Открытое занятие по развитию речи "Дикие животные весной" с детьми второй младшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
В занятии представлены разнообразные методы и приемы развития всех компонентов устной речи детей. Кроме этого, занятие способствует развитию слухового и зрительного восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой мототрики. Игровая форма проведения позволяет поддерживать интерес и работоспособность детей на протяжении всего занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Дикие животные весной» с детьми второй младшей группы
Цель занятия: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о диких животных.
Образовательные задачи: закреплять характерные признаки весны, представления детей о внешнем виде, образе жизни диких животных. Закреплять в речи обобщающее понятие «дикие животные», умение образовывать слова, обозначающие детенышей животных с помощью суффикса «онок», согласовывать существительные с прилагательными, правильно употреблять предлоги «в, на, под», отвечать на вопросы полным предложением. Формировать умение составлять небольшое описание-рассказ о диком животном по предложенному плану. Повышать речевую активность через использование слайдовой презентации и игровую деятельность (игры-загадки, игры-беседы, игру-путешествие в весенний лес, дидактические игры).
Развивающие задачи: развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, память, любознательность, диалоговую и связную речь, общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи: способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости; воспитывать бережное отношение к животным.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, беседа об их среде обитания, работа с разрезными картинками, загадывание загадок про диких животных, раскрашивание раскрасок по теме, чтение художественной литературы: «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок»; просмотр мультфильмов «Доктор Айболит», «Теремок» и др.; настольные игры «Чей детеныш», «Чей домик»; этюды «Изобрази животное»; подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серенький»; беседы о правилах поведения на природе.
Словарная работа:
Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, хвост, лапы, уши, дупло, нора, берлога, медвежата, волчата, лисята, ежата, бельчата, зайчата.
Признаки: узкая, широкая, длинный, короткий, маленький, пушистый, трусливый, серенький, быстрый, зубастый, серый, злой, большой, неуклюжий, косолапый, мохнатый, колючий, быстрый, хитрая, рыжая, ловкая.
Действия: прыгать, скакать, ловить, ухаживать, охранять, любить.
Оборудование: шапочка для ребенка: ободок с изображением паровоза, сюжетная картина «Весна», сундучок, разрезные картинки с изображениями диких животных, две дорожки (широкая и узкая), презентация «Дикие животные», картина с изображением животных и их жилищ, карандаш, мяч, пороговый коврик «травка», картинки с изображением продуктов, игрушки-животные (заяц, белка, волк, лиса, медведь, еж), украшенная фольгой палочка, аудиозапись веселой музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организация детей на занятие.
- Ребята, сделаем круг, повернёмся друг к другу лицом и улыбнёмся (Дети встают в круг).
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли низко поклонились!
Ниже, ниже – не ленись, поклонись, встань и улыбнись!
Какие у вас добрые лица! Какие вы все красивые!
Игра-загадка.
- Скажите, о каком времени года эта загадка:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- А почему я вам загадала загадку о весне? (Потому что на улице время года – весна).
Игра «Что перепутал художник?»
Педагог демонстрирует детям сюжетную картинку «Весна» (на картине кроме весенних примет изображены приметы других времён года). Дети рассказывают о приметах весны и называют приметы, нехарактерные для этого времени года.
- Я сегодня пришла в детский сад, а на столе стоит сундучок. Хотите узнать, что там?
Игра «Сложи и расскажи»
- Посмотрите, здесь лежат картинки, но они разрезаны на части, давайте их сложим и посмотрим: кто там нарисован?
Дети садятся за стол, педагог раздает им тарелочки с разрезными картинками с изображением диких животных: лисы, зайца, медведя, белки, волка.
- Кто же у вас получился? (Медведь). Что он делает? (Лежит).
- Кто это (Лиса). Что она делает? (Бежит).
- Кто это (Зайчик). Что он делает? (Сидит).
- Кто это (Волк). Что он делает? (Стоит).
- Кто это (Белка). Что она делает? (Прыгает).
- А как можно назвать лису, медведя, волка, зайца и белку одним словом? (Дикие животные). Как вы думаете, почему их назвали дикими? (Они живут в лесу).
