Речевые игры для развития у детей фонематического восприятия
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Романик Наталья Леонидовна

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ – это развитие фонематического восприятия. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше:

-воспринимает и различает окончания слов

- выделяет предлоги в предложении

-воспроизводит слоговую структуру слова

- может разложить слово на звуки.

Я хочу предложить речевые игры, по развитию фонематического восприятия, подобраные с учетом этапов его формирования.  Этот материал может быть полезен воспитателям массовых и коррекционых групп.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у детей дошкольного возраста фонематического восприятия

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ – это развитие фонематического восприятия. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше:

-воспринимает и различает окончания слов

- выделяет предлоги в предложении

-воспроизводит слоговую структуру слова

- может разложить слово на звуки

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить шесть этапов:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение высоты силы, тембра, голоса.
  3. Различение слов, близких по своему звуковому составу.
  4. Различение слогов.
  5. Различение фонем (звуков)
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

1 Этап – Узнавание неречевых звуков.

На этом этапе мы развиваем у детей слуховое внимание.

Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми уже в младшей группе.

  1. «Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

а)        показывают рукой или поворотом головы направление источника

звука, затем открывают глаза для контроля;

б)        водящий  после воспроизведения  звучания  становится  рядом

с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей на прогулке, в свободное время между основными занятиями, как элемент занятия.

  1.  «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.

  На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой,  ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, в свободное время между основными занятиями, как элемент занятия.

  1.  «Сделай так же». Цель та же.

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, в свободное время между основными занятиями, как элемент занятия.

  1. «Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.

Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия. 

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, в свободное время между основными занятиями, как элемент занятия.

  1. «Слухачи»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок по возможности называет их.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, в режимные моменты перед обедом, в свободное время между основными занятиями, как элемент занятия для концентрации внимания детей, а так же  на улице.

  1. «Пограничник» — определение направления шороха.

Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух  определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей на улице, в свободное время между основными занятиями, во второй половине дня.

  1. «Кто так кричит?» — узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.  

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, в свободное время между основными занятиями, как элемент занятия.

  1. «Узнай музыкальный инструмент»

Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей  на музыкальном занятии, в вечера досуга, в свободное время между основными занятиями, во второй половине дня.

  1. «Повтори и назови»

Детям предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых предметами (стук кубиков, переливание воды…) за ширмой.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, в свободное время между основными занятиями, во второй половине дня,  как элемент занятия.

  1. «Быстро – медленно»

На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые –  бегут на цыпочках, словно мышки.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей на музыкальном или физкультурном занятии, на прогулке, во второй половине дня.

  1. «Громкие подсказки» — определение силы звучания.

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей н аулице, в свободное время между основными занятиями, во второй половине дня.

  1.  «Тихо – громко»

На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей на музыкальном или физкультурном занятии, на прогулке, во второй половине дня.

  1. «Будь внимателен»

По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей на музыкальном или физкультурном занятии, на прогулке, во второй половине дня.

  1. «Ритмические рисунки»

Дети  воспроизводят серию хлопков или отстукивают различные ритмические рисунки.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей на музыкальном занятии, на прогулке, во второй половине дня.

2 Этап – Различение высоты, силы, тембра голоса.

  1. «Паровоз»

Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей на музыкальном занятии, на прогулке, во второй половине дня.

  1. «Кто кричит?»

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, в режимные моменты перед обедом, в свободное время между основными занятиями, как элемент занятия.

  1. «Три медведя»

Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, в режимные моменты перед обедом, в свободное время между основными занятиями, как элемент занятия.

  1. «Узнай по голосу».

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей на улице, во второй половине дня, в свободное время от занятий.

  1. «Интонация»

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет, кричит девочка

А – показывает горло врачу

А – поет певица

А – качаем малыша

А – девочка укололась иголкой

О – удивилась мама

О – стонет бабушка

О – поет певица

О – качаем малыша

О –  девочка укололась иголкой

У – гудит пароход

У – звучит дудочка

У – плачет мальчик

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей как элемент занятия, в режимные моменты – перед обедом, когда дети сидят на стульчиках.

  1. «Домашние животные». Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе.

Взрослый предлагает ребенку сказать например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот).

Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА,БЕ и т.п.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей как элемент занятия, в режимные моменты – перед обедом, когда дети сидят на стульчиках.

      3 Этап – Различение слов близких по своему звуковому составу.

  1. «Не ошибись»

Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем  детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: « Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…».

Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей как элемент занятия, в режимные моменты – перед обедом, когда дети сидят на стульчиках.

  1. «Поставь по порядку»

На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом,  сом; рак, мак, бак; лук, сук; коза, коса; лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей как элемент занятия, в режимные моменты – перед обедом, когда дети сидят на стульчиках.

  1. «Найди пару»

Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей как элемент занятия, в режимные моменты – перед обедом, когда дети сидят на стульчиках.

  1. «Доскажи словечко»

Много платьев, много хруста.

