Роль логопедической ритмики в развитии речи дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_logopedicheskoy_ritmiki_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль логопедической ритмики в развитии речи дошкольников.
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин:
- нарушения в анатомическом строении речевого аппарата,
- функциональной незрелости речевых зон головного мозга,
- несформированностью произвольных движений.
Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящего из комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. Между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики существует большая взаимосвязь. Одной из важнейших характеристик речи является её темп и ритм.
Какова основная цель логоритмики?
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
А для развития речевого ритма используют логоритмическую ритмику. Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания детей с речевой патологией средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, преодолению различных нарушений речи. Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастанием трудности ритмических занятий и речевых нагрузок.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Логопедическая ритмика включает в себя:
∙ ходьбу в разных направлениях;
∙ упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
∙ упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; ∙ речевые упражнения без музыкального сопровождения;
∙ упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
∙ ритмические упражнения;
∙ пение;
∙ упражнения на развитие мелкой моторики.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Продолжительность занятий по логоритмике от 5 до 15 минут в зависимости от возраста детей.
На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.
∙ Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе. Существует много игр для развития дыхания.
∙ В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топочущим шагом идти по комнате и проговаривать слова:
Практические игры
1.Вот поезд наш едет, Колёса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят.
2.На дыхание поем гласные на выдохе + с использованием веревочек
3. шагаем.
Вот поезд наш едет, Колёса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят.
4. Пальчиковая игра с мячом здравствуй мячик интересный …
5. Отхлопывание – жук упал и встать не может ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.Сегодня, помимо традиционных занятий по исправлению звукопроизношения, коррекци...
Роль логопедической ритмики в коррекции речи детей дошкольного возраста
Занятие по логопедической ритмике с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.Тема: «Поход в горы».Цели:- расширить представления о горах, походе, туристическом снаряжении;- учить координирова...
Логопедическая ритмика в развитии личности дошкольника.
Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения....
Логопедическая ритмика и развитие речи
Консультация для родителей младших дошкольников...
Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников.
Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольниковСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативны...
Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики в коррекции речи дошкольников
Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики положительно влияет на:протекание основных нервных процессов, способствует своевременному переключению этих процессов, уравнивает их по с...
Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников
Рекомендации педагогам и родителям о значимостии м методике проведения логопедической ритмики...