Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему

Скляр Марина Витальевна

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, узкие специалисты детского сада, родители ребенка.

Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния.

Медицинский персонал {врач, педиатр, фельдшер, старшая медицинская сестра) участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направления на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлен индивидуального образовательного маршрута.

Руководитель физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умений напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений.

Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.

Руководитель изодеятельности развивает мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, лепки, аппликации.

Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития дошкольника.

Но всего лишь задействовать в  коррекционно-образовательной работе  все перечисленные силы мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем.

  1. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом (или каком-либо другом) развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.                                                                                      
  2. Каждый из участников процесса формирования коррекционного образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть этому пространству, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с участниками этого процесса.                                       
  3. Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания,  необходимые для понимания  важности и механизма своего влияния на  развитие  ребенка, и практические умения по  оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
  4. Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному, от исправлений недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы. Здесь необходимо заметить, что само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала целесообразно осуществлять два параллельных процесса: становление психолого-медико-педагогического консилиума как формы взаимодействия воспитателей логопедических групп, узких специалистов детского сада и логопеда - с одной стороны - и установление взаимодействия  логопеда и родителей - с другой. Важно и формирование многостороннего взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса. Это длительный и сложный этап.
  5. Последнее условие эффективности взаимодействия - достижение результата.  Результатом взаимодействия, являются достижение качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению, а также планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения.
  6. Окружая ребенка, нуждающегося в коррекции, единым коррекционно-образовательным пространством, каждый из участников процесса эффективно решает и специфические задачи работы: повышение качества музыкального, физического воспитания, улучшение здоровья, эффективное развитие навыков речи, развитие памяти, мышления, воображения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу.  Зачастую, это...

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по исправлению речевых нарушений у ребёнка....

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Цель данной статьи - показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоцион...