Развитие речедвигательной координации детей
консультация по коррекционной педагогике на тему
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechedvigatelnoy_koordinatsii_detey.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речедвигательной координации детей
Консультация учителя-логопеда на тему: «Развитие речедвигательной координации детей».
Проблема здоровьесбережения в условиях ДОО очень актуальна для детей с ОВЗ. Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно — психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно — координационной и эмоционально — волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Следует отметить и наличие когнитивных нарушений у детей с речевой патологией: отсутствуют навыки поведения в коллективе, затруднено усвоение учебного материала, наблюдаются двигательная расторможенность, нарушение внимания, понимания и запоминания.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.
Применение нетрадиционных методов в коррекционно- развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в напрвлениях:
- от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
- от общей движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
- от диффузных движений к дифференцированным;
- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющей их дифференциации.
Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:
- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико — артикуляционных мышц, общей моторики, ритма и темпа движений;
- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
- выполнение кинезиологических упражнений;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- проведение подвижных и малоподвижных игр.
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе учителя — логопеда с детьми.
Упражнения для снятия напряжения воротниковой зоны «Вверх — вниз»
Вверх — вниз, вверх — вниз, Дети двигают головой
Это, мама, не каприз! вверх- вниз.
Вправо — влево, вправо — влево Поворачивают голову
Посмотри, как королева. направо и налево.
Покивать по сторонам Наклоняют голову
Нужно нам, нужно нам. к плечам.
Головою покрутить Вращают головой.
Не забыть, не забыть.
И Незнайками побыть, Пожимаем плечами.
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать, Вращают плечами
Нужно плечики размять. вперед и назад.
Вперед — назад, вперед — назад
И дела пойдут на лад.
Самомассаж.
Упражнение «Дети любят всех зверей»
Дети любят всех зверей: Дети разминают большой палец.
Птиц, и ящериц, и змей, Указательный палец.
Пеликанов, журавлей, Средний палец.
Бегемотов, соболей Безымянный палец.
Голубей и глухарей, Мизинец.
И клестов, и снегирей. Большой палец.
Любят горного козла, Указательный палец.
Обезьянку и осла. Средний палец.
Дикобраза и ежа, Безымянный палец.
Черепаху и ужа. Мизинец.
Кинезиологические упражнения.
«Кулак — ребро — ладонь»
Ладони лежат на столе или на коленях. Сменять последовательно три положения руки: ладонь сжимают в кулак, ладонь ставят на ребро, ладонь кладут на стол (колено).
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)
На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь).
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)
В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь).
Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь),
Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь).
Наряжались зайчики (кулак) —
Надевали (ребро) тапочки (ладонь).
Упражнения для развития мимико — артикуляционных мышц.
И.п.: голова прямо, мышцы лица расслаблены. Движения выполняются на счет «раз — два».
- Поднять брови вверх — расслабить мышцы.
- Нахмурить брови — расслабить мышцы.
- Спокойно закрыть и открыть глаза.
- Прищурить и открыть глаза.
- С силой зажмурить и открыть глаза.
- Поочередно закрывать и открывать глаза.
- Одновременно оскалить зубы и наморщить лоб — расслабить мышцы.
Дыхательные упражнения.
- «Дятел на дереве» — и.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.
1 — вдох носом, подняться на носки, руки вытянуть вверх, в стороны;
2 — вернуться в исходное положение, на выдохе произнести «Тук — тук — тук!». Повторить 3-4 раза. - «Синичка» — и.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.
1 - вдох носом, подняться на носки, руки вытянуть вверх, в стороны;
2 — вернуться в исходное положение, на выдохе произнести «Синь — синь!» повторить 3-4 раза.
Пальчиковая гимнастика «Синичка — сестричка».
Синичка, синичка, Дети скрещивают кисти рук, машут ими.
Воробью сестричка. Делают ритмические хлопки.
Воробей — воришка (Указательными и средними пальцами «прыгают по столу»)
Залез в амбаришко
Клевать просо (Указательными пальцами стучат)
Своим носом. по столу.
Упражнения на координацию
- «Дятел»
Дятел к дереву летит. (Дети машут руками)
Он в сосне дупло долбит. (Изображают движения дятла)
Раздается стук в бору,
Лечит пестрый друг кору. (Хлопают над головой)
Не страшна ему смола.
Дятлу — доктору хвала! (Приседают, хлопают перед собой)
- «Снегири»
Зимой на ветках яблоки, (Дети изображают, что собирают яблоки)
Скорей их собери.
Но вдруг вспорхнули яблоки, (Приседают, машут руками)
Ведь это ........снегири! )Встают, машут руками)
Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»
Дети надевают маски перелетных и зимующих птиц. По считалке выбирают «солнышко» и " снежинку«. Они стоят в середине зала на расстоянии друг от друга. «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают,
Зерна собирают.
Маленькие птички,
Птички — невелички.
После этих слов перелетные птицы бегут к «солнышку», а зимующие — к «снежинке». Выигрывает та команда, которая быстрее соберется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
книга "Развитие речедвигательной координации детей" Автор А.А. Гуськова
Книга содержит практический материал по развитию речедвигательной координации детей с нарушением речи, который сгруппирован по лексическим темам. Так-же представленны упражнения на дыхание и координац...
"Развитие речедвигательной координации детей, имеющих речевые патологии"
Дети с речевой патологией...
Развитие речедвигательной координации детей.
Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования.Что включает в себя комплекс речедвигательных упражнений.Почему так важно правильное речевое дыхание и , что необходимо ребенку...
План самообразования на 2022-2023 учебный год "Развитие речедвигательной координации детей"
Актуальность.Дети с речевой патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психическ...
Развитие речедвигательной координации детей дошкольного возраста с ТНР
Тема самообразования: Развитие речедвигательной координации детей дошкольного возраста с ТНР на 2022-2023 год...
Игры и упражнения по развитию речедвигательной координации детей
Для дошкольников с нарушениями речи...
Семинар "Развитие речедвигательной координации детей "
Методический материал для педагогов...