по развитию речи с использованием методов ТРИЗ: "Пересказ рассказа Н.Калининой "Помощники""
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Конспект занятия по развитию речи с использованием методов ТРИЗ: "Пересказ рассказа Н.Калининой "Помощники""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_rasskaza_n.docx | 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
- Задачи
Образовательная область «Речевое развитие»
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы .
Упражнять детей в умении пересказывать, используя простые схематизированные изображения.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова на определенный звук.
Грамматический строй речи. Закрепить умение образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий.
Формирование словаря. Активизировать употребление в речи названий предметов посуды.
Приобщение к художественной литературе. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Образовательная область «Познавательное развитие» Продолжать знакомить с предметным миром (название, функция, назначение).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание» Приобщение детей к народному словесному искусству
Образовательная область «Физичкское развитие» Развивать мелкую моторику руки через пальчиковые игры
2. Материал. Кукла – домовёнок Кузя, модели , компьютерная презентация.
Раздаточный материал. Кольца Луллия.
3.Предшествующая работа. Знакомство с пословицами и поговорками
Игры «Наоборот», «Да-нет», «Маша-растеряша», «Магазин «Посуда»и др.
4.Методы и приёмы.
1.Сюрпризный момент-приход домовёнка Кузи
2.Чтение рассказа
3. Вопросы по содержанию рассказа
4. Повторное чтение с моделированием
5. Пересказы 5-6 детей
6. Физкультминутка –пальчиковая гимнастика
7.Проговаривание пословиц и поговорок по теме
8.Игровое упражнение «Разложим продукты в посуду»
9. Игровое упражнение «Найдите картинку, в названии которого есть звук с»
15. Прощание с Кузей
16. Рефлексия.
5.Ход занятия
(Воспитатель с детьми заходит в группу. В игровом уголке разбросаны игрушки и среди них сидит домовёнок Кузя.)
Воспитатель. Ой, ребята, что такое. Мы же убрали игрушки, а тут всё разбросано. А, вот кто у нас похозяйничал. Здравствуй, домовёнок Кузя.
Кузя. Здравствуйте. Я тут поиграл у вас, а где лежали игрушки не помню. Помогите, пожалуйста, расставить их на место.
Воспитатель. Давайте поможем Кузе расставить игрушки. (Дети помогают убирать игрушки.) Спасибо, говорит вам Кузя. Быстро навели порядок в группе. Он очень хочет с нами позаниматься, поиграть. Садись, пожалуйста, Кузя. Ребята, и мы тоже сядем на коврик. Какие вы у меня хорошие помощники. Ребята, а про кого говорят – помощник?
Дети. Про того, кто помогает.
Воспитатель. Я знаю интересную историю про двух мальчиков. Хотите послушать. Рассказ таки называется «Помощники». Написала его писательница Надежда Калинина.
Воспитатель выразительно читает рассказ «Помощники»Н.Калининой
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол.
Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Про кого этот рассказ?
Ребёнок. Про Сашу и Алешу.
Воспитатель. Что делали Саша и Алеша?
Дети. Они помогали, дежурили, накрывали на стол.
Воспитатель. Что забыли сделать мальчики?
Ребёнок. Положить ложки.
Воспитатель. Как заканчивается этот рассказ? Кто мог так сказать: «Вот так помощники!»?
Дети. Воспитатель, родители, другие дети.
Воспитатель. Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать. Чтобы лучше запомнить рассказ, я буду раскладывать на мольберте картинки .Подойдите пожалуйста сюда.
(Воспитатель пересказывает повторно. Схематизируя текст по предложениям.
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол
Все сели обедать
Суп налили, а есть нечем.
Вот это помощники!
!
Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Ну, а теперь перескажите вы этот рассказ. Картинки вам помогут.
Самостоятельный пересказ рассказа (прослушать 5- 6 детей). Воспитатель от имени домовёнка Кузи обращает их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.
Кузя. Молодцы. Ребята, пока слушал вас я вспомнил, про свою грязную посуду в раковине и мне грустно стало.
Воспитатель. Кузя, не переживай, мы тебе поможем.
Физкультминутка с использованием пальчиковой гимнастики
Пальчиковая игра «Моем посуду»
Кран с водою мы открыли с-с-с-с
(изображают, как будто бы открывают кран с водой)
И посуду перемыли ш-ш-ш-ш
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Так мы Кузе помогали.
А теперь все дружно встаньте
И друг другу улыбнитесь
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернитесь
Ручками колен коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Кузя. Спасибо вам ребята. У меня сразу же улучшилось настроение. Люблю чистую посуду. А еще я люблю пословицы и поговорки. А вы?
Дети. Любим.
Воспитатель. Тогда вспоминайте, какие пословицы и поговорки подходят к истории про Сашу и Алёшу? Вспомнить их вам помогут картинки.(Компьютерная презентация)
*Дорога ложка к обеду
*Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
*Поспешишь, людей насмешишь.
*Кончил дело — гуляй смело
*Солнце красит землю, а человека труд.
*Торопливый дважды одно дело делает.
*Умел ошибаться, умей исправляться
*Уменье работать дороже золота.
Воспитатель. Справились.
Кузя. Ребята, а может вы мне и продукты разложить поможете. Я знаю, что есть специальная посуда, в которой подают продукты питания. Но не знаю какой продукт в какую посуду класть.
Воспитатель. Поможем Кузе. Возьмите волшебные круги и разложите продукты.
Игра с использованием кругов Луллия «Разложим продукты в посуду»(под спокойную музыку дети выполняют задание)
Воспитатель. (проверяет работу детей).Саша, куда сахар положила?
Саша. Сахар положила в сахарницу.(и т.д.)
Воспитатель. Послушайте, какой одинаковый звук есть в названиях этих предметов.?» (солонка, масленка, сахарница, салфетница, салатник )
Ребёнок. В этих словах слышится звук «С»
Воспитатель. Назовите слова, в названии которых есть звук «с». (Дети называют слова. Воспитатель предлагает проговаривать чистоговорки на названные слова, если останется время)
Кузя. Спасибо вам, ребята. Теперь я никогда не перепутаю посуду. Ну, мне пора домой, до свидания ребята.
Дети. До свидания, Кузя.
Воспитатель . До свидания. Приходи ещё.
С каким рассказом мы познакомились?
Кто написал этот рассказ?
Кто был в гостях у нас?
Чем помогли мы ему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста "Расскажем Каркуше о деревьях"
Материал занятия направлен на развитие связной речи детей....
Конспект НОД по развитию речи с использованием интерактивных технологий. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Пожарные собаки".
Цель: развивать умение игрового и делового общения со взрослыми и сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности....
Конспект ОД развитие речи с использованием метода наглядного моделирования «Сказочный лес»
Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;- упражнять в умении составлять рассказы о животных, называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей;- учить придумывать к...
Конспект занятия по развитию речи с использованием метода отгадывания загадок о Северном крае с целью формирования ЗКР
Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Пр...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапии на тему "Лето", "Насекомые"
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапиина тему «Лето» «Насекомые»Задачи:образовательные:закреплять обобщающие понятия «н...
Конспект занятия по развитию речи с использованием приемов мнемотехники: Составление рассказа по картине "Белочка"
Составление рассказа "Белочка"...