- Правильно, в лесу. Дикие животные приглашают нас в гости, а вы хотите отправиться в весенний лес? Тогда выходите быстрей ко мне.
Дети выходят к педагогу.
- Дорога туда не близка, как вы думаете, на чем можно доехать до леса? (Варианты детей). Давайте поедем на паровозике.
Один ребенок – паровозик, надеть на него ободок с изображением паровозика. Оставшиеся дети – вагончики кладут друг другу руки на плечи.
- Сколько у нас получилась вагончиков (Много)
- А сколько паровозов? (Один)
- Правильно.
Как я весело качу!
Я колесами стучу,
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Вас я к лесу привезу!
- Вот мы и приехали с вами в весенний лес.
Педагог предлагает посмотреть на экран проектора (на слайде картина «Весенний лес»).
Здравствуй, лес, прекрасный лес, (широко развести руки в стороны).
Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками).
- Давайте пойдем в гости к животным по узкой дорожке. По какой дорожке мы пойдем? А чтобы вы узнали, к кому мы придем, отгадайте загадки.
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку?
После того, как дети отгадают загадку, на экране появляется изображение белки.
- Что можно еще сказать про белку, какая она? (Ловкая, шустрая, быстрая, пушистая, рыжая).
Не боится волка
Маленькая кроха.
Острые иголки
Защитят надолго.
- Кто это? (Дети отгадывают. На экране - еж). Какой еж? (Маленький, колючий).
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
Дети отгадывают, на экране появляется заяц.
- Какой заяц? (Маленький, пушистый, трусливый, серенький)
- А теперь мы пойдем в гости к зверям по широкой дороге. По какой дороге пойдем? К кому в гости придем, отгадайте.
На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
- Кто это? (Волк. На экране – волк). Что еще можете о нем рассказать? (Серый, злой, зубастый).
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
После отгадки изображение лисы появляется на экране.
- Что вы расскажете о лисе, какая она? (Хитрая, рыжая, ловкая).
Кто в берлогу спать ложится:
Волк, медведь или лисица?
Дети отгадывают, на экране – изображение медведя.
- Что можете сказать о медведе, какой он? (Большой, неуклюжий, косолапый, мохнатый).
- Как назовем этих животных одним словом? Почему? (Дикими животными, потому что они живут в лесу).
Физминутка: «Звериная зарядка»
Как зайчата – делают ушки на голове
Раз, два, три - прыжки на носочках
Как бельчата - руки перед грудью
Раз, два, три - прыжки на носочках
И как мишка - топают правой, левой ногой
И как ёжик быстро – приседают
Раз - приседают
Не откроем больше глаз – закрывают глаза.
Игра «Вот какие разные»
- Увидели, как вы делаете зарядку, и пришли на полянку животные (на «полянке» – мягкие игрушки – заяц, лиса, медведь). Кто пришел на полянку?
И все они разные. Сравните хвосты зайца и лисы. Какой хвост у лисы и какой хвост у зайца? (У зайца короткий хвост, а у лисы – длинный). Сравните уши зайца и лисы. (У зайца уши длинные, а у лисы – короткие). Сравните лапы зайца и медведя. (У медведя лапы большие, а у зайца – маленькие).
Игра «Кто где живет?»
- У каждого дикого животного есть свое жилье, где ему тепло и уютно. Но вот беда: звери перепутали дома, где они живут. Помогите им найти свое жилье.
На доске - картина с изображениями животных и жилищ, причем напротив животного нарисовано не его жилье, а другого животного.
- Расскажите, где живет медведь, и проведите карандашом дорожку от медведя к его домику (Медведь живет в берлоге). Где живет белка? (Белка живет на дереве в дупле). Где живет волк? (Волк живет в логове под деревом). Где живут еж и лиса? (Еж и лиса живут в норках). Где живет заяц? (Заяц живет под кустом).
- Молодцы, ребята помогли животным найти свои домики.
- Ребята, я слышу чей-то плач. Это зайка плачет. Он забыл, кто его мама. Давайте расскажем зайчику, как называются детеныши у диких животных.