Как зовут ее? …(Капуста).

Белые шапки надели дома,

Холодно им – наступила …(зима).

Портфель я выронил и рук,

Такой большой на ветке(жук)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась… (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь… (двери)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке… (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети … (книжки)

Не полезет Влад на ель,

У него в руках… (портфель)

«Я трудиться не привык!»-

Отвечает… (грузовик)

Мы собирали васильки,

На голове у нас… (венки)

Пес козе принес букет,

Сытный будет ей… (обед)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи… (туч)

Не дрожи, Сережка,

Это ж наша… (кошка)

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, как элемент занятия, в режимные моменты, в свободное время между основными занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

  1. «Рифмы»

Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше. Например: КИСКА – МИСКА; УШКИ – ПОДУШКИ

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, как элемент занятия, в режимные моменты, в свободное время между основными занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

  1. Какое слово подходит?

Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные… (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня…» (плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже стол

Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то…  (спички, щетку, ножик)

Опустела мостовая,

И уехали… (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:

- До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пёс, 

У него в чернилах… (лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и… (детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш… (ручку, тетрадь, книгу).

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во все трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант – тот, где слова самые похожие.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, как элемент занятия, в режимные моменты, в свободное время между основными занятиями, во второй половине дня.

  1. «Я тебе задачу дам»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

Что скатали мы зимой?

Что построили с тобой?

На крючок в реке попал?

Может всё, хоть ростом мал?

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я  ещё задачу дам – всё расставить по местам:

Вот печать на простыне - …

Зеленеет на окне…

Волейбольная висит…

Канарейка в ней сидит - …

(СЕТКА, КЛЕТКА, ВЕТКА, МЕТКА)

Я опять задачу дам всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот?

Детям мамочка плетёт?

С гор спускается, течет?

Что за скользкий ровный лёд?

(КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей, как элемент занятия, в режимные моменты, в свободное время между основными занятиями, во второй половине дня.

4 этап работы - Дифференциация слогов.

  1. Игра  «Инопланетяне».

Ход игры:  Взрослый сообщает детям, что   к ним в гости прилетели инопланетяне, которые хотят побеседовать с землянами и будут задавать   детям вопросы на своём, инопланетном языке.

Задача детей отвечать гостям точно такими же словами, которые они услышат от инопланетян. В качестве инопланетного языка  используются сочетания слогов   сначала с простыми в произношении согласными звуками, затем более сложными, различающимися по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости.

Например:

Инопланетяне: да-на-па?  Дети: да-на-па.

Инопланетяне: го-до-до? Дети: го-до-до.

Инопланетяне: па-па-пя? Дети: па-па-пя.

Инопланетяне: за-са-за? Дети: за-са-за.

Инопланетяне: би-бы-бы? Дети: би-бы-бы.

Оборудования игра не требует.

Где можно проводить и как: малыми подгруппами  или группой детей на занятиях по развитию речи, для игры необходима тихая, спокойная обстановка.

  1. Игра «Телефон».

Ход игры: Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов (например: са;  су-су-со, па-по-па, ся-ся-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей, глухих по звучанию) на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке и последний ребёнок произносит её вслух. Последовательность цепочки меняется.

Оборудования игра не требует.

Где можно проводить и как: подгруппами, когда ожидаете обеда   или занятия у специалиста, в вечернее свободное время или на прогулке при маленьком количестве детей, чтобы не было шумно.  

  1. Игра « Какой отличается?»

Ход игры: Взрослый произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, ас-ас-аз,  и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

Оборудования игра не требует.

Где можно проводить и как : подгруппами, когда ожидаете обеда   или занятия у специалиста, в утреннее или вечернее свободное время , когда  в группе мало детей.

  1. Игра «Договори словечко».

Ход игры:  Педагог начинает произносить чистоговорку, а ребёнок должен договорить последний слог.

Например:

-Ба-бо-ба-у дороги  два стол…(ба).

-За-зу-за-уходи домой, ко…(за).

-Ти-ди-ти-на Луну   ле…(ти).

-Де-де-те-сядем в темно…(те).

-Лу-лю-лю-лук зелёный я люб…(лю).

-Фе-ве-фе-посижу я на со…(фе).

-Са-за-са- растёт у девочки ко…(са).

-Гу-ку-гу- ехать в гости не мо…(гу).

 И т.д.

Оборудования игра не требует.

Где можно проводить и как: индивидуально, подгруппой, как один из элементов занятия по развитию речи; в  свободное  утреннее или вечернее время.

5 этап  работы -Дифференциация  звуков (фонем).

  1. Игра «Светофор».

Ход игры:  Детям  раздают кружочки трёх цветов, объясняя, что красный кружок соответствует, например, звуку [а], жёлтый – звуку [и], а зелёный- звуку[ у]. Далее педагог произносит длительно, а в дальнейшем – кратко и быстро: а,у,и… , а дети поднимают соответствующие звуку цветные кружочки.

