Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
методическая разработка по логопедии

Мастер-класс по теме:

«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  

центр развития ребенка - детский сад № 6

муниципальное образование Щербиновский  район

станица Старощербиновская

Районное методическое объединение для учителей – логопедов

Дата проведения: 03 марта 2023 год

Мастер-класс на тему:

«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

        Учитель-логопед                                  

                                                                                       Бикетова В.А.

        2023 год

Мастер-класс по теме:

«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

План проведения мастер- класса:

1.Обобщение педагогического опыта по теме.
2. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

3. Рефлексия опыта.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития фонематических процессов детей дошкольного возраста средствами игровых приемов 

Задачи:

1. способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

2. способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе логопедической  работы.

Ход мастер-класса

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки и определять звуковой состав слова, а также понимать смысл различного сочетания звуков слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

      Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

    Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нем звуков? Какой звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

      Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

       Развитие фонематического восприятия осуществляю на всех этапах работы с детьми и провожу  в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.  Начинаю  работу на материале неречевых звуков и постепенно охватываю все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий провожу работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

     В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Игры: «Что ты слышишь?», «Угадай по звуку», «Угадай что звучит»

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа детей учу различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Игры: « Узнай по голосу», «Три медведя», «Животные и их детёныши»

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу.

На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игры «Хорошо послушай», « Добавим и запомним»,  «Найди пару»

Предлагаю вам поиграть:

«Я буду называть слово (показываю картинку)  то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом».

 «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака

IV этап - дифференциация слогов. На данном этапе учимся различать слоги.

Игры: «Цепочка», «Запомни и повтори», «Живые слоги»

V этап - дифференциация фонем. На этом этапе учимся  различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков

Игры: «Покажи картинку», «Найди одинаковый звук», «Выбери правильно»

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игры: «Спой начало»,  «Назови конец»,  «Назови по порядку», «Синий — красный»,  «Найди синий домик»,  «Слово рассыпалось», «Составь слово».

Предлагаю поиграть:

 «Исправь Звукознайкины ошибки».

Звукознайка был очень любопытным и часто торопился. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Коска ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

Мама валит касу.

 «Подбери правильно рифму»

Отругала мама зайку , Он надел под свитер гайку… (майку).

Много снега во дворе, Едут танки по горе…. (санки)

Пес Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный дуб… (суп)

Не случайно у сестрички фантики, а в косичках… (бантики)

Посмотрите в воду сами-с очень длинными усами

Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный  дом (сом)

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери)

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки)

«Грузы я возить привык!» — Говорит нам ... (грузовик)

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч)

Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке... (жук)

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка)

Вот мы дружно всё сказали, и наверно не (устали)

   Рефлексия.

У меня два бочонка, один с медом, а второй с дегтем. Если Вам было все доступно и полезно для дальнейшей работы, то положите кристаллик в бочонок с медом. Если, что - то не понравилось, то добавьте ложку дёгтя.     Спасибо за общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО логопедов по теме "Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с речевыми нарушениями"

Данный материал по формированию лексики у детей может быть использован учителями-логопедами в коррекционной работе....

Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"

В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...

Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"

Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"...

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...