Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
методическая разработка по логопедии
Мастер-класс по теме:
«Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 6
муниципальное образование Щербиновский район
станица Старощербиновская
Районное методическое объединение для учителей – логопедов
Дата проведения: 03 марта 2023 год
Мастер-класс на тему:
«Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
Учитель-логопед
Бикетова В.А.
2023 год
Мастер-класс по теме:
«Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
План проведения мастер- класса:
1.Обобщение педагогического опыта по теме.
2. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия
3. Рефлексия опыта.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития фонематических процессов детей дошкольного возраста средствами игровых приемов
Задачи:
1. способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
2. способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе логопедической работы.
Ход мастер-класса
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки и определять звуковой состав слова, а также понимать смысл различного сочетания звуков слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нем звуков? Какой звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Развитие фонематического восприятия осуществляю на всех этапах работы с детьми и провожу в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинаю работу на материале неречевых звуков и постепенно охватываю все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий провожу работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап - узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Игры: «Что ты слышишь?», «Угадай по звуку», «Угадай что звучит»
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа детей учу различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игры: « Узнай по голосу», «Три медведя», «Животные и их детёныши»
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.
Игры «Хорошо послушай», « Добавим и запомним», «Найди пару»
Предлагаю вам поиграть:
«Я буду называть слово (показываю картинку) то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом».
«Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака
IV этап - дифференциация слогов. На данном этапе учимся различать слоги.
Игры: «Цепочка», «Запомни и повтори», «Живые слоги»
V этап - дифференциация фонем. На этом этапе учимся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков
Игры: «Покажи картинку», «Найди одинаковый звук», «Выбери правильно»
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Игры: «Спой начало», «Назови конец», «Назови по порядку», «Синий — красный», «Найди синий домик», «Слово рассыпалось», «Составь слово».
Предлагаю поиграть:
«Исправь Звукознайкины ошибки».
Звукознайка был очень любопытным и часто торопился. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Коска ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
Мама валит касу.
«Подбери правильно рифму»
Отругала мама зайку , Он надел под свитер гайку… (майку).
Много снега во дворе, Едут танки по горе…. (санки)
Пес Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный дуб… (суп)
Не случайно у сестрички фантики, а в косичках… (бантики)
Посмотрите в воду сами-с очень длинными усами
Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный дом (сом)
Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери)
Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки)
«Грузы я возить привык!» — Говорит нам ... (грузовик)
Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч)
Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке... (жук)
Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка)
Вот мы дружно всё сказали, и наверно не (устали)
Рефлексия.
У меня два бочонка, один с медом, а второй с дегтем. Если Вам было все доступно и полезно для дальнейшей работы, то положите кристаллик в бочонок с медом. Если, что - то не понравилось, то добавьте ложку дёгтя. Спасибо за общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"
В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...
Мастер - класс для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Материал будет полезен родителям и педагогам....
Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"
Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"...
Мастер-класс для педагогов «Театральные игры и упражнения в развитии речи дошкольника»
Цель: Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников (через систему специально подобранных театральных игр и упражнений для детей старшей группы). П...
Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...
Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...