Оборудование:  для каждого игрока по 3 кружочка: красного, зелёного и жёлтого цвета.

Где можно проводить и как: группой, подгруппой детей,   как один из  элементов  занятия по развитию речи.

  1. Игра « Флажок».

Ход игры: Взрослый  называет детям звуки, например: а,у и просит запомнить их. Затем взрослый называет ряд звуков, включающий  наряду  с вышеуказанными и другие гласные: э,ы,и,о. детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далёкими и близкими по акустическим характеристикам).

Оборудование: флажки  по количеству играющих детей.

Где можно проводить и как: группой, подгруппой детей,   как один из  элементов  занятия по развитию речи.

  1. Игра «Угадай, кто(что) это был(о)…?»

Ход игры:  детям предлагаются картинки-образы  или игрушки, каждой из них присваивается  определённое звучание( например: корова-мычит м-м-м, тигр-рычит р-р-р, пчела-жужжит ж-ж-ж, змея –шипит ш-ш-ш и т.п.)  Взрослый длительно (в усложнённом варианте-кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку или игрушку.

Оборудование: картинки-образы или соответствующие игрушки.

 Где можно проводить и как: группой, подгруппой детей,   как один из  элементов  занятия по развитию речи.

  1. Игра «Различай и повторяй».

Ход игры: Взрослый предлагает повторять за ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком. Например:

«Повторяй за мной только звук с »- предлагаемый звукоряд:  з ,с, ш, с     и т.д.

«Повторяй за мной  только слоги со звуком  с» - предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т.д.

 «Повторяй за мной только слова со звуком с» - предлагаемые слова:  

сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т.д.

Речевой материал может быть подобран по-разному. С учётом цели задания - выделение гласных звуков, согласных ( твёрдых-мягких, звонких-глухих, свистящих-шипящих и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в  словах-квазиомонимах и т.д. 

Оборудования игра не требует.

Где можно проводить и как: индивидуально, малой подгруппой, как один из элементов занятия по развитию речи; в утреннее или вечернее время, когда в группе мало детей.

  1. Игра « Озорные звуки».

Ход игры: Взрослый читает детям двустишие  и предлагает определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица

Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки,

Над волной летают сайки (чайки).

Мама  с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и –айда!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревёт:

Просит пчел, чтоб дали лёд (мёд).

Доски на гору везём,

Будем строить новый ком (дом).

Оборудования игра не требует, заранее  необходимо подобрать  двустишья, с теми звуками   в словах,   на  которых  вы   хотите обратить внимание ваших воспитанников.  

Где можно проводить и как: подгруппой, индивидуально, как один из элементов

занятия по развитию речи, на прогулке.

  1.  Игра «Исправлялки».

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку (детям) послушать слова. Некоторые слова он  произносит правильно, некоторые- с ошибками.

Задача воспитанников неправильные слова исправлять, меняя  неправильный звук на правильный. Речевой материал должен включать слова  со свистящими-шипящими звуками

например: с-ш, з-ж   -  сумка, сок, ношок, сапка, шуба, коска, шишка, автобуш, соска, школа, скаф  и т.д. ; зонтик, зубы, заба, живот, зираф, кукуруза, жаворонок, ёзик, таз, пожар, зёлудь и т.д.

Оборудования игра не требует, но для менее подготовленных детей можно использовать картинки с называемыми предметами для наглядной опоры.

Где можно проводить и как: подгруппой, индивидуально, как один из элементов

занятия по развитию речи; в утреннее или вечернее время, когда в группе мало детей.

  1. Игра «Услышишь-хлопни!»

Ход игры: Взрослый предлагает детям послушать звуки ( в зависимости от  поставленной   педагогом  задачи  - это могут быть только гласные или только согласные звуки, а могут быть и те, и другие сразу), слоги, а в более сложном варианте – слова  с заданным звуком. Например, взрослый даёт детям инструкцию:

1. Я буду произносить   разные звуки (а,о.у.э,у,о,и,у,у.о.ы). А вы внимательно слушайте. Когда  вы услышите звук – у, хлопните в ладоши.  

2. Я буду произносить разные слоги ( по.мо.сы,зо,су,ну,за,са,аз,та.пэ.зы). Хлопайте в ладоши, когда услышите звук – з.

3. Я буду произносить слова ( машина, лапа, радуга, гора, коса, юла, марка, пар, шапка, окно, ручка), а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук – р. 

Оборудования игра не требует.

Где можно проводить и как: подгруппой  или индивидуально, как элемент занятия по развитию речи, в индивидуальной работе  в свободное время с детьми, которым особенно необходимо развивать слуховое внимание, память и фонематический слух.

  1. Игра « Найди слово».

Ход игры: Взрослый выкладывает перед ребёнком  карточки с картинками. Произносит слова, которые обозначают предметы на картинках. Более лёгкий вариант, когда ребёнок после этого сам произносит слова.

