Конспект НОД. Тема: « Гостья из старины»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Клесун Татьяна Викторовна

Конспект НОД по ознакомлению с народно - прикладным искусством в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostya_iz_stariny_-_kopiya.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Тема: « ГОСТЬЯ ИЗ СТАРИНЫ»

(старший дошкольный возраст)

Интеграция областей: «Познание» (развитие речи; формирование целостной картины мира; расширение кругозора) «Социализация».

Программное содержание: познакомить детей с      русским национальным бытом; обычаем встречать дорогих гостей «хлебом-солью»; познакомить с женским национальным костюмом; с горницей в которой живет крестьянская семья; с русской печью;

Предварительная работа:  чтение народных сказок, разучивание народных игр, рассматривание иллюстраций, работа с мини-музеем, заучивание поговорок, пословиц о труде.

Работа по активизации словаря: изба, деревянная, сруб, рукодельница, обычай, лапти, оночи, лоскутное одеяло, люлька, ухват, чугун, заслонка, вышивка, красивая, нарядная,

печь-матушка, хлеб-всему голова, крестьяне, кокошник, сарафан, перина, подзор.

Методические приемы: вступительное слово воспитателя

-встреча Марьюшки хлебом-солью;

-обыгрывание предметов русского быта;

-музыкальное сопровождение;

-использование русского народного костюма (лапти, кокошник, сарафан);

-сюрпризный момент.

Ход занятия.

Воспитатель: дети, сегодня на нашем занятии будут присутствовать мамы и гости.

Дети здороваются с гостями, они рассаживаются на отведенные места.

Воспитатель: ребята, на занятиях мы с Вами много говорили о том, как жили люди раньше, как одевались, какие были дома, что ели и пили. И вот сегодня в гости к нам придет Марьюшка, которая жила в те далекие времена, путь у нее долгий, длинный. Встретим мы ее как дорого гостя. А чем встречаем дорогих гостей?

-Хлебом и солью. Правильно.

В это время слышен стук в дверь. Входит Марьюшка (одетая в русский народный костюм: сарафан, рубаха, кокошник и т.д.)

Марьюшка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости. Приехала я к вам издалека, из тех далеких времен, когда жили  бабушки ваших бабушек.

Воспитатель: Здравствуй гостья дорогая. Заждались мы тебя.

Воспитатель берет в руки рушник на нем хлеб и в солонке соль.

Хлебом – солью Вас встречаем.

Всем Вам здравия желаем!

Марьюшка отламывает хлеб, макает в соль и благодарит. Спасибо за хлеб- соль.

Марьюшка: Вижу, знаете, как встречать дорогих гостей.

-А расскажите, почему гостей встречали хлебом и солью? И какого гостя? Не знаете? Тогда слушайте! Это старинный русский обычай. Хлеб считался самой главной едой. И говорили: «Хлеб - всему голова». И доставался он очень тяжело. Пахали землю крестьяне на лошадях, быках, сеяли, жали, молотили. А погода подведет, дожди, остаться могли и без урожая. Хлеб никогда не бросали, берегли. А соль была очень дорогая и ее привозили из далека. Не всегда была возможность ее купить. Поэтому с солью встречали только, добрых хороших людей, а злым не прошенным людям пищу подавали несоленую, для плохого человека и соли было жалко. Вот отсюда и пришла к нам пословица: «Ушли  не солоно хлебавши». Ребята, так кого встречали хлебом и солью?

Дети: Дорогих гостей, кого рады были видеть, кого любили и т.д.

Воспитатель: Марьюшка?  Ты  наверное устала, пусть был долгий, присядь и послушай, что знают ребята о тех далеких временах.

Воспитатель: ребята,  и мы сейчас расскажем гостям и Марьюшке, как жили наши предки.

-Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными, т.е. из дерева. Рубили их с помощью топора из толстых бревен. Такие дома называли срубами или избами. Дом в котором они жили называли избой. Самая лучшая и просторная комната в избе называлась горница. В горницу приглашали гостей, и каждая хозяйка старалась украсить горницу, чтобы  в ней было нарядно, чисто и светло.

Воспитатель: У нас есть мини горница в группе и мы сейчас о ней расскажем. (рассматривают мини горницу). Мебель в те времена была простая и удобная.

Воспитатель: Ребята, а из чего делали мебель?  

Дети: Из дерева сами мужчины.

Воспитатель: Посмотрите, какая мебель у нас в горнице. Стол дубовый, лавки на которых сидели гости и вся семья (деревянные). Стол покрыт скатертью. Скатерть вышитая. На столе стоит посуда. Из чего она сделана?

Дети: Из дерева (Ложки, миски, кувшины и т.д. ) Кровать. Она тоже из дерева (рассматривают кровать). Сначала клали перину, ее набивали гусиным пером или пухом, мягко и тепло было спать на такой перине (перина – это мешок с пером и пухом). На край простыни пришивали подзор, вязали его крючком из белых ниток. Подзоры были кружевные. Кружева еще умели плести и мастерицы, поверх кровать покрывалась лоскутным одеялом. Воспитатель: Ребята, почему одеяло называлось лоскутным? Посмотрите на него внимательно! Кто догадался? Правильно оно сшито из разноцветных лоскутов. Раньше ткань была дорогая, каждая хозяйка берегла каждый лоскуток, не выбрасывала, все шло в дело. Собирались  лоскутки сшивались и получалось красивое одеяло. Обратите внимание, сколько подушек на нашей кровати! А зачем так много подушек?

Дети: Были большие семьи. Много детей. Подушки  тоже набивали гусиным пером и пухом. Они становились мягкими и воздушными. Наволочки делали сначала из однотонной ткани: красной, синей, а поверх них надевали белые наволочки, украшенные вышивкой. А рядом со взрослой кроватью висит люлька. Ее подвешивали к потолку. В ней спали малыши (дети). Когда ребенок плакал, чтобы его успокоить, надо было покачать люльку.

Воспитатель: Посмотрите, какая постелька! Это маленькая перинка, белая простыня, подушечка и одеяло тоже лоскутное. А с другой стороны стоит сундук. Посмотрите, какой он красивый, расписной и накидочка на нем белая и  белым кружевом отделанная. Вспомните ребята, что хранили раньше в сундуках (Одежду, ткани и т.д.). Давайте откроем сундучок и  посмотрим, что там храниться (рассматривают одежду, рушники, сарафаны, рубахи т.д.)

Марьюшка: Засиделись мы с Вами ребята, а давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Марьюшка: Поиграли, повеселились, а теперь посмотрите на меня, какая нарядная у меня одежда. Это русский народный костюм. А расскажите, во что я одета?

Дети: В красный сарафан. А что означает красный? Красный – значит красивый. Сарафан украшен вышивкой. Под сарафаном длинная льняная рубаха вышитая по вороту, на голове кокошник красного цвета. Раньше все замужние  женщины носили  такой головной убор, а девочки повязку. Волосы туго заплетали в косу. Ребята, а во что обувались раньше? Лапти с онучами, онучи – это полоска льняной ткани, обмотанной вокруг ноги в виде чулка. Чулок ведь тогда не было. Лапти плелись из лыка. Лыко драли из коры липового дерева, как вы  думаете, в такой обуви  удобно было ходить?

Дети: нет, но другой в те далекие времена у крестьян не было. Ткань для одежды я тку сама, и шью, и вышиваю, и лапти плету. Все умею делать. А как меня можно назвать? Дети: «Марьюшка – рукодельница».

Воспитатель: Как мы уже с вами знаем, страна наша богата лесом, поэтому все строилось раньше из дерева. Изба деревянная и стол, и кровать, и лавки, и домашняя утварь, все изготовлено из дерева. И только печь в избе не из дерева. В нашей с Вами избе она сделана из картона. Это – макет печи. А в настоящей избе печь была самой главной. Клали печь из кирпича, обмазывали глиной, потом белили известью. А сейчас Марьюшка расскажет, почему печь в избе считалась самой главной!                          

Марьюшка: Как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается,

Наш рассказ начинается!

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ печка русская.

Вьется из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе – значит, жизни нет.

Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги,

Сушили варежки, валенки.

Марьюшка: А что еще сушили?

Дети: Растения от простуды, грибы, ягоды.

Марьюшка: А как печь лечила больного?

Дети: Уложат больного на печь, она лучше горчичника прогреет.

Марьюшка: В старину про печку говорили:

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит,

И сверчок поет где - то рядышком,

Как тепло с тобой, печка-матушка!

Ребята, а как называли печь в старину?

Дети: Кормилица, печка-матушка, согревательница, обогреет, посушит, накормит, спать уложит

Марьюшка: Все в доме было связано с печью. А чем печь топили? Топили печь дровами. За ними ездили в лес. Рубили только сушняк, так называют сухие деревья, собирали хворост – это ветки от деревьев, лес берегли и вырубали деревья с умом. Те, которые мешали росту другим деревьям. Вот привезут дрова, напилят их, потом порубят, сложат, да и топят печь. В избе тепло. В печи хозяйки варят еду. Ставят в печь горшки, чугуны. Чтоб не обжечься, вытаскивают чугуны ухватом. Вот и у вас смотрю, есть ухват. Попробуем вытащить чугунок! Вот обед и готов, чтобы не остыл, закрывают печь заслонкой. Ребята скажите, а что готовят в печи?(супы, каши, щи, пироги запеканки и т.д.)

 Ребята, а для чего еще нужна печь в избе?

Дети: Печь и накормит и обогреет. И спали раньше на печи и дети и старики и одежду с обувью сушили и от простуды печь вылечит. Молодцы ребята порадовали вы меня, много знаете о тех далеких временах.

 Марьюшка: Хорошо здесь у Вас тепло, уютно, но пора мне домой собираться. Очень уж много у меня дел: и печь топить, и обед готовить, и дом прибирать, и белье постирать.

Воспитатель: Да, народ на Руси был мудрый,  трудолюбивый. Сколько половиц и поговорок сложил о труде, отдыхе, веселье! Воспитатель: Назовите, какие пословицы о труде вы знаете?             Молодцы много знаете.  За то, что внимательно слушали, хорошо трудились на занятии, я для Вас припасла угощение. Для детишек петушки на палочках, а для мам мешочки с сюрпризом. Приглашайте в гости, я опять к Вам приеду. Управлюсь с делами и к Вам. До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в старину"

Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками.Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.Закрепить приемы лепки.Воспи...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Слава доброй старине, Слава Русской стороне».

Конспекткомплексного занятия в подготовительной группена тему: «Слава доброй старине, Слава Русской стороне»....

конспект комплексного занятия в старшей группе на тему "Слава доброй старине , слава Русской стороне"

Цели НОД:Обогатить знания детей о своей Родине. Показать, что Родина- это не только поля, луга и реки, леса, но и её народ, который издавна славил Россию своим умением петь, танцевать, слагать стихи, ...

Открытое занятие "Гостья из старины"

                  «Гостья из старины»Программное содержание:           -познакомить детей с русским национ...

Проект образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшей группы тема "Путешествие в старину"

Развитие творческих способностей т познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам игры на ложках. Знакомить детей с историей русской ложки, активизация представления детей о...

Конспект по познавательному развитию в средней группе Тема: "Живое предание старины"

Цель: Расширить знания детей о жизни людей в далеком прошлом....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в старину» в подготовительной группе №12 компенсирующей направленности

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:1. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская ...