Учебно-методический материал. Игра, как средство речевого развития дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Костина Елена Юрьевна

Игра, как средство речевого развития дошкольников.

 

Работая в логопедических группах дошкольных учреждений, мы, воспитатели при обследовании детей выявляем крайне низкий уровень развития психических процессов – памяти, внимания, мышления, отсутствует познавательный интерес, не сформирована связная речь, беден активный словарь, да и другие разделы программы не соответствуют их возрасту.

Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, значит через нее  возможно добиться наиболее высоких результатов в развитии психических процессов формирования познавательного интереса и усвоения детьми программы. В игре дети имеют возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать, углублять свои знания и  умения, раскрыться как личность, вести себя естественно и открыто. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания. Помогают выработать такие качества как воля, выдержка, самообладание.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры, он и учит и  играет, а дети, играя, учатся.

Игры формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

Для воспитателей игры открывают огромные возможности по формированию, развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить самостоятельно рассказывать о предметах, явлениях в природе, в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов, схожих по значению – главная задача многих словесных игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.1_rabota_2018.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как средство речевого развития дошкольников.

Работая в логопедических группах дошкольных учреждений, мы, воспитатели при обследовании детей выявляем крайне низкий уровень развития психических процессов – памяти, внимания, мышления, отсутствует познавательный интерес, не сформирована связная речь, беден активный словарь, да и другие разделы программы не соответствуют их возрасту.

Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, значит через нее  возможно добиться наиболее высоких результатов в развитии психических процессов формирования познавательного интереса и усвоения детьми программы. В игре дети имеют возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать, углублять свои знания и  умения, раскрыться как личность, вести себя естественно и открыто. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания. Помогают выработать такие качества как воля, выдержка, самообладание.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры, он и учит и  играет, а дети, играя, учатся.

Игры формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

Для воспитателей игры открывают огромные возможности по формированию, развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить самостоятельно рассказывать о предметах, явлениях в природе, в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов, схожих по значению – главная задача многих словесных игр.

Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».

Игра настолько важна для детей дошкольного возраста, что все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.

Предлагаю вашему вниманию картотеку словесных игр.


БАШЕНКА ДЛЯ КОШКИ (рифма)  

ЦЕЛИ:

  • Учить детей подбирать рифму к слову
  • Развивать языковое чутье.

Ведущий кладет свой (договориться о цвете кубиков до начала игры) кубик первым, закладывая основание башни. Одновременно с этим действием он произносит слово: "кошка". Первый, кто придумает рифму к слову-основе, произносит свое слово (пусть будет "ложка"), и пристраивает свой кубик сверху. Следующий говорит "крошка" - наверх ложится еще один цветной кубик; "ладошка" - еще один. Победителей в этой игре двое: тот, чей кубик окажется сверху и тот, чьих кубиков в ряду будет больше.
Вариант.   Дети придумывают неожиданные ситуации с кошкой, рифмуя слова.
Дети. Кошка села на окошко. Кошка увидела мошку. Взяла кошка лукошко и отправилась за картошкой. Села кошка на окошко и свесила ножки. Сложила кошка все ложки в лукошко.
Совет. Самое главное не оставлять слова детей без внимания. И к каждому слову придумать рифму.

БАШЕНКА ДЛЯ КОШКИ (слог) 

ЦЕЛИ: определять первый слог в слове, расширять словарный запас детей, активизировать употребление в речи прилагательных, согласовывать прилагательные с существительными.

Взрослый, ставя свой кубик в основание башни, произносит лишь начало слова(первый слог): - Ко...        - ...шка! - заканчивает самый быстрый, и его кубик ложится сверху.  - ...рова! - продолжает следующий, ставя кубик.

Поиски предметов. Взрослый называет эпитет (высокий, стеклянный, мокрый), дети вспоминают предметы, к которым подходит этот эпитет.