 Затем взрослый просит найти те картинки (слова), в которых есть заданный звук. Например, заданный звук - л, перед ребёнком лежат следующие картинки: сом, книга, ручка, лодка, стол, тигр, кот, клубок, ромашка, юла.

Оборудование: картинки с разными звуками в составе слов, жетоны для подсчёта правильных ответов и выявления победителя игры.

Где можно проводить и как: индивидуально, а лучше группой (подгруппой) детей с элементом соревнования  на занятии по развитию речи, в вечернее свободное время, когда ожидаете прихода родителей   в качестве настольной игры. В качестве жетона можно оставлять у ребёнка те карточки, в которых он правильно определил заданный звук. А в конце игры просто подсчитать. Сколько картинок собрал у себя каждый из детей.

  1. Игра  «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Ход игры: Взрослый : я буду называть гласные звуки ( о,у,и,э,ы,э,а,у,э)  . Подбросьте мяч, когда услышите звук –э.

Оборудование: мячи по количеству совпадающие с  числом играющих.

Где можно проводить и как: индивидуально или небольшой подгруппой, как элемент на занятии по развитию речи (для переключения внимания, для активизации внимания, для  активной  разрядки  на занятии). Индивидуально можно играть на прогулке, в утренние и вечерние часы, ожидая прихода  других детей   или родителей.

  1. Игра «Ромашки».

Ход игры:  детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названиях которых встречается, например, либо звук [с], либо звук [з].

Ребёнок берёт лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных  звуков есть в этом слове [с]  или [з], кладёт лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

Оборудование: бумажные ромашки со съёмными лепестками-картинками, буквы.

Где можно проводить и как: индивидуально, подгруппой, как один из элементов занятия по развитию речи; в  свободное  утреннее или вечернее время.

6 этап работы - Развитие навыков элементарного  звукового анализа.

  1. Определение количества слогов в словах разной сложности.

  1. Игра «Прошагай словечко».

Ход игры:  Педагог произносит слово, ребёнок повторяет  это же слово за ним, прошагав столько шагов, сколько слогов в слове.

Для этой игры используются слова  с разным количеством слогов и с разной структурой: с прямыми    открытыми слогами , обратными закрытыми, со слогами со стечением согласных звуков ( односложные-дом, гном, сорт; двухсложные- руки, урок, арка, слава; трёхсложные-молоко, паровоз, арбузы, автобус; четырёхсложные- кукуруза, телевизор, простокваша и т.д.)

Оборудования игра не требует.

Где можно проводить и как: индивидуально, в свободное время  в группе и на улице.

  1. Игра «Встречу слово на дороге-разобью его на слоги».

Ход игры: Педагог бросает мяч детям, называя односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.

 Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Оборудование:  большого или среднего размера  мяч.

Где можно проводить и как: подгруппой или индивидуально, в свободное время  в группе или на прогулке.

  1. Игра «Магазин».

Ход игры: В качестве продавца может выступать, как педагог, так  и ребёнок.

Продавец раскладывает товар-карточки с изображением разных предметов. Слова, обозначающие эти предметы должны быть различной слоговой структуры:

одно-, двух-,трёх- и четырёхсложные. Игрокам-покупателям раздаются «деньги»-жетончики, на которых кружочками отмечено достоинство этой монеты-1,2,3,4 – по числу слогов в предлагаемых словах.

Игрок – покупатель выбирает понравившийся ему «товар»-карточку, определяет из скольких слогов состоит слово, обозначающее предмет на его картинке, находит у себя «денежку» с соответствующим числом кружков и «платит» продавцу.

Выигрывает тот, кто сможет больше купить в магазине и не ошибётся в оплате за покупки.

«Деньги» можно складывать: например, покупатель хочет купить  -молоко, слово состоит из  трёх слогов, а у него есть деньги только с одним и двумя кружочками, тогда он может «заплатить»  двумя жетончиками- 2+1.

Оборудование: карточки с картинками, слова обозначающие их  должны быть разнообразными: одно-,двух-,трёх, четырёхсложными

( дом, гном, сом, мак, сыр, знак, брошь, стул, парк;

 река, роза, арка, изба, слива, осёл, ложка, балкон, глобус;

машина,картошка,автобус,клубника,ромашка,паровоз,русалка,подсолнух;

балерина, кукуруза, экскаватор ,велосипед, электричка   и т.д.);

жетончики-«деньги»  с разным количеством кружков: 1,2.3. и 4.

Где можно проводить и как: подгруппой, группой в качестве настольной игры можно играть в свободное время  днём или вечером, а также использовать, как элемент занятия по развитию речи.

  1. Игра «Паровозики».

Ход игры: Взрослый выкладывает перед ребёнком  четыре большие карточки с изображением паровозиков. В каждом паровозике определённое число окон или вагонов: 1,2,3, 4 – по количеству слогов в предлагаемых словах.

