Логопедическая ритмика в развитии личности дошкольника.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика в развитии личности дошкольника.
Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Цели:
- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей;
- создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
- разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;
Задачи логоритмических НОД.
- воспитать чувство коллективизма;
- развитие музыкального слуха, внимания, памяти;
- развитие способности уложить свои движения во времени;
- вызвать у детей эмоционально положительное состояние психики;
- развитие высших психических функций;
- развитие моторики, мимики;
- воспитать умение переключаться с одного вида действия на другой;
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.
Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными не только физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями, но и дефицитом внимания со стороны родителей, заменой живого общения взрослых с ребенком длительными по времени просмотрами телепередач и компьютерными играми. Широко известно мнение, что о многих дефектах речи ребёнка судят по достижении 4-5 летнего возраста. Поэтому многие считают, что с возрастом, звуки сами по себе будут произноситься правильно, не обращая особого внимания на неправильное произношение у детей младшего возраста (2, 3, 4 года). Это опасное заблуждение.
Необходимо активно помогать процессу формирования звукопроизношения у детей, развивать их координационные навыки, стимулировать речевое развитие через развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной гимнастики и гимнастики для дыхания.
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность.
Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.
Ещё в начале XX века было известно о неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами и задержкой развития речи. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой. Особую роль здесь играет логоритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей
живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики. Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика – это движение, музыка и речь. Логопедической ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине, отведена значительная роль в воспитании дошкольников. несколько традиционных и новейших методик: логопедическая ритмика по системе Г. Волковой, фонопедические упражнения по системе В. Емельянова, дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, ритмика по методике, разработанной Г. Франио и И. Лифиц, музыкально-ритмических занятий Е. и С.Железновых и Т.Суворовой. В качестве базовой программы выступает Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Общедидактические принципы:
- принцип системности;
- принцип повторяемости;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип всестороннего развития;
- принцип комплексности;
Реализация всех этих принципов происходит через использование следующих средств:
- вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
- артикуляционные упражнения,
полезные в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- дыхательная гимнастика,
корректирующая нарушения речевого дыхания, помогающая выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- фонопедические и оздоровительные упражнения для горла, развивающие основные качества голоса – силу и высоту, укрепляющие голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
- упражнения на развитие внимания и памяти,
развивающие все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- чистоговорки.
С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- речевые игры,
представленные в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- ритмические игры, развивающие чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов, развивающие память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляющие голосовой аппарат ребенка, способствующие автоматизации гласных звуков.
- пальчиковые игры и сказки.
Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах,
развивающее мелкую моторику, чувство ритма, темпа.
- театральные этюды.
Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- коммуникативные игры,
формирующие у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; они способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- подвижные игры, хороводы, физминутки,
являющиеся своеобразной тренировкой для детей в координации слова и движения. Они развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Этими ресурсами обладает логоритмика, которая является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики нарушений звукопроизношения в условиях дошкольных образовательных организаций.
Структура логоритмических занятий:
- Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения
- Танец или хоровод
- Четверостишье, сопровождаемое движениями
- Песня
- Артикуляционная гимнастика
- Мимические упражнения, психогимнастика
- Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз
- Пальчиковые игры
- Подвижные, коммуникативные, спокойные игры
- Игра на музыкальных инструментах
- Релаксация.
Требования к проведению логоритмики.
Логоритмика проводится с детьми всей группы или по подгруппам, продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей. НОД по логоритмике проводится 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.Каждое НОД имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. В сюжете образовательного действия используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. И представляет собой тематическую и игровую целостность. Для детей такое НОД– игра. Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
Использованная литература:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М.;1985.
- Крапухин А.В., Шаховская С.Н., Ишимова О.А. Учись думать и говорить: методические рекомендации для логопедов. М.; 1985.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН: методические рекомендации. М.; 2005.
Воспитатель МБДОУ № 8 «Чоппууска»
Гавриленко М.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/23/picture-250781-1450883332.jpg)
Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой.
Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-191546-1389450875.jpg)
Логопедическая ритмика в музыкальном воспитании дошкольника.
Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. ЛОГОПЕДИЯ - ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-194120-1360047307.png)
Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.Сегодня, помимо традиционных занятий по исправлению звукопроизношения, коррекци...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/20/picture-1028382-1524230625.jpg)
Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников.
Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольниковСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативны...
Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников
Рекомендации педагогам и родителям о значимостии м методике проведения логопедической ритмики...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-1058549-1537139132.jpg)
Логопедическая ритмика в работе с дошкольниками с задержкой психического развития и системным недоразвитием речи
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Но и формирование двигательных навыков в свою очередь происходит при участии речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/04/picture-1336351-1622763690.jpg)
Роль логопедической ритмики в развитии речи дошкольников.
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: - нару...