Игра с мячом «Назови детенышей»
Дети встают в круг, в центр круга сажают зайчика. Педагог бросает детям мячик и называет животное. Ребенок ловит мяч и называет его детенышей.
- У мамы – медведицы есть маленькие … (медвежата), у мамы – лисы … (лисята), у мамы – волчицы – (волчата), у мамы – ежихи … (ежата), у мамы – белки … (бельчата), у мамы – зайчихи … (зайчата). Теперь ты знаешь, зайчик, кто твоя мама.
Зайка благодарит детей и приглашает их поиграть на полянке.
Пальчиковая игра «Полянка»
- Весной так хорошо поиграть, порезвиться после холодной зимы под теплым весенним солнышком. Давайте изобразим пальчиками, как весело играют животные на полянке.
Перед детьми – квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Обеими руками дети делают движения на нем соответственно тексту.
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки. (прыгают всеми пальцами по коврику).
И катались на траве (прокатывают ладони от основания
От хвоста и к голове. к кончикам пальцев).
Долго зайцы так скакали, («прыгают» и «ложатся»
Но напрыгались, устали. ладонями на коврик).
Стала гладить и ласкать (ладони поочередно
Всех зайчат зайчиха-мать. гладят коврик).
Шла медведица спросонок, («переступают» ребром ладони,
А за нею – медвежонок. как косолапый мишка).
А потом пришли ребятки (2 и 3 пальцы «идут»).
С угощеньем для зверяток.
Игра «Кто что ест»
- Вы хотите угостить животных? А вы знаете, чем они питаются? Давайте поможем им найти еду.
Посадить в разных местах комнаты игрушки (зайца, белку, медведя, лису, ежика). На полу и на столе – картинки с изображением морковки, орехов, меда, рыбы, яблока. Дети расходятся по группе, отыскивают все картинки и раскладывают соответственно возле каждого зверька. Затем каждый ребенок рассказывает, чем он покормил животного (Я покормил зайца морковкой. Я покормила лису рыбой и т.д.)
Зайчик снова прибегает к детям. Он благодарит за то, что они покормили его вкусной морковкой.
- Дети, зайка хочет услышать ваши рассказы о животных леса.
Игра «Волшебная палочка»
Педагог дает одному из детей палочку. Под звуки веселой музыки дети передают палочку друг другу. Музыка останавливается, и ребенок, у которого в этот момент оказалась палочка, рассказывает о животном по предложенному плану. (Это белка. Она маленькая, ловкая, быстрая, рыжая, пушистая. У белки длинный пушистый хвост, уши кисточкой, острые, маленькие. Белка живет в дупле. Питается орешками). Так дети рассказывают и о других зверях.
- Молодцы, ребята. Зайке понравились ваши рассказы.
- А теперь нам пора возвращаться. Попрощайтесь с лесными животными и поедем на паровозике домой.
Как я весело качу!
Я колесами стучу!
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Вас домой я увезу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного открытого занятия по развитию речи и аппликации во второй младшей группе на тему :" Замечательные цветы."
интересное комплексное итоговое занятие по развитию речи и аппликации...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «Да здравствует мыло душистое!»Цель: Познакомить детей со свойствами мыла;Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло;Воспитывать культурно-гигиенические навыки...
КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». .
КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». ....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми второй младшей группы (3-4 года) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие) Тема: «Легковой и грузовой транспорт»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми второй младшей группы (3-4 года) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие)Тема: «Легковой и грузовой транспорт»...
Конспект открытого занятия по развитию речи "Безопасность на дороге" , вторая младшая группа
Открытое занятие...
Проект "Домашние животные" с детьми второй младшей группой
Краткосрочный проект«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»Во второй младшей группе...
Конспект открытого занятия по аппликации в ДОУ. Тема: "Первоцветы" Вторая младшая группа. Цель: Создание условий для творческого применения освоенных умений в самостоятельной деятельности детей в игре-занятии. Задачи:
Конспект открытого занятия по аппликации в ДОУ.Тема: "Первоцветы" Вторая младшая группа.Цель: Создание условий для творческого применения освоенных умений в самостоятельной деятельности дете...