БАШЕНКА ДЛЯ КОШКИ (какая?)  Поиски эпитетов.

 Взрослый называет некоторый предмет, дети придумывают к нему как можно больше эпитетов. Интересно начать игру, предложив малышу рассказать, какой он сам (добрый, маленький, веселый).Первый кубик появляется, например, вновь сопровождаемый словом "кошка". - Какая? - спрашивает взрослый.
- Серая! - первый ответ, кубик наверх.
- Пушистая! - вот и кубик второго игрока.

ЦЕПНАЯ РИФМА

ЦЕЛИ:

  • Учить детей отвечать словом, созвучным с названным.
  • Учить чувствовать ритм, рифму.

Педагог   Ребята, давайте скорее играть.
  Разные будем слова подбирать!
  Любые слова говорите, ладно?
   Но только такие, чтоб вышло…(складно).
Какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову птичка?
Дети. Синичка, невеличка, певичка.
Педагог. К слову зайка?
Дети. Зазнайка, незнайка, побегайка, попрыгайка, убегайка.
Педагог. К слову кошка?
Дети. Ложка, плошка, лукошко, гармошка, мошка, картошка, окошко, ножка, сережка.
Вариант
Педагог бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным.
Печка - овечка, речка. Птичка - синичка.

Сорока - белобока.

Зайка - побегайка.

НАЙДИ ПАРУ

ЦЕЛИ:

  • Учить детей сопоставлять слова, сходные и различные по звукоритмической структуре.
  • Развивать зрительную память.

Педагог. Соедините слова двух столбиков так, чтобы получилась рифма.

Опушка Трава
Дрова Гребешок
Елочка Избушка
Петушок Иголочка
Лисичка Белобока
Зайчишка Василек
Сорока Сестричка
Цветок Синичка
Птичка Трусишка

Вариант

Можно предложить слова-картинки. Дети находят картинку, сходную по звукоритмической структуре.


УМЕНЬШАЕМ И УВЕЛИЧИВАЕМ 

ЦЕЛИ:    

 упражнять в словообразовании, расширять словарный запас детей.          Взрослый:
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее."
Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы.
То же самое можно делать "в обратную сторону".
Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него.
В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа.
Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - теленок, а корова - коровка.
Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами:
Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.

ИГРА С КАРТИНКАМИ

ЦЕЛИ:          

Учить детей подбирать рифму к слову - названию картинки, развивать языковое чутье, развивать внимание, мышление.

Все карточки с рисунками, из которых можно было бы составить рифмующиеся слова располагаются на большом столе или на ковре на полу. Дети распределяют их по рифмам. Например, возле картинки речка располагается картинка печка, осел - козел, кошка - ложка, лейка - змейка и т.д.
Варианты
1. Один ребенок берет картинку, другой находит картинку с рифмующимся словом. Оба громко называют свои слова. Группа повторяет.
2. Картинки положить вниз изображением. Открыть одну картинку и громко произнести соответствующее слово. Кто сможет назвать рифмующееся слово, получает картинку и может открыть следующую.
3. Открывается одна картинка. Все дети рисуют предмет, названный рифмующимся словом. Здесь решение изображается рисунком.

ИГРА “Я ЗНАЮ ПЯТЬ …”

ЦЕЛИ:  

расширять словарный запас детей, обобщать, выделять существенные признаки.

 Игрок

произносит фразу: “Я знаю пять”, далее называет категорию и пять предметов из этой категории, затем новую категорию и т.д., пока не ошибется.

Например, “Я знаю пять имен мальчиков: Иван, Михаил, Андрей, Виктор, Александр”. В классическом варианте в игре используется мячик, игрок одновременно стучит мячом о землю и говорит, каждый удар – слово. Использование мяча усложняет игру, делает ее более динамичной, время на раздумье практически сведено к нулю. Однако при игре вполне можно обойтись и без мяча.

При игре с маленькими детьми время можно вообще не контролировать.

