Речевые игры для развития речи детей с РАС
статья по логопедии

Нурмухаметова Лариса Рафиловна

В статье представлены варианты игр для развития эксперссивной речи детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_razvvitiya_rechi_u_detey_s_ras.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

      Речевые игры  и упражнения для развития речи у детей с РАС

       Формирование у детей коммуникативных навыком  у детей с РАС предполагает работу над развитием импрессивной и экспрессивной речи. Развитие  понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, где создаётся речевая среда, так и в ходе специально организованных игр и упражнений.

    Рассмотрим варианты игр для развития экспрессивной речи.  Работа   начинается с приёмов  растормаживания речи:

 - постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;

- развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»);

- закрепление связи «звук-символ» (бим-бом – звенит колокольчик, гоп-гоп – скачет лошадка и т.д.)

- ротовое внимание, игры с артикуляцией («аааам» - дракон, «а-а-а» - индеец, «б-б-б» - барабан, «ту-ту» - поезд, «тик-так» - часы и т.д.)

- игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи;

- подражание неречевым и речевым звукам;

- формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т.п.

    На первых этапах работы хорошо зарекомендовала себя методика случайного обучения.  Данная методика позволяет обучить ребёнка любым словам и действиям. Ребёнок непроизвольно  воспринимает ту информацию, которая на данный момент ему нужна. Так можно научить первым словам-ситуациям  для развития взаимодействия: пить, иди, дай, ещё, качай, открой,  да, нет, потом, всё, готово, пока, помоги, упало.

   Для эффективного результата работы по развитию экспрессивной речи целесообразно оформить альбом с картинками по изучаемой теме.

Для развития речи необходимо применять игры с предметами. Например,

игра «Телефон». Цель: научить по подражанию отвечать на телефонный звонок. Взрослый берет трубку и говорит: «Алло, привет!». Кладёт трубку и говорит ребёнку: «Теперь ты». Ребёнок повторяет за взрослым. Дальше можно усложнить задачу. Нужно сказать «Алло, привет! Как дела? Пока!» и т.д.

Игра «Слова - действия». Цель: усвоение и дифференциация действий, которые выполняют живые существа. Перед ребёнком расположить  лист с изображением схемы, например, бегущего человека.  Сказать: «Вот бежит человек». Предложить ребёнку подобрать картинки, соответствующие данному движению (девочка бежит, лиса бежит и т.д.) Так же поступить и с другими подходящими действиями (летит, сидит, прыгает, спит, кушает и т.д). Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, следите за тем, чтобы он четко выговаривал нужное слово.

Игра «Семья». Цель: учить самостоятельно называть членов семьи. Сначала работаем с одной фотографией (например, мамы). «Это мама, Артём, кто это? Это мама…». Затем добавляем постепенно фотографии остальных членов семьи.

Игра «Лети». Цель: учить правильно применять глагол по отношению к предмету. Надуваем небольшой воздушный шар и со словами ЛЕТИ, отпускаем его из рук. Далее просим ребёнка повторить самому.
Игра « Собери целое». Цель: собрать разные предметы, растения, людей и животных из частей, проговаривая эти части. Сначала из 2-3 частей, потом больше.
Игра
«Доклей детали». Цель: доклеивать недостающие детали у образов (ножка у стола, колесо у машины, лепесток у цветка и т.д.). Проговорить детали с ребёнком, рассмотреть варианты рисунков каждого предмета, чтобы не было привязанности к одной картинке. «Что это? Это стол, а это ножка стола. Покажи, где ножка у стола? И эта ножка стола»
Игра
«Выбери правильно цвет». Цель: учить подбирать правильный цвет предмета. Ребёнку предлагается  раскрашивать фрукты и овощи, выбирая правильный цвет. Например,  желтый банан и красное яблоко. Перед ребёнком два фломастера соответственно: желтый и красный, нужно выбрать и раскрасить каждый фрукт правильным цветом.
Игра
«Сортируем вещи». Цель: учить сортировать вещи (не карточки) по категориям и функциям. Например, в одну коробку класть – вилки, ложки, ножи, а в другую – носки, трусы, футболки (таким образом, сортировать посуду, одежду, игрушки, обувь и т.д.). Предметы должны быть знакомы и часто использоваться в быту. При игре комментируем свои действия и несколько раз проговариваем слова, чтобы ребёнок чётко слышал их названия.
Литература:

  1. Нуриева  Л.Г.  Развитие  речи  у  аутичных  детей. М.: Теревинф, 2003, 122 с.
  2. Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра.М.: Редкая птица, 2019, 81с.
  3. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004, 136 с.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевые дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста»

научить соблюдать последовательность хода действия....

Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Согласно  требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...

Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Речевые игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Консультация адресована воспитателям и в ней представлены речевые игры для увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста....

Дидактическая речевая игра по развитию речи для детей 2 младшей группы "День рождения у Кати"

ull;Связная речь: учить рассматривать предметы одежды, посуды, игрушки, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий описательный рассказ.•Словарь и грамматика: учить...

. Лексические игры на развитие речи детей 2-3 лет на тему "ВЕСНА" (материал для речевой газеты)

Данный материал представлен для речевой газеты, где родители с детьми могут поиграть в лексические игры на развитие речи детей  на тему "Весна", а так же выучить с детьми стихи, потешки...

Консультация для родителей " Речевые игры для развития речи детей "

Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются...

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Интересные и занимательные речевые игры способствуют развитию речи ребенка, пока вы добирае

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Бейнарович Светлана анатольевнаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Интересные и за...