Учебно-методический материал. Игра, как средство речевого развития дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Игра, как средство речевого развития дошкольников.
Работая в логопедических группах дошкольных учреждений, мы, воспитатели при обследовании детей выявляем крайне низкий уровень развития психических процессов – памяти, внимания, мышления, отсутствует познавательный интерес, не сформирована связная речь, беден активный словарь, да и другие разделы программы не соответствуют их возрасту.
Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, значит через нее возможно добиться наиболее высоких результатов в развитии психических процессов формирования познавательного интереса и усвоения детьми программы. В игре дети имеют возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать, углублять свои знания и умения, раскрыться как личность, вести себя естественно и открыто. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания. Помогают выработать такие качества как воля, выдержка, самообладание.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры, он и учит и играет, а дети, играя, учатся.
Игры формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.
Для воспитателей игры открывают огромные возможности по формированию, развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить самостоятельно рассказывать о предметах, явлениях в природе, в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов, схожих по значению – главная задача многих словесных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.1_rabota_2018.docx | 37.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра, как средство речевого развития дошкольников.
Работая в логопедических группах дошкольных учреждений, мы, воспитатели при обследовании детей выявляем крайне низкий уровень развития психических процессов – памяти, внимания, мышления, отсутствует познавательный интерес, не сформирована связная речь, беден активный словарь, да и другие разделы программы не соответствуют их возрасту.
Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, значит через нее возможно добиться наиболее высоких результатов в развитии психических процессов формирования познавательного интереса и усвоения детьми программы. В игре дети имеют возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать, углублять свои знания и умения, раскрыться как личность, вести себя естественно и открыто. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания. Помогают выработать такие качества как воля, выдержка, самообладание.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры, он и учит и играет, а дети, играя, учатся.
Игры формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.
Для воспитателей игры открывают огромные возможности по формированию, развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить самостоятельно рассказывать о предметах, явлениях в природе, в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов, схожих по значению – главная задача многих словесных игр.
Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».
Игра настолько важна для детей дошкольного возраста, что все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.
Предлагаю вашему вниманию картотеку словесных игр.
БАШЕНКА ДЛЯ КОШКИ (рифма) ЦЕЛИ:
Ведущий кладет свой (договориться о цвете кубиков до начала игры) кубик первым, закладывая основание башни. Одновременно с этим действием он произносит слово: "кошка". Первый, кто придумает рифму к слову-основе, произносит свое слово (пусть будет "ложка"), и пристраивает свой кубик сверху. Следующий говорит "крошка" - наверх ложится еще один цветной кубик; "ладошка" - еще один. Победителей в этой игре двое: тот, чей кубик окажется сверху и тот, чьих кубиков в ряду будет больше. | БАШЕНКА ДЛЯ КОШКИ (слог) ЦЕЛИ: определять первый слог в слове, расширять словарный запас детей, активизировать употребление в речи прилагательных, согласовывать прилагательные с существительными. Взрослый, ставя свой кубик в основание башни, произносит лишь начало слова(первый слог): - Ко... - ...шка! - заканчивает самый быстрый, и его кубик ложится сверху. - ...рова! - продолжает следующий, ставя кубик. Поиски предметов. Взрослый называет эпитет (высокий, стеклянный, мокрый), дети вспоминают предметы, к которым подходит этот эпитет. БАШЕНКА ДЛЯ КОШКИ (какая?) Поиски эпитетов. Взрослый называет некоторый предмет, дети придумывают к нему как можно больше эпитетов. Интересно начать игру, предложив малышу рассказать, какой он сам (добрый, маленький, веселый).Первый кубик появляется, например, вновь сопровождаемый словом "кошка". - Какая? - спрашивает взрослый. |
