Конспект занятия для детей речевой подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) Тема: «Как птицы весну встречают»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Обогащение представлений детей увлекательными сведениями о жизни птиц, о необходимости заботы о них
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ptitsy_vesnu_vstrechayut_dlya_sayta.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №206» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Конспект занятия
для детей речевой
подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)
Тема: «Как птицы весну встречают»
Составитель:
Мельникова С.Н.
воспитатель
г. Барнаул
Образовательная область: «Познавательное развитие» (биоэтика)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Тема: «Как птицы весну встречают»
Коррекционно-образовательные цели.
- уточнить знания детей о многообразии птиц;
- создать условия для ознакомления детей с изменениями в жизни птиц весной;
- обогатить представления детей увлекательными сведениями о жизни птиц;
- уточнить представления детей о характерных признаках весны в неживой и живой природе, показать их взаимосвязь; закрепить знание сезонных изменений в природе, развивать умение находить взаимосвязи в природе
Коррекционно-развивающие цели.
- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать внимание, память, мышление, творческое воображение
- развивать речевую активность, диалогическую речь,
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику
Коррекционно-воспитательные цели.
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
- воспитывать интерес к изучению родной природы,
- воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к окружающему миру;
Речевые цели
- расширить, уточнить и активизировать словарь по теме (зимующие, насекомоядные, зерноядные, хищные, всеядные, размножение).
- совершенствовать грамматический строй речи (практическое употребление предлогов, изменение сущ. по падежам, согласование существительных с прилагательными и глаголами),
- развивать связную речь.
Оборудование, видеоресурсы, материалы: мультимедийный проектор с экраном, презентация с аудиозаписью голосов птиц, графические модели, схемы, картинки с изображением птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку”, предметные картинки птиц к игре “Выпусти птицу”
Ход занятия:
Воспитатель (выставляя графическую модель): Кому посвящена наша встреча, догадались? (Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что разговор пойдёт о птицах). Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматривают иллюстрации и фотографии).
А какие птицы живут в нашей местности?
В какое время года птиц больше?
Как называют птиц, которые весной возвращаются с тёплых стран?
А тех, которые оставались с нами?
А каких зимующих птиц вы знаете? А перелетных?
А почему многие птицы возвращаются?
- Весна – самое прекрасное время года… послушайте замечательное стихотворение!
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал Колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнезда пора!»
- Какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали? Расскажите об этом пользуясь заветным цветком. (На каждом лепестке цветка схема-рисунок, обозначающий: солнце, долгота дня, температура воздуха, осадки, почва, водоемы. Дети отрывают и дают ответ: солнце поднимается выше, греет сильнее, ярче светит, небо стало выше; дни становятся длиннее, а ночи короче; становится теплее; идет мокрый снег или дождь; тает снег, почва оттаивает; бегут ручьи, водоемы вскрываются, половодье, ледоход на реках).
-А какие изменения происходят в живой природе?
( Начинается сокодвижение, набухают почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, животные просыпаются, линяют, прилетают первые весенние птицы.)
-Что же стало причиной всех этих изменений?
( По мере ответов на доске или слайдами выстраивается схема:
солнце – проталины – насекомые – птицы).
Весна «прилетела» к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.
- Какие весенние хлопоты ждут птиц?
(Нужно найти пару, место для обитания, восстановить старые или построить новые гнезда, отложить яйца и высидеть птенцов)
- Пока мы ждем пробуждения насекомых и вслед за ними перелетных птиц, рядом наблюдаем постоянных пернатых жителей. Они вместе с нами ждали весну. Предлагаю поговорить о некоторых из них.
Загадывается загадка:
Эта птичка-невеличка
В городах у нас живёт.
Самым маленьким воришкой
От рождения слывёт.
слайд
воробьи
Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Приближение весны мы привыкли отмечать по поведению воробьёв. Стоит поярче засветить и пригревать солнцу, как на крышах и возле оттаявших луж, на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать весёлые воробьи. Кажется, что они своим чириканьем весну зазывают.
Примета: чирикают воробьи – весна у ворот, жди тепла.
Они радуются солнцу, приходу весны, и встречают ее задорным громким чириканьем.
Любят воробьи весной купаться в лужах, Слайд (воробьи купаются) по народным приметам, в ближайшие дни будет стоять жаркая погода без осадков. А вообще, если видите воробья, купающегося в луже, то это дело в том, что за зиму, когда они сидели в гнездах, у них завелись пухоеды и другие мелкие паразиты. Вот и пытаются пташки избавиться от этих неприятностей, чистят перышки. А иначе можно вообще без перьев остаться. Чистит в луже перышки воробей, не боится замерзнуть ранней весной, простудиться, чувствует, что идет тепло.
