Языковая подготовка дошкольника
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иващенко Наталья Алексеевна

Дошкольная речевая и языковая подготовка ориентирована на непосредственное обеспечение дальнейшего успешного обучения детей в начальной школе.Задачи обучения родному языку детей 6 -7лет состоят в том, чтобы развивать их речь, фонематический слух, воспитывать интерес к детской книге, научить любить ее, подготовить руку и глаз к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykovaya_podgotovka_doshkolnika.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

              ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКА                                                                                                

                                                                                             

                                                                                       Н.А. Иващенко

Преодолеть разрыв между дошкольным и начальным общим образованием сложно. Проблемами нового содержания образования, преемственности всех ступеней образования. Одна из задач дошкольного образования.

Языковая подготовка складывается из обучения детей звуковому анализу слов и обучению первоначальному чтению.

Звуковой анализ - это не только и не столько выделение из слов отдельных звуков, сколько установление порядка следования их в звучащем слове, т.е. полный звуковой анализ слов. Осуществляется и частичный анализ, который заключается в распознании места звука в слове, включая игры «Где звук?», «Кто внимательный?». Вся работа проводится в индивидуальных тетрадях. Важно то, что ребенок имеет возможность выбрать задание в тетради по собственному уровню, не считая себя слабым. Успешное выполнение заданий на своем уровне вызывает у ребят положительные эмоции, веру в свои возможности. К концу года дети учатся воспроизводить последовательность звуков в словах несложных звуко-слоговых структур, различать на слух и в произношении варианты твердых и мягких согласных.

Огромно значение звукового анализа для подготовки детей к письму. Звуковой анализ позволяет предупредить в школе ошибки графического характера на пропуск, замену, нахождение лишних букв. В процессе обучения детей звуковому анализу было сформировано представление о соотношении между звуками и буквами. Практика показала, что ребята научились обозначать на письме (печатными буквами) твердость и мягкость согласных последующими гласными. Основным видом деятельности детей при звуковом анализе являлось моделирование звуковой и слоговой структуры слов. Приходилось терпеливо обучать этому сложному умению. Слова для анализа были отобраны в определенной системе - постепенно усложнялась их звуко-слоговая структура.

Для обучения звуковому анализу была использована схема звукового состава и специальные значки для обозначения звука. Схема включает столько клеточек, сколько звуков в том или ином слове, то есть каждый звук в схеме имеет свой «дом». Эта схема более удачна и имеет ряд преимуществ для обучения грамоте, где прямой слог представлен в виде прямоугольника, поделенного по диагонали. Во-первых, каждый звук представлен в ней отдельной клеточкой; во-вторых, схема лучше способствует формированию действия звукового анализа: отделять один звук от другого, устанавливать количество и порядок звуков в слове. В-третьйх, такая схема более удачна при выявлении соотношения между звуками й буквами: под клеточкой звука подписывается буква, обозначающая звук.

Изучив буквы гласных звуков и научившись анализировать слова несложных звуковых структур, ребята научились «читать» схемы, водя по ним глазами. Поэтому использование такой схемы позволит заложить прочные основы грамотности.

При обучении звуко-слоговому анализу лучше использовать разнообразные приемы. Устанавливая слоговой состав слова, произносили слова целиком и по слогам, и наоборот, отхлопывают в ладоши столько раз, сколько слогов в слове и т.п. Труднее дается выделение звуков в слове. Поэтому в начале обучения целесообразно использовать понятные нетрудные слова. Тут используется прием протяжного произношения звука, включение слов с согласными на конце и т.п.

Особое внимание во время обучения нужно обращать звуковому анализу на артикулирование звуков: положение губ, зубов, языка при произнесении звука. Такие наблюдения помогают детям усвоить понятия: «гласные», «согласные» звуки, научиться производить звуковой анализ, узнавать слово по модели, читать по слогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языковой личности дошкольника в сказкотерапии

Процесс формирования личности при "погружении в сказку"...

Развиваем языковое чутье дошкольника (профилактика дизорфографии)

Целенаправленная подготовительная работа по развитию языкового чувства и орфографической зоркости, проводимая в детском саду, позволит избежать сложностей при обучении ребенка грамотному письму ...

«Предметно – пространственная среда по развитию языковой способности дошкольников»

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии - ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенко2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенко...

Развитие языковой способности дошкольников

Презентация "Развитие языковой способности дошкольников"....

Развитие языковых способностей дошкольников

Семинар на тему развитие языковых способностей дошкольников...

Развитие языковой способности дошкольников

Развитие языковой способности дошкольников...