ЦЕПНАЯ РИФМА ЦЕЛИ:
Педагог Ребята, давайте скорее играть. Сорока - белобока. Зайка - побегайка. | НАЙДИ ПАРУ ЦЕЛИ:
Педагог. Соедините слова двух столбиков так, чтобы получилась рифма. Опушка Трава Вариант Можно предложить слова-картинки. Дети находят картинку, сходную по звукоритмической структуре. |
ХВАТЬ-ХВАТЬ. ЦЕЛИ: развивать фонематический слух детей. Игра. Взрослый предлагает ловить комариков – хлопать в ладоши, когда ребенок услышит звук “З”. После этого взрослый произносит различные слова, а ребенок хлопает, услышав слово со звуком “З”. Потом можно предложить ловить жучков (“Ж”), сухие листики (“Ш”), капли дождя (“К”) и так далее. | ЦЕПОЧКА. (предмет-признак-предмет-...) ЦЕЛИ: расширять словарный запас детей, активизировать употребление в речи прилагательных, согласовывать прилагательные с существительными. Сложный вариант. Взрослый называет слово (солнце), ребенок подбирает к нему эпитет (желтое), а затем придумывает еще одно слово, которое так же подходит к этому эпитету (цыпленок). Взрослый находит эпитет к придуманному ребенком слову (пушистый) и дополняет новым объектом (снег) и т.п. |
ПРОФЕССИИ. ЦЕЛИ: закреплять знания названий профессий, профессиональных действий, расширять словарный запас детей, развивать понятийное мышление. Можно спрашивать “Что делает учитель (врач, шофер, пилот)?” А можно узнавать: “ Кто учит (лечит, строит)? Откуда появился. Взрослый предлагает ребенку ответить, откуда появился суп (сварили), дом (построили), брюки (сшили) и т.п. | МАЛЫШ ПОТЕРЯЛСЯ. ЦЕЛИ: закреплять знания названий животных и их детенышей, учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо). Кто как голос подает? Перед началом игры детям раздаются картинки с изображением различных животных. Взрослый говорит: У коровы заблудился детеныш (кто? - теленок), и корова (лошадь,тигр,змея,комар и т.д.) стала звать его (что делать? –мычать- как?). Дети отвечают на вопросы. Ребенок ( с картинкой с изображением теленка): «А теленок замычал в ответ МУ-У». Все радуются: «Нашелся теленок». Ребенок становится в круг к воспитателю. Затем теряется следующий детеныш. |
ИГРА "ШАГИ (Кто быстрее доберется до...)" ЦЕЛИ: расширять словарный запас детей, активизировать употребление в речи прилагательных, обобщать, выделять существенные признаки. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово. | ИГРА "ДВА КРУГА". ЦЕЛИ: расширять словарный запас детей, обобщать, выделять существенные признаки. Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность. |
"ПОХОЖИЕ СЛОВА" - СИНОНИМЫ. ЦЕЛИ: расширить словарный запас, усвоить различные значения одного и того же слова, выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов. Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу. Взрослый: "Есть слова, которые означают одно и то же. Например: жесткий - твердый, печальный - грустный, смелый - храбрый, блестеть - сиять, враг - противник, и т. д. Я буду называть одно из таких слов, а вы подумайте, как его можно сказать по другому. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...). Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)". Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый...). А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги). | СНЕЖНЫЙ КОМ. ЦЕЛИ: Развивать логическое мышление, память, связную речь. Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы. Варианты игры: 1."Собираемся в дорогу" Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан МЫЛО ". Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан МЫЛО и ... ". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство речевого развития дошкольников
Как воспитатель модет помочь ребенку овладеть полноценной речью через игру......
Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»
Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....
Интерактивная игра, как средство речевого развития дошкольника
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем акт...
Семинар - практикум для воспитателей "Сюжетно - ролевая игра как средство речевого развития дошкольников"
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра -это не развлечение для ребёнка - это его жизнь. Играя, ребёнок накапливает знания об окружающем мире, осваивает язык, ...
Консультация для воспитателей:"Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников"
Дидактическая игра- прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействов...
Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников с ТНР
Тяжёлые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизнош...