Конспект занятия беседы. Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?. Дифференциации звуков [р] и [л]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятием «отчество». Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям. закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении звуки [Р]-[Л]; закреплять знания о речевых звуках; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов; закрепление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС
МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-БЕСЕДЫ
"КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ИМЯ; ЧТО ОЗНАЧАЮТ НАШИ ИМЕНА?.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Л]"
Программное содержание:
Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятием «отчество». Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям. закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении звуки [Р]-[Л]; закреплять знания о речевых звуках; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов; закрепление в речи употребления предлогов.
Материал:
свидетельство о рождении (Сони и Максима), анкета (ее заполняют родители вместе с детьми дома). демонстрационные карточки, предметные картинки, тетради, цветные ручки, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ситуативная задача.
Представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как мы их сможем различать? (ответы детей).
2. Логопед: Я вижу Вас каждый день. Знаю Вас хорошо. Вас связывает много общего. Однако каждый отличается своей внешностью, характером и именем. Да, у каждого человека есть имя. Сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.
По имени человека определяется его пол – мужчина он или женщина, молодой он человек или пожилой. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Общаясь с товарищами, подругами, называем их по именам: Соня – Сонечка, Паша – Пашенка, Таня – Танечка – Танюша, Ваня – Иван – Ванечка.
Вам, наверное, будет интересно узнать, как на Руси нарекали малышей. Наши предки к выбору имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было желание видеть дитя свое рослым, сильным, крепким, добрым, милым. Отсюда и такие имена, как Добрыня - делающий добро; Любомир – любящий мир; Людмила – милая людям. Кто мне скажет, в чем смысл имен Вера, Надежда, Любовь? (ответы детей). Имя «Елена» (в народе Алена, Олена) пришло к нам от древних греков и означает – свет, светлая. Галина – тоже греческого происхождения. Означает спокойствие, тишину, гладь моря, тихую погоду.
Я не случайно привела эти примеры. По ним видно: некоторые имена коренные русские, другие – пришли к нам из разных стран.
Домашние задание: Я вас попрошу дома узнать у родителей, что означает их имя, какого оно происхождения. А завтра поделимся своими знаниями в группе.
Логопед: Послушайте имена мальчиков и определите последний звук: Артур, Виктор, Владимир. Выделите первый звук в именах девочек: Лариса, Людмила, Лина.
Логопед: С какими звуками мы сегодня будем работать?
Логопед: Мы сегодня работаем со звуками Р и Л.
1) Уточнение характеристики звуков Р и Л. Звук Р какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий. Звук Л какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.
2) Уточнение артикуляционных укладов звуков.
Где находится язычок, когда мы произносим Р? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.
Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Где находится язычок, когда мы произносим Л? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.
- В ваших именах тоже возможно спрятался какой-то согласный звук? Произнеси его. Какой он? (Согласный, твердый.) Каким цветом его обозначаем? А еще какой он? (Звонкий.)
- Придумай имя мальчику, которое начинается со звука Р (Рома.). Дай характеристику звука Р.
- Придумай имя девочки, которое начинается со звука Л (Лариса.). Дай характеристику звука Л.
3. А сейчас разыграем игру «Обратись по имени»
Игровое правило: обязательно обращаться друг к другу по имени. Вот, например, Настя. Тебе трудно застегнуть пуговицу. Обратись, пожалуйста, за помощью к Марине. Как ты должна сказать? Как должна ответить Мария? (ответы). Или: Таня, тебе нужен зеленый карандаш, который есть у Данилы. Как ты скажешь? Как тебе должен ответить Данила? (ответы детей). Еще пример. Насте очень хочется поиграть с куклой Барби, которая есть у Ксюши. Настя, как ты обратишься? Как тебе ответит Ксюша? (ответы).
Воспитатель (по окончанию игры). Вы все молодцы! К друг другу обращались по имени, вежливо, уважительно.
4. Словарный диктант.
Логопед: Вот картинки детей а назову их имена. Распределяем их на две группы: в левый столбик со звуком Л (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Л), в правый – со звуком Р (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Р): Лена, Люда, Лина, Лолита, Лида, Леонтий, Лев, Леня, Леопольд, Лука, Рада, Рая, Роза, Римма, Регина, Рома, Руслан, Родион, Рем, Ринат. В каком столбике картинок больше: в правом или в левом? В левом столбике слова с каким звуком? А в правом? Делим слова на слоги. В каких словах один слог?, два слога. В каком слове три слога?.
5. Физкультминутка.
Руки резко разгибаем и обратно их сгибаем.
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, разомнёмся мы сейчас. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем, раз-два-три, не бездельничай, смотри.
Продолжаем приседать, раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Шаг на месте. Ходим строем, чтоб дыханье успокоить. (Ходьба на месте.)
Хоть приятно разминаться, вновь пора нам заниматься. (Дети садятся на места.)
6. Воспитатель (показывает детям «Свидетельство о рождение» Сони и Максима). У меня в руках документ, и называется он «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество новорожденного, дату рождения, фамилию, имя и отчество его родителей. Каждому из вас выдано свидетельство. (Как пример читаю Сонино свидетельство).
Домашние задание: Когда придете домой, попросите маму показать вам этот документ. Пусть мама прочтет все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучат имя, отчество и фамилия ваших родителей.
- А что же такое «Отчество»? Его тоже имеет каждый человек. Отчество – это наименование по отцу. Снова обращаемся к свидетельствам Сони и Максима и доказываем что это так.
7. А теперь поиграем в игру. Называется она «Имена». С помощью стульев составим кружок и сядем. Игровое правило. Хлопаем три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем свое полное имя. Затем – имя и отчество.
8. Ребята, я хочу предложить вам принять участие в конкурсе «Знатоков».
Вопросы:
1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.
2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)
3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).
4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).
5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).
9. Подведение итогов занятия.
Итак, каждый человек имеет право на имя. Пожалуйста, назовите еще раз свои имена – полные, уменьшительно-ласкательные. (ответы детей). Объясните, пожалуйста, смысл слова «отчество». (ответы детей). Что представляет собой «Свидетельство о рождении»? (ответы детей). Повторение характеристики звуков Р и Л. Как мы произносим звук Р (Л)? Какой звук Р (Л)? Назовите слова со звуком Р, со звуком Л.
10. Используемая литература:
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду,- Айрис-пресс, -2009.
2. Жихарева - Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р -2004
3. Жихарева - Норкина Ю.Б. - Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Л -2004.
4. Зубова Н. Е. -"Тайна вашего имени, фамилии, отчества". -Славянский дом книги, -2008..
5. Хигир Б. Ю.- "Тайна имени", -АТС,- 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"
На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...
Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»
Конспект занятия на тему «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?»...
Учебно – воспитательное мероприятие (проект) «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена»
Программное содержание: - дать детям представление о важности права на имя; - довести до со...
"Каждый человек имеет право на имя"
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе...
Конспект образовательной деятельности " «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?»
«Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?» - На занятии происходит ознакомление детей с тем, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свиде...
«Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена»
В данном конспекте раскрываются понятия из статьей Конвенции "Каждый человек имеет право на имя"....
«Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?»
ООД для подготовительной группы...