки, туфли, ботинки, сандалии.

Звук С                

        Вот со звуком «С» считалка:

        САНИ, СОК, СОВА, СКАКАЛКА,

        Выходи на слово СТУК,

        Назови в нём первый звук!

        Назову слова я быстро,

        Вы произносите чисто:

        САХАР, САД, САЛАТ, САПОГ,

        Назовите первый слог!

        Быстро, чисто называй:

        САЛО, САМ, САЛЮТ, САРАЙ,

        САЙКА, САНКИ. САЖА. Снова

        Повтори всё слово в слово!

        Поезд катится по рельсам,

        Поезд быстро мчится к лесу.

        Остановка. Сосны. Лес.

        Выходи на букву С.

Слушай и запоминай,

И красиво называй

Все слова со слогом СА –

ПОЛОСА, КОСА. ОСА.

Все слова со слогом СО –

СОНЯ, СОДА, КОЛЕСО,

Все слова со слогом СЫ –

КОСЫ, БЫСЫ И ВЕСЫ.

Звуки С – З

Слушай и запоминай,

Звонко, чисто называй

Все слова со слогом ЗА –

БИРЮЗА, ЗАВОД, КОЗА

Слушай и запоминай,

Звонко, чисто называй

Все слова со слогом ЗЫ –

ПУЗЫРИ, ВОЗЫ, ТАЗЫ.

        Слушай и закрой глаза.

        Вот слова со слогом «ЗА»:

        СТРЕКОЗА, ЗАБОР, ГРОЗА.

        Повтори, открыв глаза!

        Вот со звуком «С» слова:

        САХАР, САД, САЛЮТ, СОВА.

        Не подходит слово «ЗВОН»! –

        Выходи из круга вон!

        Вот со звуком «С» считалка:

        ПОЛОСА, НАСОС, СКАКАЛКА,

        СОЛОВЕЙ, СОРОКА, СОН.

        А ФАЗА – из круга вон!

        Вот слова со слогом «ЗЫ»:

        ВАЗЫ, МУЗЫКА, ТАЗЫ,

        ГРОЗЫ, КОЗЫРЁК, АРБУЗЫ.

        Не подходит слово «БУСЫ»

Звуки Ш – Ж    

        Мы со звуком Ш играем,

        Слово к слову подбираем:

        ШАПКА, ШУБА, ШАРФ, Жетон …

– выходи из круга вон.

Мы со звуком Ж играем,

        Слово к слову подбираем:

        ЁЖИК, ЖУК, ЖИРАФ, Шпион…

– Выходи из круга вон!

Звуки З – Ж    (550 Лопухина, 288)

        Мы со звуком З играем,

        Слово к слову подбираем:

        ЗАЛ, ЗАБО, ЗАМОК, Жетон…

         –  Выходи из круга вон!

Мы со звуком Ж играем,

        Слово к слову подбираем:

        ЖАБА, ЖУК, ЖИРАФ, Бизон …

         –  Выходи из круга вон!

Звуки Ч – Щ  

        

        Ч - Ш

        Мы со звуком Ч играем,

        Слово к слову подбираем:

        ЧАЙКА, ЧАЙНИК, ЧАЙ, Шпион …

         –  Выходи из круга вон!

        Щ – Сь

        Мы со звуком Щ играем,

        Слово к слову подбираем:

        ЩЁТКА, ЩУКА, ЩЕЛЬ, Сифон …

         –  Выходи из круга вон!

        Ш – Ч

        Мы со звуком Ш играем,

        Слово к слову подбираем:

        ШАЙБА, КЛЮШКА, Чемпион …

         –  Выходи из круга вон!

        Ч – ТЬ

        Мы со звуком ч играем,

        Слово к слову подбираем:

        ЧАШКА, ЧУБ, ЧУЛОК, Зайчиха …

         –  не подходит слово «тихо»!

Звуки Л – Р  

        

        Мы со звуком Р играем,

        Слово к слову подбираем:

        РАК, ГОРА, НОРА, Лимон…

         –  Выходи из круга вон!

Мы со звуком Л играем,

        Слово к слову подбираем:

        ЛАВКА, ЛАК, ПИЛА, БАРОН …

         –  Выходи из круга вон!

«550»  Ирина Лопухина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

Методическая разработка " Игровые альбомы для коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет "

Методическая разработка " Игровые альбомы для коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет "...

Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"

Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...