Ребёнку предлагается разложить маленькие карточки с изображёнными на них предметами, обозначаемыми словами с разной слоговой структурой-одно-, двух-,трёх-, четырёхсложными, на те паровозики, чьё количество окон(вагонов), соответствует количеству слогов в словах(предметы на картинках).

Например, паровоз с одним окном: мак, рак, сыр, сом, слон, тигр, стол, стул; паровоз с двумя окнами: пчела, ваза, роза, коза, вилка, часы;  паровоз с тремя окнами: ягода, телефон, машина, тарелка, чемодан; паровоз с четырьмя окнами: черепаха, ящерица, велосипед, телевизор, балерина.

Перед тем, как разложить картинки на большие карточки, ребёнок по слогам проговаривает слово, если испытывает сложности при определении количества слогов в слове, он может ещё и прохлопать эти слоги.

Оборудование: 4 большие карточки с изображением паровозиков с 1,2,3,4 окнами (вагонами); большое количество маленьких карточек с изображением предметов, обозначаемых словами с разным количеством слогов: одно-, двух-,трёх- и четырёхсложные.

Где можно проводить и как: подгруппой, индивидуально в качестве настольной игры можно играть в свободное время утром  при небольшом количестве детей   или вечером, ожидая прихода родителей за детьми, а также использовать, как элемент занятия  по развитию речи.

  1. Игра «Слог да слог-и будет слово, мы в игру сыграем снова».

Ход игры: Педагог  бросает   мяч  детям, называя первый слог   в слове, например,  

са-, ша-, шу-, за-,па-,ба-,ку-,сы-,жи- и т.д. Ребёнок бросает мяч обратно педагогу и добавляя нужный слог, заканчивает слово.

Например, са-нки, ша-ры, шу-ба,за-яц, па-па,

ба-бушка, ку-сок, сы-рок, жи-вот и т.д.

Оборудование: мяч.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей на прогулке, в свободное время между основными занятиями.

  1. Определение первого  (или)  и последнего звука в слове.

  1. Игра   «Последний звук».

Ход игры: Ребёнку предлагается произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке. А затем разложить картинки в два столбика. В первый, например,- картинки, названия которых оканчиваются на звук т (кот, кит, торт, крот, рот, салют  и т.д.), а в другой-на звук –к (сок, носок, рыбак, лук, паук, сук, бык и т.д.)  

Оборудование: картинки, названия которых оканчиваются на одинаковые группы звуков; буквы, обозначающие определяемые последние звуки в словах.

Где можно проводить и как: : подгруппой, индивидуально в качестве настольной игры можно играть в свободное время утром  при небольшом количестве детей   или вечером, ожидая прихода родителей за детьми, а также использовать , как элемент занятия  по развитию речи.

  1. Игра «Звуковая цепочка» .

Ход игры: педагог называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например:

весна-автобус-сок-кошка-апельсин-нос-сова… и т.д.   Тот  из детей, кто не смог вовремя придумать слово, или повторил уже придуманное кем-то ранее слово «порвал» цепочку - он   временно выходит из игры  или садится в круг, выигрывают те, кто дольше всех продержатся в игре.

Оборудование: мяч.

Где можно проводить и как: группой или подгруппой детей на прогулке, в свободное время между основными занятиями.

  1. Игра «Логопедическое лото».

Ход игры: Взрослый раздаёт детям большие карточки, на которых написана буква, обозначающая звук, на который ребёнок будет собирать на эту карточку в пустые «окошки» маленькие картинки.

Например: Л- лопата, ландыш, лиса, лук, лента, лошадь; р- рак, ракета, радуга, рыба, расческа, репа и т.д.

Оборудование: большие карточки с  пустыми «окошками» для картинок и с обозначенной на них буквой,  большое количество маленьких картинок, начинающихся на различные звуки, представленные на больших карточках.

Где можно проводить и как: подгруппой, индивидуально в качестве настольной игры можно играть в свободное время утром  при небольшом количестве детей   или вечером, ожидая прихода родителей за детьми, а также использовать , как элемент занятия  по развитию речи.

  1. Игра «Незнайка запутался».

Ход игры: взрослый рассказывает детям историю про Незнайку, который  нашёл много картинок  и никак не может разложить их по разным  корзинкам (чемоданчикам,

коробочкам и т.п.)  Взрослый предлагает   воспитанникам  помочь  Незнайке  и раскладывает на столе картинки, например: роза, муравей, рысь, ножницы, вата, рюкзак, нож, медуза, морковь, лыжи, ложка, редиска, лев, лампа, рыба, ваза  и т.п. Дети  получают задание : разложить картинки по коробочкам на определенный  начальный звук: р- роза, рысь, рюкзак, редиска, рыба;

л-лыжи, ложка, лев, лампа; м-муравей, морковь, медуза;

н-нож, ножницы; в-вата, ваза. 

Оборудование:  на ваш личный выбор - коробочки, чемоданчики  или корзинки  по количеству заданных  начальных звуков в словах, маленькие карточки с изображением предметов, начинающихся на эти заданные звуки.