Веселое чириканье воробья известно всем, но петь он не может.
- Как чирикает воробей? Дети показывают (звукоподражание),
затем прослушивают запись голоса этой птицы.
- Как вы думаете, почему и зачем чирикают воробьи?
Громко чирикают воробьи, ища себе пару. А пару они образуют на всю жизнь.
Воробей, увидев одинокую воробьиху на земле, на дереве, на крыше, решительно подлетает к ней и, словно мгновенно оробев, вскинув голову, приспустив крылья и вздернув хвост, начинает с громким чимканьем скакать вокруг: вот, мол, я каков! Однако если торопиться в ухаживаниях, можно получить трепку, причем нешуточную. Самка вцепится с такой яростью, что оба упадут с высоты. Вырвавшись, он продолжит ухаживание, но уже на почтительном расстоянии.
Частенько к одной воробьихе разом подскакивают, нисколько не обращая внимания друг на друга, двое, и, выпятив грудь, скачут, едва не цепляя ее полураспущенными крыльями. Один наседает спереди, другой - с хвоста. От двух отбиться труднее, и самка, негромко и угрожающе покрякивая, крутится на месте. Самцы поочередно дергают ее за хвост, пока она не хватает одного из них за чуб. Тому, наверное, больно, и он, вывернувшись, улетает прочь. Улетает и она, но второй летит следом, держась за ее хвост. Однако не помогает и такой способ снискать хотя бы намек на благосклонность. Самцов обычно больше, чем самочек. Вот они и стараются.
Слайд пара воробьев
Но особенно раннее весеннее оживление проявляется у…
Умна, хитра, нахальна и шумна, -
Заглушит, стая, кОлокола звоны.
В народе ж говорят, что - вор она!
И кто же это? Ясно, что…(Ворона)
Слайд Ворона
Даже в пасмурные сырые деньки вороны вдруг начинают как-то по-особому, по-весеннему щелкать клювом и каркать, вытягивать при этом шею и приседать, как будто кланяясь.
- Какой голос у вороны? Дети показывают (звукоподражание),
затем прослушивают запись голоса этой птицы.
Вороны, в отличии от воробьев не устраивают шумного сватовства. Но если вдруг по-настоящему пахнёт растаявшим снегом и еще, если хотя бы ненадолго выглянет солнышко, вороны начинают свои воздушные игры. Вот парочка птиц взвилась высоко над крышами домов. Вдруг одна из них стремительно, как бы вкручиваясь в воздух, мчится к земле. Следом, словно пытаясь настичь и клюнуть, по пятам несется другая. Потом птицы снова устремляются вверх. И все повторяется с самого начала. Ну прямо как воздушный бой, но без крови и стрельбы.
Вороны очень радуются наступлению весны: распускают хвосты, подергивают крыльями и хрипло орут. Тогда же у ворон бывают свадьбы. Поначалу жених и невеста ходят друг около друга, враждебно напыжившись с полураспушенными крыльями и готовыми к бою клювами. И так день или два. Потом ворона отступает и подставляет голову, а ворон начинает нежно перебирать клювом у нее на голове перышки.
Слайд (пара ворон)
Физминутка (подвижная игра)
«Воробьи – вороны»
У каждого вида птиц существует строго определенный ритуал ухаживания.
- Зачем птицы ищут себе пару?
Как только пара "спелась", на уже занятой самцом территории она ищет место для постройки гнезда.
- Кто вспомнит загадку про гнездо?
«Без рук, без топоренка построена избенка».
Из чего птицы строят свои гнезда? (из веток, соломы, палочек…)
Основной строительный материал – это сухие веточки.
Воробьи, еще не обзаведясь семьей, и в одиночку могут сложить гнездо по всем родовым правилам. Еще не весь снег стаял, еще с земли подобрать нечего, а он уже теребит мочало на сухой ветке, подбирает перья на месте голубиной драки, мятый билетик на трамвайной остановке. Строит основательно, не абы как, и в минуты коротких перерывов громко выкрикивает свое приглашение - "чим-чим-чили". Этой весенней песней он приглашает будущую подругу, чтобы она оценила его как семьянина. Семейная пара работает совместно на строительстве дома (гнезда). Воробей - сосед человека. Он строит гнездо в щелях глинобитных построек, под крышами домов. Слайд (гнездо воробья).
Еще кругом лежит снег, а ворон, не дожидаясь весны, загодя присматривают местечко для своего будущего гнезда. Обычно оно расположено на вершине берёзы, лиственницы, тополя, в лесу же чаще на сосне или ёлке. Сюда он потом приведет самку, которая оценит место. На протяжении десяти дней вороны строят себе гнездо, большое, похожее на черную лохматую шапку из сухих веточек, выстилают кусочками шерсти, перьями, тряпками, газетами. Слайд (гнездо вороны)
Следующие несколько дней гнездо пустует. Будто воронам не по нраву свой собственный плод трудов, и они покинули его. На самом деле они отвлекают внимание от гнезда, что бы никто его не заметил.