Для старших детей можно ввести ограничение по времени или называть слова, одновременно шагая.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ (ЧТО?)

ЦЕЛИ:  

расширение словарного запаса детей, развитие понятийного мышления, связной речи,  внимания.

Взрослый:

"Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом: часы, которые помогают проснуться, большая ложка, с помощью которой наливают суп, утренняя еда,
человек, который направляется в дальние страны и т.д."

Ребенок

называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Пусть малыш загадает получившуюся загадку дома  родителям.


ОПИШИ ОДНИМ СЛОВОМ

ЦЕЛИ: расширять словарный запас детей, упражнять в словообразовании,  образовывать относительные и притяжательные прилагательные, изменять в роде, числе, падеже.

Какой, какая. Взрослый описывает предмет, задача ребенка – найти соответствующее описанию определение.

 Например, дверь из дерева (деревянная); рассказ, при чтении которого все смеются (смешной); пол, который давно не мыли (грязный), чашка для чая? (чайная), 
машина для гонок? (гоночная), 
щетка для чистки зубов? (зубная), 
котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная), лапа собаки? (собачья) и т.д.

Последствия. Взрослый спрашивает детей: какими станут носки, если наступить в лужу (мокрыми); ботинки, если пройти по грязи (грязными); каша, если насыпать в нее сахар (сладкой); белье, если его постирать (чистым).

КОМУ ЧТО НУЖНО 

ЦЕЛИ развитие  логического и
понятийного мышления, связной речи, способности рассуждать.

Взрослый называет человека или животное, а  дети называют, какой предмет (или предметы, например, до 3 или 5) ему может понадобиться.
парикмахер - ножницы, расческа,
почтальон - сумка, письма,

учитель - указка, учебники,
продавец - весы, касса,
муравей - палочки, листики,
пчела - пыльца, нектар,
птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.
Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

КАК МОЖНО УЗНАТЬ…

ЦЕЛИ: развитие  логического и понятийного мышления, связной речи, способности рассуждать.
Задавайте ребенку вопросы типа:
Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
…сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
…высохла ли рубашка? (потрогать)
…сладкий ли чай? (попробовать)
… пишет ли фломастер? (попробовать писать)
... крепко ли завязана веревка? (потянуть)
…есть ли вода в стакане? (посмотреть)
…есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
…есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
…работает ли пылесос? (включить)
…какая лента длиннее? (измерить линейкой)
…интересная ли книжка? (прочитать)
…мягкий ли хлеб? (пощупать)
…любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)

ЧАСТЬ - ЦЕЛОЕ 

ЦЕЛИ: развитие логического и понятийного мышления, расширение словарного запаса детей.  
Предложите детям угадать, часть какого предмета или существа вы называете: винт - вертолет, самолет, колесо - автомобиль, а еще … руль - велосипед, …вагон - крыша - стрелка - …кнопка - страница - подлокотник - каблук - козырек - …
Можно и наоборот. Вы называете предмет, а дети называют одну или несколько его частей: дом - крыша, дверь, … корабль - …велосипед - …троллейбус - …стол - …кресло - книга - компьютер - …часы - авторучка - …чемодан - …пальто - плита  колос - …цветок - дерево - …гриб.

Обращайте внимание детей на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана.
А также на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда. 


ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

ЦЕЛИ: развитие логического мышления, связной речи,  внимания.

 Взрослый перечисляет четыре слова, одно из которых отличается от всех остальных определенным признаком. Ребенок должен указать на это слово и, по возможности, объяснить, почему оно лишнее.

1 вариант упрощенной игры.
Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне:
сковородка, холодильник, кровать, ложка. Следует выбирать более разнообразные признаки для объединений слов (цвета,  размеры,  материал, из которого предмет изготовлен, животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д.)Выбирать не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный.
2
 вариант  Игра с использованием картинок.