 Где можно проводить и как: подгруппой, индивидуально в качестве настольной игры можно играть в свободное время утром  при небольшом количестве детей   или вечером,

ожидая прихода родителей за детьми, а также использовать , как элемент занятия  по развитию речи.

  1. Игра  «Мяч передавай-слово называй».

Ход игры: Играющие выстраиваются  в колонну. У игрока, стоящего первым, один большой мяч. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт  мяч  назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше.

Другим вариантом этой игры может быть игра с теми же правилами, но с  наличием соревновательного  элемента: дети встают в две колонны. Та колонна, которая быстрее и  без ошибок придумает слова на заданный звук, будет считаться победителем.

Оборудование: большой мяч (диаметром 25-30 см)

Где можно проводить и как: подгруппой или группой детей  в режимные моменты, на прогулке.

  1. Игра «Сто вопросов –сто ответов с буквы А ( И, В и т.д.) , и только с этой».

Ход игры: Педагог бросает мяч ребёнку и задаёт ему вопрос. Возвращая мяч педагогу, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова в ответе начинались с заданного звука, например, со звука И.

Пример:

- Как тебя зовут?

- Иван ( Ира ).

- А фамилия?

- Иванов(а).

- Откуда ты приехал(а)?

- Из Иркутска.

- Что там растёт?

- Ивы.

- Какие птицы там водятся?

- Индюки.

- Какой подарок ты привезёшь родным?

- Игрушки.

 Оборудования игра не требует.

Где можно проводить и как: индивидуально, подгруппой или группой детей  в режимные моменты, на прогулке.

  1. Игра  «Загадки».

Ход игры: Педагог предлагает детям отгадать загадки, отгадки же должны начинаться   обязательно на определённый звук. Примеры загадок приводим ниже.

Оборудование: текст с загадками, отгадки на которые распределяются по начальному звуку.

Где можно проводить и как: индивидуально, подгруппой или группой детей  в режимные моменты, на прогулке.

Слушай, думай, отвечай, со звука А начинай.

1        

Крупная перелетная птица с длинным клювом. Аист

2        

Пассажирский транспорт.        Автобус

3        

Мужское имя.          Антон

4        

Доктор, который лечил зверей.             Айболит

5        

Фрукты.          Ананас, апельсин, абрикос

6        

Садовые цветы.        Астры

7        

Женское имя.         Анна, Алла

8        

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь.

На куски его порежь, мякоть красную поешь.        Арбуз

2. Слушай, думай, отвечай,  со звука У начинай.

1        

Домашняя и перелетная птица.         Утка

2        

То назад, то вперёд

 Ходит бродит пароход.

 Остановишь - горе!    Продырявит море!        Утюг

3        

Часть суток.        Утро

4        

Женское имя.        Ульяна

5        

Место, где гуляют взрослые и дети.        Улица

6        

Теремок, гляди, ползет,

 На себе его везет

 Хозяюшка богатая,

 Хозяюшка рогатая.        Улитка

3. Слушай, думай, отвечай, со звука О начинай.

1        

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок,

 Собрались овечки у небесной речки.        Облака

2        

Время года.        Осень

3        

Упрямое домашнее животное.        Осел

4        

Модница крылатая,

 Платье полосатое.

 Ростом хоть и кроха,

 Укусит - будет плохо.        Оса

4. Слушай, думай, отвечай, со звуков М-Мь начинай.

1        

Мною умываются, слёзы появляются.      Мыло

2        

Дикий зверь.         Медведь

3        

Овощ, у которого едят корень.         Морковь

4        

Инструмент, которым забивают гвозди.         Молоток

5        

Сильный холод зимой.         Мороз

6        

Напиток из ягод.         Морс

7        

Кукла одна в другой.         Матрёшка

8        

Маленькое животное с длинным хвостом.         Мышка

9        

Стол, стул, шкаф – это …         Мебель

10        

Помещение, где продают и покупают товар.         Магазин

11        

Транспорт.         Машина

12        

Мера времени.         Минута

13        

Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых.         Молоко

14        

Знак вычитания.         Минус

15        

Переход через реку.         Мост

16        

Насекомые – санитары леса.         Муравьи

17        

Мужское имя.         Михаил, Максим

18        

Снежная буря.          Метель

19        

Его едят и зимой, и летом.

Любят и взрослые, и дети.         Мороженое

20        

 Женское имя.         Маша, Марина.

21        

Его уронила в речку девочка Таня.        Мяч

5. Слушай, думай, отвечай, со звуков П-Пь начинай.

1        

 Он нужен каждому ученику.         Пенал, портфель

2        

Он приходит в каждый дом,

И приносит новости.         Почтальон

3        

Говорящая птица.        Попугай

4        

Без нее не проживет ни один человек.            Пища

5        

Тарелка, сковорода, чашка – это посуда

6        

Овощ на грядке.        помидор

7        

Птица с красивым хвостом.        павлин

8        

Женская одежда.        платье

9        

Мужское имя.        Павел, Потап

10        

Детеныш свиньи.        поросенок

11        

Первый день недели        понедельник

12        

Оценку, которую любят ученики.    пять

13        

Последний рабочий день недели.            пятница

6. Слушай, думай, отвечай, со звуков Т-Ть начинай.

