Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений
консультация по развитию речи на тему
Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_vzaimodeystvie_specialistovdou.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений.
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей.
Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.
Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.
Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности основывается на интегрированном плане взаимодействия субъектов, разработанном творческой группой педагогического коллектива МАДОУ Большеалексеевского д/с комбинированного вида «Калинка». Взаимопроникновение базисной программы ДОУ и коррекционно-развивающих технологий осуществляется не по одному, а по двум направлениям: тематическому и фонетическому.
Тематическое направление предполагает изучение в течение недели одной лексической темы специалистами (учитель-логопед, воспитатели логопедической группы, инструктор по физкультуре), что способствует целостному восприятию и прочному усвоению материала.
Фонетическое направление необходимо для того, чтобы звуки/буквы, изучаемые с учителем-логопедом на подгрупповых занятиях, закреплялись другими специалистами специфическими методами: одно-два упражнения на развитие дыхания, просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических. Динамичные игры с речевым сопровождением позволяют добиться эффективных результатов и избежать переутомления при соблюдении здоровьесберегающих принципов работы.
Какие же задачи субъектов
- Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
- Укрепление мышечного аппарата органов средствами логопедического массажа.
- Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.
- Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
- Развитие фонематического воспрятия, анализа и синтеза.
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
- Обучение усвоению связно выражать свои мысли.
- Обучение грамоте, профилактика дисграфии, дислексии.
- Развитие психологической базы речи.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Логопедизация занятий и режимных моментов.
Эффективность работы по устранению речевых нарушений у детей в условиях группы компенсирующей направленности может быть достигнута при тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Все специалисты детского сада составляют план своей работы с группой, ориентируясь на перспективный план учителя-логопеда.
Для осуществления взаимодействия с воспитателями ведется специальная тетрадь, в которой содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим заданиям и на закрепление навыков пользователя самостоятельной речью с указанием детей и формы речи, доступной каждому ребенку. Перечень тем занятий целесообразно планировать сроком на 1 месяц. Конкретные задания логопед планирует по лексической теме на 1–2недели. В тетради отражается взаимосвязь логопеда и воспитателей по исправлению звукопроизношения у детей: указывается имя ребенка и конкретный речевой материал, содержащийся в индивидуальной тетради ребенка.
Задачи, которые ставят перед собой воспитатели следующие:
- Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.
- Развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности.
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие графических навыков.
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
- Развитие познавательных способностей.
Вот некоторые приёмы и методы, используемые в коррекционно-развивающем процессе:
Пластилинография - совершенствование мелкой моторики.
Дыхательный тренинг
Работа с глиной
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание.
Перед музыкальным руководителем стоят задачи:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодии;
- фонематического слуха.
Автоматизация правильно произносимых звуков.
Активизация словарного запаса.
Музыкальный руководитель осуществляет задачи массового д/сада. Однако большое внимание он направляет на формирование регуляторных механизмов общего и речевого поведения, развитию внимания.
В свои занятия музыкальный руководитель включает упражнения, направленные на воспитание наблюдательности, умения последовательно воспроизводить ряд движений, способность переключится с одного движения на другое, удерживать в памяти несколько движений.
Развитие просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических навыков на музыкальной НОД.
Инструктор по физкультуре реализует следующие задачи:
- Развитие:
- оптико-пространственных представлений и навыков;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- мелкой моторики пальцев рук.
- Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.
- Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.
- Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.
- Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.
Медсестра проводит:
Мониторинг состояния здоровья (неврологический, соматический статус).
Лечебно-профилактические мероприятия, контроль за лечебно-профилактической работой.
Даёт рекомендации воспитателям и специалистам.
Научно-методическая работа с педагогическим коллективом и формы взаимодействия специалистов состоят в следующем:
- Совместное обследование детей.
- Планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративно-тематическим планом.
- Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ.
- Тематические мини-педсоветы.
- Проведение «круглого стола» специалистов, работающих в группе.
- Консультации для специалистов.
- Творческие микрогруппы.
- Семинары-практикумы.
- Проведение интегрированных занятий и совместных речевых праздников.
- Взаимопосещение и анализ занятий.
- Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
Совет педагогов
- Здоровьесберегающие компоненты в организации учебно-воспитательного процесса.
- Социально-эмоциональное развитие дошкольников.
Семинар-практикум
В ДОУ идёт активное внедрение интеграции в коррекционно-развивающем обучении. Актуальные вопросы работы с детьми обсуждаются на семинарах-практикумах:
- Хорошая речь – слаще мёда.
- Развитие творческих способностей дошкольников.
- Активизация речи игровыми средствами.
- Развитие разговорно-монологической речи детей.
К сотрудничеству привлекаются родители, логопед заносит в тетрадь связи с родителями задания, которые выполняются и закрепляются дома
Консультации
- Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»;
- Виды работ педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у дошкольников»
- Развитие артикуляционногопраксиса методом биоэнергопластики.
- Дыхательный тренинг.
- Формирование звуковой культуры у детей младшего дошкольного возраста.
- Развитие слухового восприятия.
На заседаниях творческой микрогруппы педагогов, учителей и родителей в целях осуществления преемственности со школой выносятся такие вопросы:
- организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе;
- возрастные особенности функционального и психического развития старших дошкольников;
- методы и приёмы по формированию связной речи и логического мышления и т.д.
Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединили свои знания, умения, опыт в процессе образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечили высокие результаты коррекции речи: дети подготовительной к школе группы выпущены в школу с хорошей речью.
По итогам диагностики готовности к школе 27 % выпускников имеют высокий уровень и 73 % уровень выше среднего; ни один ребёнок не показал низкого уровня готовности.
Взаимодействие всех специалистов и педагогов на основе единого интегративного плана, обогащённая речевая среда, психолого-педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
В материале описаны формы работы логопеда с рдителями по преодалению ОНР....
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...
Презентация опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в работе с дошкольниками по преодолению речевых нарушений»
В опыте работы представлены материалы по нетрадиционным формам работы с родителями...
Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Взаимодействие логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений
Почему это важно...
Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.
В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта...
Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...