Конспект занятия по развитию речи в подготовительной коррекционной группе по теме "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Коррекционно-образовательные задачи.

·         Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда.

·         Уточнение и расширение словаря по теме.

·         Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным.

Коррекционно-развиваюшие задачи. Развитие диалогической речи, речевого дыхания, общей моторики, зрительного и слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

Оборудование.

·         Предметные картинки с изображениями посуды.

·         Сюжетная картина "Накрываем стол".

·         Разрезные картинки.

·         Схема-опора по составлению описательного рассказа.

·         Мольберт.

·         Плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной коррекционной группе по теме "Посуда"


Коррекционно-образовательные задачи.

  • Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда.
  • Уточнение и расширение словаря по теме.
  • Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным.

Коррекционно-развиваюшие задачи. Развитие диалогической речи, речевого дыхания, общей моторики, зрительного и слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

Оборудование.

  • Предметные картинки с изображениями посуды.
  • Сюжетная картина "Накрываем стол".
  • Разрезные картинки.
  • Схема-опора по составлению описательного рассказа.
  • Мольберт.
  • Плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Ход занятия

1. Организационный момент. Дети приглашаются в кабинет, здороваются, подходят к своим стульчикам у стола. Перед каждым из них кладется предметную картинку.

- Сначала сядет тот, у кого чашка.

Ребенок садится.

- Теперь сядет тот, у кого чашки.

Ребенок садится.

- Можно сесть тому, у кого нож.

Ребенок садится.

- А теперь - тому, у кого ножи.

Ребенок садится.

Убирается картинки со стола.

- Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Перечислите названия посуды, которую вы знаете.

Дети перечисляют названия посуды.

- Для чего нужна посуда?

Дети отвечают на вопрос.

2. Игра "У Валя в гостях".

Обыгрывание ситуации "Валя ждет гостей".

- Кого вы видите около стола?

- Куклу.

- Давайте подберем ей имя, оно должно начинаться со звука [в]? (дети предлагают варианты имен)

- Валя ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить ее на стол.

- :возьми желтый чайник и поставь его на стол.

Ребенок выбирает посуду.

- Молодец. Правильно. Для чего нужен чайник?

- Заваривать чай.

- :.возьми красную чашку и поставь ее перед чайником.

Ребенок выбирает посуду.

- Хорошо. Для чего нужна чашка?

- Пить чай.

- ::возьми белую вазу и поставь ее за чайник.

Ребенок выбирает посуду.

- Правильно. Зачем нужна ваза?

- Ставить цветы.

-:.. возьми синюю сахарницу и поставь ее около чайника.

Ребенок выбирает посуду.

- Верно. Для чего нужна сахарница?

- Насыпать сахар.

- Молодцы! Вы очень хорошо помогали Вале. Она благодарит вас.

3. Игра "Что изменилось?"

Оставшиеся предметы убираются со стола.

- Продолжим игру. Посмотрите еще раз на картинку и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Со стола убирается желтый чайник и ставится на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

- Красный чайник.

- Чего не стало?

- Желтого чайника.

- Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Со стола убирается сахарница и ставит на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

- Зеленый молочник.

- Чего не стало?

- Синей сахарницы.

- Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.

4. Пальчиковая гимнастика "Помощники".

Дети приглашаются на ковер, им предлагается встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре,

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли:

Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и

Так мы маме помогали.

хлопают в ладоши.

5. Упражнение "Что купили?"

Приглашаю детей к мольберту, перед которым полукругом стоят стульчики. На мольберте выставлены картинки с изображениями посуды.

- Что вы видите на картинках? Перечислите.

Дети. Вазы, тазы, бидоны, стаканы, кастрюли.

- Давайте протопаем эти слова: "ва-зы", "та-зы", "би-до-ны". "ста-ка-ны", "каст-рю-ли". (Произносит слова по слогам, одновременно протопывая ритмический рисунок.) Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и протопывать название.

6. Динамическая паузаИгра "Обезьянка".

Дети выходят на коврик.

- Сейчас мы с вами попробуем изобразить посуду. Сначала мы изобразим чайник. Поставьте правую руку на пояс, как я, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.

Показываю, как надо выполнять движения и позы, а дети повторяют.

- Молодцы! Теперь давайте изобразим чашку. Присядьте и поставьте левую руку на пояс, как я.

Дети по показу выполняют движения.

- Отлично! Теперь давайте превратимся в ложки. Встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой, как я. У вас очень хорошо получилось.

7. Игра "Разбитая чашка". [Приложение]

Детям раздаются конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним.

- Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но "разбитые". Помогите мне "склеить" их. Сложите части картинки правильно.

На данном этапе осуществляется индивидуальный подход, часть детей собирают со зрительной опорой, часть по памяти, а часть путем наложения.

8. Игра "1, 2, 5".

- Я буду называть число, а вы добавлять к числу слово чашка (стакан, кастрюля, бидон, блюдо).

Одна :..

- Одна чашка.

- Две :..

- две чашки.

- Пять:.

- Пять чашек.

9. Упражнение "Подуем на чай".

Дети вcтают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

- Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на "пар", не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

10. Игра "Что лишнее?"

На доску ставится 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

-Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.

- Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

- Что здесь лишнее и почему?

- Лишний мяч. Он - игрушка.

- А все остальное?

- Посуда.

- Правильно. Назовите следующие картинки. (Ставится на наборное полотно новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.)

- Что лишнее и почему?

- Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

- А из остальной посуды?

- Можно пить.

- Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая)

11. Обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.

Приглашаю к себе детей по одному и показываю каждому из них предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели. Используется схема-опора по составлению описательного рассказа.

- Посмотри на картинку, ::. Расскажи о предмете, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?

Ребенок. Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что это?

- Эта тарелка.

- Молодец. Ты правильно составил(а) загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее.

Аналогично составляют загадки остальные дети. Оказываю им необходимую помощь.

12.Окончание занятия.

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Животные жарких стран».

Цели:1. Коррекционно-образовательные: -уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;-учить согласовывать существительные с числительными;-учить образовывать названия детенышей животных;-учит...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной коррекционной группе по теме "Профессии людей"

I. Организационный момент.Дети входят в кабинет. На ковре лежат разные предметы (молоток, ножницы, иголка с ниткой, поварешка)- Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы. Назовите их. Я ду...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе для детей с ЗПР по теме «Олимпийские надежды».

Формирует представление о зимних Олимпийских играх, расширять словарь; упражнять в составлении слов из букв, чтении слов; печатать буквы; развивать моторику, координацию речи и движений....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе

Занятие по развитию речи в подготовительной школе группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе

Конспект по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Москва – столица нашей Родины»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе "Профессии людей"

Создать условия для расширения и конкретизации представления о профессиях людей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной группе «Рассматривание натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Тема: «Рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»Цель: «Развитие связной речи посредством рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»...