1        

Домашняя обувь.        Тапочки

2        

Он поможет поговорить с другим городом.        Телефон

3        

В ней пишет ученик.        Тетрадь

4        

Ящик, из которого доносится изображение и голос.        Телевизор

5        

Дерево, с которого облетает пух.         Тополь

6        

Женское имя.        Таня, Тоня

7        

Автобус, автомобиль, самолет-это.        Транспорт

8        

За треской и за селедкой,

Может плавать очень ловко,

И ныряет целый день,

Этот северный …        тюлень

9        

Цифра         три

10        

Мужское имя        Толя, Тима

11        

Маленькая коровка или детеныш коровы        теленок

12        

По небу плывут, дождик несут        тучи

7. Слушай, думай, отвечай, со звуков С-Сь начинай.

1        

Засохший хлеб         сухарь

2        

 Домашнее животное         свинья

3        

Игра со снегом         снежки

4        

Шестой день недели         суббота

5        

Часть слова         слог

6        

Вежливое слово         спасибо

7        

Обувь для дождливой погоды         сапоги

8        

Мастер по дереву         столяр

9        

 Дерево с длинными иголками         сосна

10        

Зимующие птицы         сорока, синица, снегирь

11        

Милицейский сигнал                 свисток

12        

Частичка снега        снежинка

13        

Ночная птица        сова

14        

Комната, в которой спят         спальня

15        

Часть лестницы, на которую ставят ноги         ступенька

16        

Кусок ткани, которым покрывают стол        скатерть

17        

Человек, который живет рядом         сосед

18        

Музыкальный инструмент         скрипка

19        

Отпечаток ноги на снегу, песке         след

20        

Число больше шести, но меньше восьми         семь

21        

Отец, мать, дочь, сын –это        семья

22        

Ты весь мир обогреваешь,

 Ты усталости не знаешь,

 Улыбаешься в оконце,

 И зовут тебя все ...         солнце

8. Слушай, думай, отвечай, со звуков К-Кь начинай.

1        

Домашние животные        Корова, коза, кошка

2        

Маленькая кошечка- это        котенок

3        

Черный Ивашка,

 Деревянная рубашка,

 Где носом пройдет -

 Там заметку кладет.        карандаш

4        

Овощ        картофель

5        

Садовая ягода         клубника

6        

Школьные принадлежности        краски, карандаш

7        

Напиток из сухофруктов        компот

8        

Северная полезная ягода        клюква

9        

Детеныш козы        козленок

10        

В реках Африки живет

 Злой зеленый пароход!

 Кто б навстречу ни поплыл -

 Всех проглотит ...        крокодил

9. Слушай, думай, отвечай, со звуков Г-Гь начинай.

1        

Часть тела.         глаза, губы, голова

2        

Фрукты            груша, гранат

3        

Опята, маслята, грузди – это         грибы

4        

Птичий домик.         гнездо

5        

Место для посадки овощей.         грядка

6        

Дикая и домашняя птица.          голубь, гусь

7        

Сигнал, подаваемый тепловозом         гудок

8        

Перелётная птица.             грач

9        

Место для проживания в другом городе        гостиница

10        

Мелкий овощ.          горох

3.  Определение местоположения звука в слове; количества,  последовательности звуков в слове.

  1. Игра   «Фишка».

Ход игры:  Детям раздаются карточки, разделенные на три части (обозначающие местоположение звука в слове-в начале, середине и конце), и фишка. По заданию педагога, называющего слово, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.

Оборудование: карточки  со схемами слов и фишки (всё - в соответствии с количеством играющих детей).

Где можно проводить и как: подгруппой, индивидуально в качестве настольной игры можно играть в свободное время утром  при небольшом количестве детей   или вечером,

ожидая прихода родителей за детьми, а также использовать, как элемент занятия  по развитию речи.

  1. Игра «Найди общий звук».

Ход игры: Педагог называет слова (например: со звуком  - с, в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, кактус ,квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

Оборудования игра не требует.

Где можно проводить и как: индивидуально, в свободное время  в группе и на улице.

  1. Игра «Поезд».

Ход игры: Ребята отправляются в путешествие на поезде.  Для этого  им  необходимо купить билеты. В поезде три вагона. Детям раздают билеты-картинки и  объявляют заданный звук в слове, по   его  местоположению в слове  они узнают, в какой вагон поезда им надо сесть (в первый вагон, если заданный звук в слове стоит в начале; во второй вагон, если заданный звук стоит в середине слова; в третий вагон, если  этот  звук

стоит в конце слова). Например: заданный звук – л. На картинках-билетах: стол - третий вагон, лошадь-первый вагон, балкон-второй вагон).