Домики у птиц бывают разные. Открытые, шарообразные, форму чаши. Многие птицы гнездятся в дуплах. Я предлагаю сложить разрезные картинки и узнать, чьи это гнезда. Игра “Собери картинку”.
Все больше чувствуется дыхание весны. Вот и гнезда построены. Зачем?
- Для чего нужны гнезда?
- Что откладывают птицы в гнезда?
Птицы готовятся выводить потомство (птенцов), чтобы за лето они подросли и окрепли.
В готовом гнезде воробьиха откладывает яйца. Кладка воробья содержит пять или шесть яиц. Их поверхность либо серовато-голубая (наделена пятнами бурого цвета), либо белая. Насиживание яиц происходит в течение одиннадцати-тринадцати дней. Когда ей во время насиживания приходится отлучиться из гнезда, отец воробей как страж остается у входа. Птенцов выкармливают и самец, и самка. В рацион питания молодых особей входят главным образом насекомые. Воробей очень примерный и ответственный отец. За лето воробьиха откладывает яйца три раза, поэтому забот у него очень много. Смел и бесстрашен он при защите дома, может дать сильный отпор всем, кто покусится на его гнездо. Бывает жестоко бит, но не покоряется.
Приблизительно к середине апреля из гнезда вороны, можно будет увидеть торчащий черный хвост вороны. А это значит, птица отложила яйца и уже принялась их высиживать. Яйца у серых ворон сине-зеленые, разрисованные темными разводами и пятнами. В гнезде их 3-5.
Когда ворониха сидит на гнезде, ворон летает над ним, взлетая вверх и бросаясь вниз и снова взлетает. И при этом ворон очень мелодично кричит, совсем это не гнусавое карканье, а что-то особое, нежное. Супружеские пары ворон очень постоянны. Даже в зимнее время они не расстаются.
Птенцы у ворон и воробьев очень беспомощны. Родителям нужно приложить много усилий, чтобы вырастить их и всему обучить.
Предлагаю всем превратиться в птенцов. (Раздать детям индивидуальные зеркала. После каждого упражнения обязательно дается время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза)
Артикуляционная гимнастика.
“Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.
“Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.
“Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.
“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, и со щелчком отрываем.
“Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Выходят птенцы из гнеда и пробуют летать. Не сразу у них это получается. Предлагаю поиграть в игру «Летает – не летает»
Ворона (летает – машут руками), дорога (не летает – хлопают по коленям),
грач, стол, синичка, единичка, зяблик, кораблик, точка, ласточка.
- Почему говорят: «Птицы – наши друзья»? (Высказывания детей)
- Ребята, а зачем нужны птицы? (вообще все)
Птицы уничтожают вредных насекомых, личинок, гусениц, грызунов, особенно когда выкармливают птенцов. Этим они приносят большую пользу человеку, сохраняя урожай.
Являются объектом промысла: используется мясо, яйцо, пух, перья.
Для красоты.
Людям еще нравится, как они поют. Их песни – это гимн весне, солнцу, радости.
Слайд (поющих птиц) можно прослушать
Пение птиц – это не просто забава, это сигнал другим птицам о том, что этот участок уже занят, здесь есть хозяин. Заодно, если еще не прилетела подруга, пение самца – это призыв-оповещение, что здесь есть гнездо.
- А можно ли шуметь весной в лесу? А разорять птичьи гнёзда?
- Какие правила вы должны соблюдать весной в лесу?
Слайды
- Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе корм. Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать.
- Птицы весной строят (вьют) гнезда и выводят птенцов. Птиц на гнездах нельзя беспокоить и тревожить: они могут покинуть свои гнезда, тогда птенцы погибнут.
- Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, нельзя разорять гнезда.
- Нельзя трогать руками яйца, и, тем более, брать в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.
- Нельзя приносить птенцов домой.
- Нельзя стрелять в птиц из рогаток, кидать в них камнями.
- Может эти правила действительны только для перелетных птиц, которых мы с нетерпением ждем?
- Может от воробьев и ворон только вред?
В одних случаях воробьи приносят вред, в других вред по сравнению с пользой бывает невелик. В больших городах, где мало насекомоядных птиц, польза от воробьев особенно велика, так как они являются главными истребителями гусениц, жучков и других врагов растений. Однако к концу лета и осенью картина меняется. Размножившиеся воробьи переходят на растительный корм и нападают на поля полевых культур, сады. При массовых налетах они очень много могут уничтожить урожая хлебов и фруктов. Борьба с воробьями в эти периоды их жизни затруднена тем, что они совершенно не боятся расставленных на огородах и полях пугал и трещоток.
