КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "Хлеб - всему голова".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Хлеб — богатство народа».
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
Цель: закрепление знаний у детей о ценностях хлеба для человека.
Закрепление представлений у детей о том, что хлеб нужен каждому человеку.
Что в нашей стране хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные
машины помогают им в работе.
Формирование умения объяснять последовательность этапов выращивания хлеба.
Закрепления умения выразительно рассказывать стихотворения, загадывать и отгадывать загадки, называть пословицы.
Формирование мировоззрения о пользе хлеба и хлебных изделий.
Воспитания уважения к труду хлебороба и бережному отношению к хлебу.
Методические приёмы: игра, беседа, рассказ, художественное слово, поощрение.
Мотивация: путешествие во времена древнего человека, рассказ о том, как впервые человек узнал о хлебе.
Оборудование: плакат со словами «Хлеб – всему голова», иллюстрации с полевыми работами по выращиванию хлеба, картинки с хлебными изделиями, самовар и хлебные изделия, музыкальное сопровождение, атрибуты к дидактической игре: «Как хлеб на стол пришёл? », солёное тесто для лепки; видеопрезентация «Откуда хлеб пришел».
Воспитатель: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в котором узнаем много о самом интересном и уникальном чуде света. А что это за чудо вы, сможете ответить, прослушав загадку и отгадав её.
«Рос сперва, на воле в поле, летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто, в магазине занял место.
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный, и пушистый,
Он и чёрный, он и белый, и бывает подгорелый».
(Хлеб)
- Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о хлебе.
- Прошу всех быть внимательными на занятии, слушать своих товарищей, правильно отвечать на вопросы. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как же впервые хлеб попал на стол к человеку. Послушайте рассказ.
- Как пришёл ты к людям, хлеб? Было это давным – давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды один человек остановился, и стал рассматривать траву, сорвал её, положил в рот и начал жевать. На лице человека появилась улыбка, он радостно стал кричать и созывать своих соплеменников. Это были жёлтенькие зёрна. Каждый унёс с собой по горсти этих зёрен. Так человек впервые узнал о вкусных, питательных зёрнах. Он стал возделывать землю и сеять зерно. Так на свет появилось слово – хлеб.
- Ребята, вы сейчас прослушали небольшой рассказ. О чем говориться в этом рассказе?
- Сразу ли древний человек узнал, что такое хлеб?
- Как человек узнал о хлебных зернах?
- Помогли эти зерна человеку справиться с голодом?
- А сейчас, я попрошу вас задуматься над тем, что произойдет, если вдруг не станет хлеба, макарон, печенья, булочек и т. д.
Рассуждения детей. Дети высказывают свои мысли.
- Чтобы не настало такое время, мы должны с вами знать и помнить вот эти замечательные слова: «Хлеб – всему голова».
- В какой области мы живём?
-Что выращивают у нас на полях?
- Ребята, скажите, когда вы слышите слово хлеб, что вы себе представляете?
- Правильно хлебом называют злаковые культуры: ячмень, пшеница, рожь.
Хлебом называют перемолотые зёрна – муку, печенье, булки, булочки, изделия из муки - это всё хлеб.
- А вы знаете, как называют людей выращивающих хлеб?
- Да, этих людей называют – хлеборобами. Нелегок, тяжёл труд людей взрастивших хлеб. Круглый год люди ведут полевые работы для того, что бы собрать богатый урожай.
- Люди, каких профессий участвуют в выращивании хлеба? (комбайнёры, трактористы, агрономы, шофера, повара)
- Ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку «Зерно»:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко,
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает.
К земле низко прижимает,
Вот как весело играет.
Потянулся наш росток
превратился в колосок.
- Ребята, скажите, а вы знаете, как вырастить хлеб?
-Что для этого нужно сделать? (Дети рассказывают, рассуждают, опираясь на ранее полученные знания).
- Молодцы ребята, вы многое знаете о работе хлеборобов.
- А сейчас, я предлагаю вам разделиться на две команды и с вами проведем дидактическую игру: «Как хлеб на стол пришёл? ».
-У меня в руках карточки поэтапного выращивания хлеба. Ваша задача. Разложить их по порядку и составить небольшой рассказ о том, как ваша бригада трудилась на полях, выращивая хлеб. Будьте внимательными.
- Ну, что ж наши команды готовы. Слово первой команде, а вы слушайте внимательно. (Учащиеся показывают, как они разложили карточки и рассказывают о проводимых работах по выращиванию хлеба).
- Молодцы.
- Поэты, писатели, народ сочиняли и писали о хлебе, воспевая нелегкий труд хлебороба. А еще про хлеб и труд народ придумал много пословиц и поговорок, которые мы с вами сейчас и вспомним. Я буду называть начало пословицы, а вы ее продолжите. Будьте внимательны.
«Терпение и труд всё…. (перетрут) »
«Есть калачи - не сидеть на (печи) »
«Глаза бояться, а руки (делают) »
«Не игла шьет, а (руки) »
«Всякое дело мастера… .(боится) »
«Семь раз отмерь, один раз (отрежь) »
«Поспешишь – людей (насмешишь) »
«Чай пить – не дрова… .(рубить) ».
- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы много знаете пословиц о труде.
- Ребята, посмотрите еще раз на этот плакат, прочтите его. (Хлеб – всему голова)
- Как вы понимаете слова этой пословицы? (ответы детей, их рассуждения).
- Долгий путь проходит наше зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол пышной, хрустящей булкой, но ведь бывает так, что люди не задумываются о том, как нелегко приходится хлеборобам вырастить этот хлеб. Дети роняют хлеб на пол, наступают на него. Взрослые берут в магазине хлеба больше, чем им нужно для пропитания. А потом засохший хлеб выбрасывают в мусор для пищевых отходов.
Нужно помнить всем и всегда: хлеба нужно брать столько, сколько может съесть его семья. Ведь во многих странах и в наши дни, есть люди, которые голодают и не могут, есть хлеб досыта.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим побыть пекарями, и приготовить из теста вкусную выпечку. Я раздам вам подносы с тестом, и вы слепите по желанию, бублики, баранки, калачи, буханки и подарите их нашим гостям.
- Выставляем свои кулинарные шедевры,
- Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием.
Рефлексия:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами услышали много нового, интересного и я хочу, чтобы сейчас, каждый из вас сказал, что из услышанного вами на занятии о хлебе вам запомниться, что вы сможете рассказать знакомым, близким и как будете применять полученные знания в жизни.
- Вот и подошло к концу наше занятие, в заключении мне бы хотелось прочитать такое стихотворение:
«Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей страной.
Труд – его имя,
Мир – его отчество.
И для народа он самый родной! ».
Составила воспитатель: Селезнева Л.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Хлеб всему голова"
Расширять представление о труде хлеборобов.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Закреплять знания послов...
Конспект «Хлеб - всему голова».
Конспект...
Конспект (Хлеб всему голова)
Конспект (Хлеб всему голова) по Кубановедению...
Конспект "Хлеб-всему голова"
Его величество ХЛЕБ...

Конспект "Хлеб всему голова"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Ознакомлению с окружающим для детей 5-6 лет....