Роль логопедической ритмики в развитии речи дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа)

Дуброва Анна Константиновна
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: - нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, - функциональной незрелости речевых зон головного мозга, - несформированностью произвольных движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль логопедической ритмики в развитии речи дошкольников.

Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин:

-  нарушения в анатомическом строении речевого аппарата,

- функциональной незрелости речевых зон головного мозга,

 - несформированностью произвольных движений.

    Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящего из комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. Между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики существует большая взаимосвязь. Одной из важнейших характеристик речи является её темп и ритм.

Какова основная цель логоритмики?
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

А для развития речевого ритма используют логоритмическую ритмику. Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания детей с речевой патологией средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, преодолению различных нарушений речи. Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастанием трудности ритмических занятий и речевых нагрузок.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Логопедическая ритмика включает в себя:

 ходьбу в разных направлениях;

 упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

  упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;  речевые упражнения без музыкального сопровождения;

 упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

 ритмические упражнения;

 пение;

 упражнения на развитие мелкой моторики.

 Все  упражнения  проводятся  по  подражанию.  Речевой  материал  предварительно  не  выучивается.  

Продолжительность  занятий по логоритмике от  5  до  15  минут  в  зависимости  от  возраста  детей.

На  занятиях  логоритмики   формируются  представления  о  музыкальном,   двигательном,  речевом,  изобразительном  ритмах  и  осуществляется  в  неразрывном  единстве.

 Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе. Существует много игр для развития дыхания.

 В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топочущим шагом идти по комнате и проговаривать слова:

 Практические игры

1.Вот поезд наш едет, Колёса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. 

2.На дыхание поем гласные на выдохе + с использованием веревочек

3. шагаем.

Вот поезд наш едет, Колёса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. 

4. Пальчиковая игра с мячом здравствуй мячик интересный …

5. Отхлопывание – жук упал и встать не может ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.Сегодня, помимо традиционных  занятий по исправлению звукопроизношения, коррекци...

Роль логопедической ритмики в коррекции речи детей дошкольного возраста

Занятие по логопедической ритмике с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.Тема: «Поход в горы».Цели:- расширить представления о горах, походе, туристическом снаряжении;- учить координирова...

Логопедическая ритмика в развитии личности дошкольника.

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения....

Логопедическая ритмика и развитие речи

Консультация для родителей младших дошкольников...

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников.

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольниковСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативны...

Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики в коррекции речи дошкольников

Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики положительно влияет на:протекание основных нервных процессов, способствует своевременному переключению этих процессов, уравнивает их по с...

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

Рекомендации педагогам и родителям о значимостии м методике проведения логопедической ритмики...