Пользу уничтожением насекомых воробьи приносят нам незаметно, а вот вред сразу обращает на себя внимание. Обеспокоенные за судьбу урожая люди, видя наносимый ущерб, отбиваются от разбойников, кричат: «Бей вора! Вора бей!» Отсюда и пошло, вероятно, название «воробей». Тем не менее, в городах они подлежат охране как наши помощники в защите зеленых насаждений от насекомых-вредителей. И то, что сделали китайцы с этой птицей, недостойно человека. (В середине прошлого века руководство Китая объявило воробьёв «национальными врагами» - будто бы они наносят слишком большой вред сельскому хозяйству, поедая рис. Однако после уничтожения этих птиц на рисовых полях расплодились в огромных количествах гусеницы и насекомые-вредители, которых раньше поедали воробьи. В результате весь урожай риса был уничтожен насекомыми - тогда популяцию воробьёв пришлось восстанавливать, завозя их в Китай.)
От ворон вред в разорении птичьих гнезд. Но он невелик, т. к. они таскают только яйца, регулируя тем самым численность некоторых видов. Их польза – уничтожение падали (трупов погибших животных). Вороны – санитары леса.
Ученые оправдали ворону от тех «смертных грехов», которыми она будто бы грешна против человека. Большие работы были проделаны и по исследованию питания ворон в различные времена года, и было с точностью установлено, что ворона ест больше вредных насекомых и мышей, чем различных птенцов полезных птиц и сельскохозяйственных растений. Санитарные врачи указывали на то, что ворона, при некультурности нашего хозяйства, при неряшливости домоводства, является универсальным санитаром, подчищающим вокруг жилья гниющие отбросы пищи, и тем самым пресекающая распространение мух, а вместе с ними и разнос заразы.
Последствия от полного уничтожения ворон: нарушение экологического равновесия в природе и возрастание численности вредителей для растений и распространение болезней среди птиц и животных. (Больных едят вороны).
Натуралисты доказывали, что она не так глупа, не такая «ворона», как характеризуется она в пословицах и народных сказках. Ворона изобретательна в отношении еды. (Большие и твердые для птиц сухари могут размачивать в лужах или даже подкладывать на трамвайные пути, чтобы склевать крошки. Там, где вороны могут добыть моллюсков, они, взлетая повыше, сбрасывают моллюска с высоты на камни или крыши домов, чтобы разбить раковину)
Ворона может быть злопамятной и отомстить.
Любит играть. Именно играть, т.е. заниматься довольно осмысленными вещами, не нацеленными на достижение какого-либо результата. Например, дразнить собак...
А своими криками они предупреждают лесных зверей о появлении хищника или человека.
- Нужно ли защищать воробьев и ворон?
- Чем мы можем помочь птицам?
Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес, мы смогли услышать чудесное пение птиц.
Каким скучным был бы мир без Птиц!
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда ,
Когда над рощей буря злится .
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разрушайте птичьего гнезда!
Упражнение “Выпусти птицу”. Предлагается детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.
- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.
Игра повторяется с обеими руками поочередно.
Итог:
-Какое открытие для себя вы сделали на занятии?
- Как называются птицы, которые питаются насекомыми?
- Рассказ, о какой птице вам запомнился больше всего?
- Нужны ли нам пернатые друзья?
- Как мы сейчас будем относиться к птицам?
Домашнее задание
Нарисуйте птицу, которая больше вам нравится.
Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Спросите о них у родителей. И мы создадим в группе альбом, посвященный птицам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «История создания службы пожарной охраны России»
Конспект занятия разрабатывался к 365-й годовщине создания пожарной службы и МЧС...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Безопасность на дороге»
Закрепление знаний о сигналах светофора, правилах поведения на улице....
Конспект НОД по ФЭМП у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема «Перелетные птицы»
Задачи:- образовательные: закреплять знание структурных компонентов задачи; продолжать учить обозначать числа цифрами, упражнять детей в составлении и решении арифметических задач, “записывать” арифме...
Конспект НОД в логопедической подготовительной к школе группе на лексическую тему: «Зимующие птицы»
Закрепление представлений о зимующих птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по данной теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа, употреблен...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы Тема: «Животные зимой»
1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.2. Составление рассказа «Приключения зайца».3. Дидактические игры.4.Физкультминутка...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".
Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....
Конспект подгруппового занятия для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема "Покормим птиц"
Закрепление навыков дифференциации звуков С-Ш. Используемые технологии: дыхательная гимнастика; самомассаж пальцев; пальчиковая гимнастика; упражнение на развитие общей моторики....