Развитие языковой личности дошкольника в сказкотерапии
статья на тему
Процесс формирования личности при "погружении в сказку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ
В последнее время возрастает необходимость уделять большое внимание развитию у детей такого важного психического процесса, как речь. Существует множество способов развития речи. Однако, с точки зрения психологии, следует отметить влияние речевого развития дошкольника на личностное. Ребенок, имеющий высокий уровень речевого развития, легко вступает в контакт, может поддержать беседу, привлечь внимание сверстников. В свою очередь дети с низким уровнем речевого развития испытывают затруднения в общении с другими детьми, предпочитают одиночные игры, в результате чего становятся замкнутыми.
По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
В дошкольном возрасте приобретаются основные свойства личности, именно в этот период необходимо уделить наибольшее внимание развитию коммуникативных черт характера. А так как речь является главным источником коммуникации, следовательно, задача педагогов – заботиться о развитии связной монологической речи воспитанников с учетом свойств их личности. Необходимо правильно расставить акценты и выделить наиболее значимые стороны личности ребенка.
Дошкольный возраст это период, когда дети с удовольствием слушают сказки, пересказывают их, сочиняют свои собственные. Почему дети любят сказки? Да потому, что в них - «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их реальная жизнь» (А. Менегетти). Через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказку дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Так почему бы ни использовать сказку не только для речевого развития, но и для личностного развития дошкольника. В сказкотерапии есть такой прием как «погружение в сказку». В этом случае сказка помогает в воображаемой ситуации проиграть реальные события, активизировать образную лексику и положительные эмоциональные проявления и научиться обосновывать собственную точку зрения в речи-доказательстве.
Кроме того, в процессе «погружения» в сказку происходит совершенствование эмо ционально-волевой сферы детей. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в об щении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телес ное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают про стор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрес сию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них фор мируется положительный образ своего тела и принятие себя та ким, какой есть.
Как же правильно составить сказку, так чтобы она воздействовала на полноценное развитие личности дошкольника? Вот несколько простых советов.
- При составлении сказки нужно включить в нее максимальное количество упражнений, направленных на всестороннее развитие личности.
- В процессе рассказывания сказки и выполнения каких-либо упражнений детям необходимо давать возможность говорить о своих ощущениях, придумывать конец сказки, решать проблемную ситуацию. Все это подводит детей к необходимости наполнять свою речь большим количеством прилагательных, наречий, существительных для того, чтобы передать ту палитру чувств и ощущений которые они испытывают.
- Не следует исключать взаимосвязь двигательной и речевой активности у детей. Игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, активизируют речевую деятельность, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
- Включать упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания. Это увеличивают способность детей к концентрации вни мания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
- Постоянно использовать в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций, что дают детям возможность улуч шить и активизировать выразительные средства общения: плас тику, мимику и речь.
- Особое место необходимо уделить речевым играм. Речевые игры помогают детям понять эмоциональное состояние и поступки персонажей, подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологического портрета героев сказки.
И последнее, что хотелось бы отметить: центральный момент сказкотерапии – добровольное участие детей. Важна мотивация детей. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию и сделать это так, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Используемая литература:
- Богин Г.И. Индивидуализация по речевому жанру в системе действий языковой личности // Языковая личность: система, нормы, стиль. - Волгоград, 1998.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб, 1998.
- манеров В.Х. Психология личности по голосу и речи. - СПб., 1999.
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-206049-1385195252.jpg)
Доклад: "Развитие речи и личности дошкольника средствами сказкотерапии"
Доклад выступления на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-257163-1386607688.jpg)
Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию
Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-572271-1422132112.jpg)
«Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии»
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-257163-1386607688.jpg)
Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию»
Консультация для родителей«Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-949554-1505819695.jpg)
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ТРЕХ ЯЗЫКАХ – РУССКОМ, ТАТАРСКОМ И АНГЛИЙСКОМ
Образовательная деятельность "Федорино горе". Задачи: создать единое образовательное пространство для детей. Реализовать инновационный подход к организации работы с детьми дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/24/picture-695452-1448391765.jpg)
Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии
Целью данной консультации является применение метода сказкотерапии педагогом в ролевых играх дошкольников, где дети учатся говорить грамматически правильно....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ
Использование методов сказкотерапии, моделирования и мнемотехники в работе по формированию личностного и речевого развития дошкольников...