Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений
консультация по развитию речи на тему

Марущак Ульяна Анатольевна

Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_vzaimodeystvie_specialistovdou.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей.

Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.

Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.

Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности основывается на интегрированном плане взаимодействия субъектов, разработанном творческой группой педагогического коллектива МАДОУ Большеалексеевского д/с комбинированного вида «Калинка». Взаимопроникновение базисной программы ДОУ и коррекционно-развивающих технологий осуществляется не по одному, а по двум направлениям: тематическому и фонетическому.

Тематическое направление предполагает изучение в течение недели одной лексической темы специалистами (учитель-логопед, воспитатели логопедической группы, инструктор по физкультуре), что способствует целостному восприятию и прочному усвоению материала.

Фонетическое направление необходимо для того, чтобы звуки/буквы, изучаемые с учителем-логопедом на подгрупповых занятиях, закреплялись другими специалистами специфическими методами: одно-два упражнения на развитие дыхания, просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических. Динамичные игры с речевым сопровождением позволяют добиться эффективных результатов и избежать переутомления при соблюдении здоровьесберегающих принципов работы.

Какие же задачи субъектов

  • Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
  • Укрепление мышечного аппарата органов средствами логопедического массажа.
  • Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.
  • Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
  • Развитие фонематического воспрятия, анализа и синтеза.
  •  Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
  • Обучение усвоению связно выражать свои мысли.
  • Обучение грамоте, профилактика дисграфии, дислексии.
  • Развитие психологической базы речи.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Логопедизация занятий и режимных моментов.

Эффективность работы по устранению речевых нарушений у детей в условиях группы компенсирующей направленности может быть достигнута при тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Все специалисты детского сада составляют план своей работы с группой, ориентируясь на перспективный план учителя-логопеда.

Для осуществления взаимодействия с воспитателями ведется специальная тетрадь, в которой содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим заданиям и на закрепление навыков пользователя самостоятельной речью с указанием детей и формы речи, доступной каждому ребенку. Перечень тем занятий целесообразно планировать сроком на 1 месяц. Конкретные задания логопед планирует по лексической теме на 1–2недели. В тетради отражается взаимосвязь логопеда и воспитателей по исправлению звукопроизношения у детей: указывается имя ребенка и конкретный речевой материал, содержащийся в индивидуальной тетради ребенка.

Задачи, которые ставят перед собой  воспитатели следующие:

  • Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.
  •  Развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности.
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развитие графических навыков.
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  •  Развитие познавательных способностей.

Вот некоторые приёмы и методы, используемые в коррекционно-развивающем процессе:

Пластилинография - совершенствование мелкой моторики.

Дыхательный тренинг

Работа с глиной

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание.

Перед музыкальным руководителем стоят задачи:

Развитие и формирование:

- слухового внимания и слуховой памяти;

- оптико-пространственных представлений;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

- темпа и ритма дыхания и речи;

- орального праксиса;

- просодии;

- фонематического слуха.

Автоматизация правильно произносимых звуков.

Активизация словарного запаса.

Музыкальный руководитель осуществляет задачи массового д/сада. Однако большое внимание он направляет на формирование регуляторных механизмов общего и речевого поведения, развитию внимания.

В свои занятия музыкальный руководитель включает упражнения, направленные на воспитание наблюдательности, умения последовательно воспроизводить ряд движений, способность переключится с одного движения на другое, удерживать в памяти несколько движений.

Развитие просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических навыков на музыкальной НОД.

Инструктор по физкультуре реализует следующие задачи:

  • Развитие:

- оптико-пространственных представлений и навыков;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- мелкой моторики пальцев рук.

  • Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.
  • Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.
  • Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.
  • Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

Медсестра проводит:

Мониторинг состояния здоровья (неврологический, соматический статус).

Лечебно-профилактические мероприятия, контроль за лечебно-профилактической работой.

Даёт рекомендации воспитателям и специалистам.

Научно-методическая работа с педагогическим коллективом и формы взаимодействия специалистов состоят в следующем:

  • Совместное обследование детей.
  • Планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративно-тематическим планом.
  • Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ.
  • Тематические мини-педсоветы.
  • Проведение «круглого стола» специалистов, работающих в группе.
  • Консультации для специалистов.
  • Творческие микрогруппы.
  • Семинары-практикумы.
  • Проведение интегрированных занятий и совместных речевых праздников.
  • Взаимопосещение и анализ занятий.
  • Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.

Совет педагогов

  • Здоровьесберегающие компоненты в организации учебно-воспитательного процесса.
  • Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Семинар-практикум

В ДОУ идёт активное внедрение интеграции в коррекционно-развивающем обучении. Актуальные вопросы работы с детьми обсуждаются на семинарах-практикумах:

  • Хорошая речь – слаще мёда.
  • Развитие творческих способностей дошкольников.
  • Активизация речи игровыми средствами.
  • Развитие разговорно-монологической речи детей.

К сотрудничеству привлекаются родители, логопед заносит в тетрадь связи с родителями задания, которые выполняются и закрепляются дома

Консультации

  • Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»;
  • Виды работ педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у дошкольников»
  •  Развитие артикуляционногопраксиса методом биоэнергопластики.
  • Дыхательный тренинг.
  • Формирование звуковой культуры у детей младшего дошкольного возраста.
  • Развитие слухового восприятия.

На заседаниях творческой микрогруппы педагогов, учителей и родителей в целях осуществления преемственности со школой выносятся такие вопросы:

  • организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе;
  • возрастные особенности функционального и психического развития старших дошкольников;
  • методы и приёмы по формированию связной речи и логического мышления и т.д.

Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединили свои знания, умения, опыт в процессе образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечили высокие результаты коррекции речи: дети подготовительной к школе группы выпущены в школу с хорошей речью.

      По итогам диагностики готовности к школе 27 % выпускников имеют высокий уровень и 73 % уровень выше среднего; ни один ребёнок не показал низкого уровня готовности.

Взаимодействие всех специалистов и педагогов на основе единого интегративного плана, обогащённая речевая среда, психолого-педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта...

Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...