"Развитие речедвигательной координации детей, имеющих речевые патологии"
статья по развитию речи на тему

Касторская Ольга Васильевна

Дети с речевой патологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевые палогии у дошкольников15.9 КБ

Предварительный просмотр:

     Развитие речедвигательной координации детей, имеющих речевые патологии

Воспитатель высшей квалификационной категории

Касторская Ольга Васильевна

     В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.  Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких детей отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координации движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

     Отмечаются и когнитивные нарушения у детей с речевой патологией: отсутствуют навыки поведения в коллективе, затруднено усвоение учебного материала, наблюдается двигательная расторможенность, нарушение внимания, понимания и запоминания. Помимо всего указанного, у детей с речевыми патологиями присутствуют хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой и костно-мышечной систем организма.

     В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

     Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

- ухудшение экологической обстановки;

- увеличение числа патологий беременности;

- увеличение количества родовых травм;

- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

- различные социальные причины.

     Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения, бесконтрольно смотрят телепередачи, несоответствующие возрастным ограничениям. Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

     Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

      По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

      В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии.

     Планирование работы по развитию речедвигательной координации детей старшего дошкольного возраста осуществляется помесячно, в течение года, на материале различных лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Игрушки», «Транспорт», «Профессии» «Школа» и другие.

     Работа по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми патологиями включает в себя следующие коррекционные задачи:

- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.

     Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые патологии, строится с учетом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи) и обеспечивает интеграцию речевого, физического и соматического здоровья.

     В коррекционной работе мы опираемся на методические приемы, повышающие проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

- применение и быстрая смена различных исходных положений;

- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений;

- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объема;

- выполнение согласованных действий несколькими участниками;        

- и более сложных сочетаний основных движений (ходьба, бег, прыжки);

 - усложнение или упрощение правил в подвижных играх.        

     С детьми, имеющими речевые патологии, проводятся следующие виды работы по развитию речедвигательной координации:

- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико-артикуляторных мышц, обшей моторики, ритма и темпа движений;

- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

- выполнение кинезиологических упражнений;

- массаж профессора Ф.А.Ауглина;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

 - проведение малоподвижных и подвижных игр.

     Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе логопеда и воспитателя с детьми.

     Последовательная, систематическая работа по развитию речедвигательной координации детей, создает благоприятные условия для выравнивания речевых патологий детей дошкольного возраста до нормы.

      В этой связи одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

книга "Развитие речедвигательной координации детей" Автор А.А. Гуськова

Книга содержит практический материал по развитию речедвигательной координации детей с нарушением речи, который сгруппирован по лексическим темам. Так-же представленны упражнения на дыхание и координац...

Развитие речедвигательной координации детей

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматическог...

ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Над этой темой мы работали совместно с моей коллегой, воспитателем группыкомпенсирующей направленности для детей с ТНР Братских Натальей Адольфовной....

Развитие речедвигательной координации детей.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС  дошкольного образования.Что включает в себя комплекс речедвигательных упражнений.Почему так важно правильное речевое дыхание и , что необходимо ребенку...

План самообразования на 2022-2023 учебный год "Развитие речедвигательной координации детей"

Актуальность.Дети  с  речевой  патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психическ...

Развитие речедвигательной координации детей дошкольного возраста с ТНР

Тема самообразования: Развитие речедвигательной координации детей дошкольного возраста с ТНР на 2022-2023 год...