Развитие речедвигательной координации детей дошкольного возраста с ТНР
материал (старшая группа)

Тема самообразования: Развитие речедвигательной координации детей дошкольного возраста с ТНР на 2022-2023 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад № 235»

                                             654044 г. Новокузнецк, ул. Новосёлов, д. 14А                                                     8(3843)32-01-91

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:       Развитие речедвигательной координации детей дошкольного возраста с ТНР          

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2022 - 2023

СОСТАВИЛА:   М.И Селяненко


РАБОТА НАД ПРОБЛЕМОЙ

Тема самообразования

Актуальность проблемы

Срок исполнения

«Развитие речедвигательной координации детей дошкольного возраста с ТНР»

Дети   с   речевой   патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического  развития. У таких дошкольников отмечаются существенные   отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой   сфер: общая моторная   неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация   движений, двигательная   память, слабый мышечный  тонус, высокая  истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.

Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе.  Речедвигательная сфера формируется в направлениях:

- от общей моторики к   мелкой, позже артикуляционной;

- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

- от диффузных движений к дифференцированным (изолированным   чистым, тонким целенаправленным движениям);

- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.

Одним из приоритетов дошкольного образования сегодня, обозначенным в

ФГОС, является задача целостного развития личности дошкольника, подготовка его

к дальнейшему обучению в школе. Показателем готовности ребенка к успешному

обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той

или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе

воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей,

имеющих отклонения в речевом развитии, страдают также хроническими

заболеваниями. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 7 летнего

возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети

составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении

письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять

дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время

нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. При

отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у

большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим

развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность,

повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и

работоспособность.

Поэтому использование инновационных и здоровье сберегающих технологий в

деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-

развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают

создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий,

предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать

занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу

эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных

успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления

детей дошкольного возраста.

Таким образом, возможности здоровье сберегающих технологий в содействии с

инновационными технологиями создают условия для развития речи детей.

Актуальность данной проблемы и запросы родителей подвели к необходимости

выбора темы самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей с дошкольного возраста с ТНР»

01.09.2022 - 31.05.2023


Работа по изучению методической литературы

Автор

Наименование книги, материала

Выходные данные

Что взято в собственную практику

1.

Киселева Т.В

 Логопедическая   ритмика в системе коррекционно- развивающей работы с детьми 5-7 лет с ТНР

Координация и развитие детей

Проведение логоритмики с детьми

2.

Гуськова А.А

Развитие речедвигательной координации детей

Речедвигательная координация

Развивать речедвигательную координацию

3.

Нищева Н.В

Игра в жизни дошкольника. Сборник материалов

Игры для детей

Проведение игр с детьми

4.

Н.А Папина

Су- Джок терапия. Здоровье, доступно каждому

Техника Су-Джок

Проведение Су-Джок терапии

5.

Анищенкова Е.С

Подвижные и речевые игры для детей 5- 7 лет. Развитие моторики коррекция координации движения речи (В помощь педагогу ФГОС ДО)

Игры для детей

Проводить подвижные игры

6.

Анищенкова Е.С

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика

Применять пальчиковую гимнастику для развития речи

7.

Еромыгина Е.В

Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика.ФГОС

Самомассаж

Обучать детей самомассажу

8.

Нищева Н.В

Развитие связной речи дошкольного возраста с 2 до 7 лет

Связная речь дошкольника

Развивать связную речь

9.

Калмыкова Л.Н

Здравствуй, пальчик! Как живешь? Картотека тематических пальчиковых игр

Пальчиковые игры

Применять пальчиковые игры  

Демонстрация результата деятельности

Форма работы

(открытые занятия, развлечения, доклад, отчёт, выступление и др.)

Название

Где представлен (апробирован) материал

(педсовет, семинар, методическое объединение и т.д.)

Отчет

Развитие речедвигательной координации детей дошкольного возраста с ТНР

Педсовет


ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Методическое обеспечение

(методические разработки)

пополнение развивающей образовательной среды

(игры, дидактические игрушки, уголки, макеты, схемы и т. д.)

В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических

приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных

органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

-применение и быстрая смена различных исходных положений;

-изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических

сочетаний, последовательности элементов;

-смена способов выполнения упражнений;

-использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;

-выполнение согласованных действий несколькими участниками;

-использование более сложных сочетаний основных движений (ходьба, бег,

прыжки);

-упражнение или упрощение правил в подвижных играх.

Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико-артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;

- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

- выполнение кинезиологических упражнений;

- су-джок терапия;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игры с прищепками;

- упражнения с различными предметами;

- проведение малоподвижных и подвижных игр.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой,

фронтальной работе логопеда с детьми.


САМОАНАЛИЗ ВЫПОНЕНИЕ РАБОТ ЗА 2022- 2023 УЧ.ГОД.

ТЕМА: «Развитие речедвигательной координации детей дошкольного возраста с ТНР».

АНАЛИЗ:

 Специфика работы с детьми на занятиях отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятий поддерживала у детей интерес к занятиям на протяжении всего времени. На занятиях использовала следующие формы работы: беседу, сообщение, обсуждение, игру, упражнение, анализ занятия и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы. Логичность построения занятий позволяла провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение заданий. Занятия длились 20 минут.

 Считаю, что поставленные задачи были выполнены. Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме. Использовалось практически все пространство кабинета, травмоопасные материалы детьми не использовались. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

книга "Развитие речедвигательной координации детей" Автор А.А. Гуськова

Книга содержит практический материал по развитию речедвигательной координации детей с нарушением речи, который сгруппирован по лексическим темам. Так-же представленны упражнения на дыхание и координац...

Особенности развития общей координации детей дошкольного возраста

Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие координации движений. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию координации движен...

Развитие речедвигательной координации детей

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматическог...

Развитие речедвигательной координации детей.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС  дошкольного образования.Что включает в себя комплекс речедвигательных упражнений.Почему так важно правильное речевое дыхание и , что необходимо ребенку...

"Здоровьесберегающие технологии в развитии речедвигательных навыков детей дошкольного возраста в режиме дня".

                           Педагогический совет   Подготовила: учитель-логопед МАДОУ № 101...

Методическая разработка открытого занятие «Развитие речедвигательной сферы детей дошкольного возраста через обучение игре на ложках»

Музыкальное занятие  в игровой форме с детьми дошкольного возраста старшей группы на развитие чувства ритма движений и синхронизации речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, к...