Оборудование: три стула, обозначающие три вагона  в поезде ( или большее количество стульев, расставленные в три ряда); билетики - карточки  со специально подобранными картинками ).

Где можно проводить и как: использовать игру рекомендуется   подгруппой  в свободное время   в группе или на прогулке,  а также, как элемент занятия. Её преимущество в том, что выполняя сложную умственную работу, дети     не статично сидят на месте,   а могут передвигаться, тем самым меньше утомляться.

  1. Игра «Живые звуки».

Ход игры:  Педагог вызывает несколько детей, в зависимости от того, из  скольких   звуков будет состоять слово. Каждый ребёнок «превращается» в живую букву.

Взрослый предлагает встать детям в  таком порядке, чтобы остальные дети смогли прочитать составленное «живыми звуками» слово.

Оборудование: карточки с  буквами.

Где можно проводить и как: использовать игру рекомендуется   подгруппой  в свободное время   в группе или на прогулке,  а также как элемент занятия.

  1. Игра «Ребусы».

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям  карточки, на которых  нарисовано по нескольку  штук картинок  и набор букв русского алфавита (либо лист бумаги с карандашом для записи букв).  

Педагог просит детей определить первый звук в каждом слове,  обозначающем картинку на карточке, и выложить по порядку соответствующие этим звукам буквы (или написать их на листе), затем прочитать получившееся слово, тогда ребус будет разгадан.

( Например:   на картинке изображены -  ваза ,енот, самолёт, ножницы, автобус; если прочитать слово по первым звукам ,то получиться – весна)

Оборудование: набор карточек  с картинками, наборы  букв русского алфавита (или листы бумаги и карандаши), жетоны –при включении в игру соревновательного элемента.  

Где можно проводить и как: индивидуально, подгруппой детей можно играть  в свободное время в течение дня или как элемент занятия; можно использовать соревновательный элемент в игре - кто без ошибок  и  кто больше  разгадает ребусов, за правильно разгаданный ребус выдаётся жетон, (в конце игры  подсчитывается общее число набранных ребёнком жетонов).

  1. Игра « Подбери слово к схеме».

Ход игры: Детям раздают маленькие карточки с картинками и  3 карточки со схемами слов.

 На первой карточке-схеме  - закрашен первый кружок (левый), что соответствует нахождению заданного звука в начале слова; на второй карточке-закрашен кружок посередине, что соответствует нахождению заданного звука в середине слова; на третьей карточке-закрашен третий кружок (правый), что соответствует нахождению заданного звука  в конце слова.

Педагог объявляет, местоположение какого звука в словах надо определить и разложить картинки к подходящим схемам.

Оборудование: маленькие карточки с картинками и карточки со схемами слов  в соответствии с числом играющих.

Где можно проводить и как :  можно играть  индивидуально, подгруппой детей   в свободное время  или  на занятиях.  

  1. Игры : «Новоселье в зоопарке», «Собери урожай», Приберём одежду».

Ход игры: Разложить картинки с учётом места заданного звука в слове.

В зоопарке – в домик: в первый, второй или  третий подъезд «поселить» животное (например: рысь-1, зебра-2,тигр-3, заданный звук [р] );

 урожай сложить в разные корзины (например: в первую - репу, во вторую-картошку, в третью-помидор):

одежду разложить по разным  шкафам (например:  в первый шкаф - рубашку, во второй - шорты, в третий-свитер).

Оборудование: картинка с изображением трёх подъездного дома, три корзинки, картинка с изображением трёх шкафов; наборы маленьких картинок, подобранных по темам: животные, овощи, одежда, содержащие в своих названиях  предполагаемые   заданные  звуки в различной позиции (в начале, середине и конце слова).

 Где можно проводить и как: можно играть  индивидуально, подгруппой детей   в свободное время  или  на занятиях.  

Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия, которое является основой  в обучении грамоте.

Используемая литература:

  1. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия»
  2. Ткаченко Т.А. «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие»
  3. Ткаченко Т.А. «Слухового внимание. Логопедические упражнения»
  4. Миронова Н.М. «Развиваем фонематическое восприятие»
  5. Кириллова Е.В. «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста»
  6. Дьякова Н.И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников»
  7. Голубева Г.Г. «Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников»
  8. Голубева Г.Г. «Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников»
  9. Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
  10.  Воробьева Т.А. и Крупенчук О.И. «Мяч и речь»
  11. Смирнова Л.Н. «Логопедия. Играем со звуками»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на формирование фонематического восприятия у детей.

В материале  дана подборка игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями и логопедами ДОУ....

Речевые игры для развития слухового внимания, речевого, фонематического слуха

Предлагаются игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности:сначала для развития слухового внимания, то есть умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам;далее...

Речевые игры для развития речи детей с РАС

В статье представлены варианты игр для развития эксперссивной речи детей с РАС...

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей " Речевые игры для развития речи детей "

Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются...