Конспект по познавательному развитию в средней группе Тема: "Живое предание старины"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Расширить знания детей о жизни людей в далеком прошлом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_sredney_gruppe_tema_zhivoe_predanie_stariny.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОБУ детский сад №3 р.п. Октябрьский
Конспект по познавательному развитию в средней группе
Тема: «Живое предание старины»
Воспитатели: Васенкова С.А.
2022 год
«Живое предание старины»
Цель: Расширить знания детей о жизни людей в далеком прошлом.
Программные педагогические задачи: познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас новыми словами; развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого; воспитывать бережное отношение к ним.
Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о предметах быта в избе, интерес к предметам рукотворного мира прошлого; использует в речи новые слова; бережно относится к предметам рукотворного мира.
Материал: атрибуты – печь, игрушка домовой, горшок, чугунок, ухват, кочерга, кувшин, самовар, деревянные ложки, лавка, бублики для танца.
Словарная работа: печка, горшок, чугунок, ухват, кочерга, кувшин, самовар, деревянная ложка, лавка, миска.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок в которых упоминается печь («Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заячья избушка», «Три поросёнка»); рассматривание иллюстраций предметов из дерева, глины; заучивание песен, пословиц, стихотворений, танец «Бублики».
Фрагмент 1. Приветствие. Звучит народная музыка, дети входят в группу.
Встречает их хозяйка русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Проходите в нашу избу, да рассаживайтесь поудобнее. Дай бог тому, кто в нашем дому и житье, и бытье, и здоровьице.
Вот мы и в старинной избе. (Берет в руки игрушку домового). Когда хозяева в новый дом входили, то обязательно звали домового, который должен
охранять дом. А звали так: «Дедушка-соседушка, пусти не в гости гостевать,
Не ночь ночевать, а век вековать».
(Хозяйка обращается к детям).
А чем отличается старинная изба от современной. (Дети отвечают).
В старинной избе мебели никакой не было, только стол (показываем), лавка
или полати, печь, люлька детская, да посуды немного.
Фрагмент 2. Знакомство с печкой.
(Хозяйка обращается к детям).
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, где раньше пекли хлеб.
Правильно в печи. Русская печь большая, была в каждом доме. Она и согреет, накормит, вещи высушит. Печь ласково называли «кормилицей», «матушкой». Недаром печь наделяли волшебными свойствами. А давайте вспомним в каких сказках упоминается печь. («Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заячья избушка», «Три поросёнка»).
Фрагмент 3. Знакомимся с кухонной утварью.
(горшок, чугунок, ухват, кочерга, кувшин).
(Хозяйка обращается к детям).
Хозяйка: Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугунки (берем в руки эти предметы, показываем детям). А как же ребята, из печи достать горшок горячий, чтоб не обжечься. У хозяйки для этого всегда были помощники. Послушайте загадку и найдите этого помощника.
«Бычок рогат в руках зажат
Еду хватает, а сам голодает»
(Можно попробовать ухватом переставить пустой горшок с лавки на стол).
А вот еще загадка про верного помощника.
«Кривая собака в печку глядит».
(кочерга, собака дом сторожит, а кочерга – огонь).
Правильно, кочерга – важная помощница, без нее с печкой не справиться.
А что в наших чугунках, да горшках в старину готовили. (Ответы детей).
Правильно – каша была в старину основным кушаньем. А какие каши вы знаете. (Ответы детей). Да в старину говорили:
«Щи да каша пища наша».
Ребенок читает стихи: Наша каша хороша
Для любого малыша
С маслицем румяная
Наша каша манная.
Песня «Про манную кашу» (поют все дети).
Фрагмент 4. Знакомство с самоваром.
(Хозяйка обращается к детям).
Хозяйка: Наши люди русские были всегда гостеприимные, радушные, в гости пригласят да чайком угостят. Вот он наш Самовар- птица – жар, кран открывается, чаек наливается. В старину чай пили из такого самовара. Пригласят гостей на посиделки, поставят самовар на стол, а к нему варенье, бублики, чаевничают да беседы ведут
Дети хором проговаривают пословицы:
Самовар кипит – уходить не велит.
Чай пьешь, до ста лет проживешь.
За чаем – не скучаем.
Весело становилось после чаепития и все в пляс пускались.
Танец мальчиков «Бублики».
Фрагмент 5. Знакомство с деревянными ложками.
(Хозяйка обращается к детям).
Хозяйка берет в руки ложки: А вот и я, ложка деревянная. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. С давних времен ложки, чашки, и другую посуду делали не только из глины, но и из дерева. Ложка деревянная получалась легкая красивая, и не нагревалась от горячей пищи.
(Задание – показать предмет из глины, из дерева).
Ребенок читает стихи: Расписная легкая нет ее нужней,
В ней и щи отменные и кисель вкусней!
Хозяйка: А наши ребята ещё на ложках сыграют!
Игра на ложках.
Фрагмент 6. Заключительный.
Хозяйка: А теперь хочу проверить и детей, и взрослых внимательно ли меня
слушали, да что запомнили.
Загадки для детей и взрослых.
1.Стоит толстячок, подбоченивши бочок.
Шипит и кипит – всем пить чай велит. (Самовар)
2.Бел как снег, в чести у всех
В рот попал – там и пропал. (Сахар)
3.Однорку, зато рогат
Он в избе первейший хват.
Ухватил горшок и в печку.
Вот ухватистый! (Ухват)
4.На топтале был, на кружале был,
На пожаре был, домой пришёл – семью кормил. (Глиняный горшок)
5.Стоит избушка из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
6.Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)
7.Сами не едим, а людей кормим. (Ложки)
8.Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)
9.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля ……. (Чугунок)
10.Железный конь скачет в огонь. (Кочерга)
11.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватил отдает, а сам в угол идёт. (Ухват)
12.За обедом суп едят, к вечеру заговорят,
Деревянные девчонки, музыкальные сестрёнки. (Ложки)
13.У носатого Фоки постоянно руки в боки,
Фока воду кипятит и как зеркало блестит. (Самовар)
Хозяйка: Молодцы! Славно сегодня и повеселились, многое узнали, на мои вопросы отвечали. Пора и честь знать! Угощу я вас на прощанье (можно маленькими пряничками, калачиками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта НОД (познавательное развитие) в средней группе на тему "Органы чувств"
Цель данного занятия - закрепить знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык) и их функциях на основе опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект по познавательному развитию для средней группы "Великий праздник День Победы!"
Расширять представления детей об армии в годы В.О.В....
Конспект по познавательному развитию в средней группе "В гости к белке"
Конспект по ознакомлению с природным миром. В занятии используется наглядный и литературный материал....
НОД конспекта по познавательному развитию в средней группе тема:" Где спрятался воздух?"
Цель: Развивать познавательную активность в процессе эксперементирования, расширять знания о воздухе....
конспект по познавательному развитию в средней группе
занятие по закреплению знаний о магните и его свойствах. экспериментальная деятельность. этапы работы: гайки перемешаные с горохом, болтики на дне стакана с водой, проведи шайбу по тропинке. игра в мя...
Презентация к конспекту по познавательному развитию в средней группе "История города Серпухова"
Презентация к конспекту по познавательному развитию в средней группе "История города Серпухова"...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательной развитие» в подготовительной группе Тема: «Живой мир вокруг нас»
Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных и лесов нашей Родины Задачи:-закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Зак...