НАОБОРОТ (АНТОНИМЫ)

ЦЕЛИ: развитие логического и понятийного мышления, связной речи,  внимания.

Взрослый  бросает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен назвать слово, которое означает противоположное понятие (антоним). Например:    жара – холод,   добро – зло,
    друг – враг,                здоровый – больной,
    горький – сладкий,   ложиться – вставать,    закрывать – открывать, смеяться – плакать и т.д.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово
ВЫСОКО,А ты ответишь:…
Скажу я слово
ПОТОЛОК, А ты ответишь:…
Скажу я слово
ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово
ТРУС ,Ответишь ты: ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛ Я скажу, -Ну, отвечай:…!               Пусть ребенок подбирает антонимы к словам.
Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задание для Вас и других детей.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЦЕЛИ:

-развитие понятийного мышления, воображения, связной речи.

Взрослый  бросает ребенку мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение.

Лимоны кислые, а сахар ...

Ты ешь ртом, а слушаешь ...

Дрова пилят, а гвозди ...

В России говорят по-русски, а в Англии ...

Лодка плывет, а машина...

ПРОДОЛЖАЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает.

Наш корабль выплыл в открытое море и тут….
Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели 
Принцесса вдруг проснулась, потому что…
Карлсон не смог прилететь, ему пришлось…
 

ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗ.
Взрослый и дети по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.

ИГРА В СЛОВА.

ЦЕЛИ :    

-определять первый звук в слове,         расширять словарный запас детей, обобщать, выделять существенные признаки.

Игра заключается в придумывании слов обозначающих предметы из одной группы (например, овощи, животные, мебель и т.д.). Слова нужно называть по очереди, таким образом, игра превращается в соревнование. Несмотря на кажущуюся простоту в эту игру можно играть и в старшем возрасте, нужно только выбрать тему интересную ребенку.                                                      Вариант.     

– придумывание слов, начинающихся на одну букву. Эта игра особенно хороша для детей, которые начинают изучать буквы.

Можно устанавливать разные правила: называть любые слова, только предметы из определенной категории, только предметы, которые видишь в данный момент.    

ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?

Цель игры. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях, связную речь.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит небылицу, пусть кладет перед собой фишку, а потом, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы:   

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему ?»       «Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках, будем с мамой ездить на речку и загорать».

Попробуйте заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л.Станчева все небылицы: Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу. Ну а осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей. Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

"ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ"

 – изменяя одну букву в слове, получать новое слово

Например:         

сыр – сын – сон – тон – ток и т.д.

"ДЕТКИ"

– используя буквы длинного слова, составить как можно больше новых слов.

Например:         

апельсин :         - сила,

ель, липа,

пила, спина и т.д.

СЛОВА (ПО ТИПУ "ГОРОДА")

 – придумать новое слово, которое начиналось бы на последнюю букву предыдущего слова.

Например:         

книга аквариум – магазин – номер и т.д.

В игре можно устанавливать разные правила: называть любые слова, только предметы из определенной категории, только предметы, которые видишь в данный момент и т.д.

"СЛОГ ЗА СЛОГОМ"

– придумать цепочку слов, чтобы последний слог предыдущего слова был бы начальным слогом следующего.

Например:         мо-ре – ре-ка – ка-ша и т.д.

ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ.

Цель игры. Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Ход игры. 

Воспитатель, говорит:

«Сегодня мы поиграем в такую игру. Выберем водящего, он выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» — спрашивает он у детей. — «Дрова пилите». — «Мы будем пилить дрова». Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»— спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:«Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего. Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов.


ХВАТЬ-ХВАТЬ.

ЦЕЛИ:  

развивать фонематический слух детей.

 Игра.

Взрослый

предлагает ловить комариков – хлопать в ладоши, когда ребенок услышит звук “З”.

После этого взрослый произносит различные слова, а ребенок хлопает, услышав слово со звуком “З”.

Потом можно предложить

ловить жучков (“Ж”),

сухие листики (“Ш”),

капли дождя (“К”) и так далее.

ЦЕПОЧКА.

(предмет-признак-предмет-...)

ЦЕЛИ: 

расширять словарный запас детей, активизировать употребление в речи прилагательных, согласовывать прилагательные с существительными.

Сложный вариант.

Взрослый называет слово (солнце), ребенок подбирает к нему эпитет (желтое), а затем придумывает еще одно слово, которое так же подходит к этому эпитету (цыпленок). Взрослый находит эпитет к придуманному ребенком слову (пушистый) и дополняет новым объектом (снег) и т.п.

ПРОФЕССИИ.

ЦЕЛИ:  

закреплять знания названий профессий, профессиональных действий, расширять словарный запас детей, развивать понятийное мышление.

 Можно спрашивать

“Что делает учитель (врач, шофер, пилот)?”

А можно узнавать:

“ Кто учит (лечит, строит)?

Откуда появился.

Взрослый

предлагает ребенку ответить,

откуда появился суп (сварили),

дом (построили),

брюки (сшили) и т.п.

МАЛЫШ ПОТЕРЯЛСЯ.

ЦЕЛИ:  

 закреплять знания названий животных и их детенышей, учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо).

Кто как голос подает?

Перед началом игры детям раздаются картинки с изображением различных животных.

 Взрослый говорит:

У коровы заблудился детеныш (кто? - теленок), и корова (лошадь,тигр,змея,комар и т.д.) стала звать его (что делать? –мычать- как?).

Дети отвечают на вопросы.

Ребенок ( с картинкой с изображением теленка): «А теленок замычал в ответ МУ-У».

Все радуются: «Нашелся теленок».

Ребенок становится в круг к воспитателю.

Затем теряется следующий детеныш.


ИГРА "ШАГИ (Кто быстрее доберется до...)"

ЦЕЛИ:

расширять словарный запас детей,  активизировать употребление в речи прилагательных, обобщать, выделять существенные признаки.

 Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов.

Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово.

Другие темы:

"Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант:

Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу.

Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

ИГРА "ДВА КРУГА".

ЦЕЛИ: 

расширять словарный запас детей, обобщать, выделять существенные признаки.

 Дети

строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое".

Игроки большого круга

должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.).

Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

"ПОХОЖИЕ СЛОВА" - СИНОНИМЫ.

ЦЕЛИ: 

расширить словарный запас, усвоить различные значения одного и того же слова, выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.

Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу. Взрослый:  "Есть слова, которые означают одно и то же. Например:  

жесткий - твердый, печальный - грустный,                            смелый - храбрый, блестеть - сиять, враг - противник, и т. д.

Я буду называть одно из таких слов, а вы подумайте, как его можно сказать по другому.      Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...).

Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".

Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый...).
Заяц убегает от лисы.

А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги). 

СНЕЖНЫЙ КОМ.

ЦЕЛИ:

 Развивать логическое мышление, память, связную речь.

Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.

Варианты игры:

1."Собираемся в дорогу"

Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан МЫЛО ".

Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан МЫЛО и ... ".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.:
2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"
Ведущий: "Обычно на завтрак я ем
БУТЕРБРОД". Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю  3."Накрываем на стол"
Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол
ХЛЕБНИЦУ".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол
ХЛЕБНИЦУ, "..  
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство речевого развития дошкольников

Как воспитатель модет помочь ребенку овладеть полноценной речью через игру......

Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»

Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....

Интерактивная игра, как средство речевого развития дошкольника

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем акт...

Семинар - практикум для воспитателей "Сюжетно - ролевая игра как средство речевого развития дошкольников"

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра -это не развлечение для ребёнка - это его жизнь. Играя, ребёнок накапливает знания об окружающем мире, осваивает язык, ...

Консультация для воспитателей:"Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников"

Дидактическая игра- прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействов...

Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников с ТНР

Тяжёлые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизнош...