конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бут Елена Олеговна

Программное содержание:

Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и называть их. Способствовать развитию на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о деревьях.

Развивать  умение детей соотносить знаковые символы с образами;

Воспитывать  любовь  и бережное  отношение  к природе.

Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа бумаги.

Развивать умение дополнять рисунок недостающими элементами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_po_teme_rasteniya.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной  непосредственно образовательной деятельности детей в старшей  группе

                                                             по теме «Многообразие растительного мира России» по теме  ННОД   «Деревья, деревья, деревья»

автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее ННОД)

Бут Елена Олеговна, МБДОУ комбинированного вида детский сад № 8 «Сказка» г. Карасук, Карасукского района

Приоритетная образовательная область: коммуникация

Программное содержание:

Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и называть их. Способствовать развитию на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о деревьях.

Развивать  умение детей соотносить знаковые символы с образами;

Воспитывать  любовь  и бережное  отношение  к природе.

Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа бумаги.

Развивать умение дополнять рисунок недостающими элементами.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Средства реализации ООП

Воспитатель:

На дворе у нас зима, прошёл долгожданный праздник Новый год. Ребята, какое украшение было в доме, на улице, в группе. Конечно же, это ёлка. Сегодня к нам пришло письмо, прочтём его? (ответы детей)

Письмо.

Здравствуйте ребята, пишет вам  Сибирячок. Я  живу  в Сибири и предлагаю  найти вам моё любимое дерево и составить о нём рассказ.  Но будьте внимательны, чтобы найти мое дерево,  вам нужно преодолеть препятствия.

Приятного путешествия.

Ваш Сибирячок.

Воспитатель:

А вы знаете стихи о лесе? А я знаю, хотите прочитаю? (ответы детей)

Наш лесок

Он не низок, не высок,

Зелен, светел наш лесок.

Мы, когда учиться стали,

В том лесочке насчитали:

Восемь сосенок густых,

Пять березок молодых,

Семь осинок-невеличек,

Девять сосенок-сестричек.

Хорошо в лесу таком –

Каждый кустик нам знаком [3: 12]. А. Прокофьев

Слово педагога

Письмо

Стихотворение

Слово педагога,

речь детей

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Средства реализации ООП

 Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в страну деревьев. Но на пути нас ждут препятствия, которые мы должны пройти. А поможет нам наша сообразительность..

Нам предлагают  поиграть в игру.

Игра «Назови лишнее слово»

• Берёза, дуб, кедр – (лиственные)

• Ель, сосна, рябина – (хвойные)

• Яблоня, облепиха, клён – (плодовые)

Молодцы!

Воспитатель:  Ребята, деревья растут не только в лесу, но и в парке, и саду (показ иллюстраций). Все деревья разные. Рассмотрим  их на примере картины «Строение дерева»

Игра с мячом «Опиши предмет»

• Ствол – высокий, тонкий, мощный, широкий;

• Ветки – располагаются высоко(низко), раскидисто;

• Листья – круглые, ромбовидные, треугольные, овальные, игловидные;

• Иголки – длинные, крупные, тонкие, короткие;

• Шишки – округлые, продолговатые;

• Корень – длинный, короткий;

Воспитатель: а вы любите  отгадывать загадки?

(ответы детей).

                    Огуречик и петрушка,

                   Травка, листики, лягушка,

                   У меня сомнений нет,

                   Любят лишь (зелёный) цвет.

                   Каждый шаг в пустыне труден,

                   Жарко зверям, жарко людям,  

                   Воздух, зноем раскалённый…

                   У пустыни цвет…    (жёлтый)

                   Говорила мама Боре:

                   Не пойдём сейчас – опасно!

                   Потому, что в светофоре

                   Не зелёный свет, а…   (красный)

Воспитатель: Ну, конечно же, это цвета листьев. А скажите теперь, какие происходят изменения с деревьями в разное время года? (ответы детей).

Игра «Найди причину»

• С деревьев стали облетать частично иголки, потому что…

• Хвойные деревья стоят зелёные зимой, потому что …

• В еловом лесу темно и гулять в нём трудно, потому что …

• На деревьях появились маленькие шишечки, потому что …

• Посаженное деревце так и не выросло …

Воспитатель: Молодцы! Все ответили правильно, никто не ошибся. И пришло время немного отдохнуть.

Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А почему в народе говорят: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам» . Потому что человек делает хорошие дела и его по этим делам его оценивают. Для того чтобы получить хорошие плоды с дерева, за ним нужно ухаживать. А какие плоды деревьев вы знаете? (Яблоки, ягоды, шишки д.р.).

Воспитатель: Ну а скажите, какое имеют значение в жизни человека деревья, в природе? Я называю, а вы отвечаете. Вы готовы?

• Шишки (птицам семена, орехи для людей);

• Ствол (для строительства дома, дрова для отопления);

• Ветки (лекарство от насморка и др.);

• Дерево (очищает воздух).

Как вы думаете, а каком дереве идёт речь? (ствол, шишки, ветки). Конечно же, это – кедр. Это самое моё любимое дерево.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю составить связный рассказ по просьбе Сибирячка по схеме-модели. Кто хочет проявить желание и рассказать.

КЕДР

Кедр – хвойное дерево. Это дерево растёт в лесу. Оно состоит из ствола, веток и корней. Корни кедра уходят глубоко в землю. Они очень мощные, так как дерево большое. Ствол и ветки тянутся ввысь к небу. Дерево высокое и толстое. На веточках расположены игловидные хвоинки. Кедр – вечнозелёное дерево. Поэтому хвоинки все не опадают, а меняются постепенно. К осени у кедра вырастают шишки. Эти шишки очень любят не только люди, но и животные. Кедр очищает воздух, из него делают мебель, лекарства и т.д.  

Воспитатель:  я хочу поиграть, а вы?

Игровое упражнение «На поляне»

(ориентирование на листе бумаги)

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас Сибирячок, просит нас дорисовать дерево.

Изобразительная деятельность «Дорисуй дерево»

 

Картинка «строение дерева»

Загадки

Динамическая пауза

        

Мнемотаблица

Листы бумаги, цветочки

Карандаши, мелки, часть дерева.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Средства реализации ООП

Воспитатель:

Ребята, вспомним, чем мы сегодня занимались.

 (Говорили о деревьях. Составляли предложения и рассказы о кедре. Играли с мячом. Играли в игру «Найди причину»).

Что нового вы узнали? (Рассказы детей).

Воспитатель: Чей рассказ вам понравился? И почему? (Рассказы детей).

Воспитатель: Молодцы, дети, вы все хорошо занимались.

Слово педагога,

 речь детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей греппе по развитию речи на тему: «Деревья»

Конспект  занятия в старшей греппе по развитию речи на тему:«Деревья»...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "деревья"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "деревья"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в средней группе по развитию речи на тему «Деревья»

Задачи:• Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;• Учить детей различать деревья по внешним признакам;• развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.• Р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в средней группе по развитию речи на тему «Деревья»

ull; Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;• Учить детей различать деревья по внешним признакам;• развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.• Развиват...