Конспект (Хлеб всему голова)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект (Хлеб всему голова) по Кубановедению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_hleb_vsemu_golova_po_kubanovedeniyu.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по Кубановедению в подготовительной группе
Тема: «Хлеб – всему голова»
Воспитатель: Астахова Ольга Сергеевна
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие"
Цель: Формировать представления детей о хлебе.
Задачи:
- Продолжать знакомить с особенностями края, в котором мы живем.
- Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в крае, воспитывать чувство гордости за его достижения.
- способствовать формированию осознания необходимости бережного отношения к хлебу.
- Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.
- Обогащать активировать речь детей.
- Закреплять приемы лепки.
Оборудование: аудиозапись, колосья, зерна пшеницы, мультимидийная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент, объявление темы:
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
- Очень часто говорят, что Россия страна очень богатая.
Как вы думаете, что это значит?
Дети: (ответы детей)
- Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, полей, рек, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота.
Но издавна главным богатством России считался хлеб. Слово хлеб в русском языке означает достаток. Древние говорили: "Как человек относится к хлебу, такая у него и душа".
Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился не один праздник?
Дети: Хлеб.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава.
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Показ воспитателя белого и черного хлеба). А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу люди в старину относились бережно, свято, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать, Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Дети: Каравай! (Показ воспитателя каравая).
2. Основная часть:
На карте нашей Родины, есть маленький уголок нашей малой Родины.
Родина – это край где мы родились. Где мы живем. Это наш дом, это все, что нас окружает.
В каком крае мы живем?
Предполагаемые ответы детей. (Наша Родина – Краснодарский край. Наша Родина – Кубань)
Издавна Кубань называли житницей России. И наша Кубань славилась хлеборобами и богатыми урожаями.
Слушание отрывка гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина».
Ты, Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь,
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
Воспитатель: Так пели наши предки, кубанские казаки, их деды и прадеды. Так называют нашу благодатную землю – Кубань.
По легендам Северная Америка – родина подсолнечника и кукурузы, Азия – чечевицы и пшеницы, Китай – риса. Все эти растения есть и в России, а в особенности в таком хлебном крае как Кубань. Это значит, что на Кубани выращивают все зерновые культуры, которые можно смолоть в муку и испечь из нее хлеб. Это пшеница, рожь, ячмень, кукуруза… Еще на Кубани выращивают рис. Овес, гречиху, из которых готовят вкусные каши.
А чем славится наш Краснодарский край?
Послушайте, стихотворение, и дайте ответ.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
-Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
-О хлебе!
Кубань – житница России. Как вы думаете, что означают эти слова? В старину житницами называли помещения для хранения зерна. Жито – название немолотой ржи или пшеницы – «хлеба в зерне», и происходит от слова «жить». Это говорит о том, что хлеб человеку жизненно необходим.
Воспитатель: На Кубани выращивают богатый урожай зерна, поэтому называют житницей России, великой труженицей, хлебосольной Кубанью.
Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. А что надо, чтобы вырастить хлеб?
Предполагаемые ответы детей: комбайн, трактор, борона.
Какие пословицы и поговорки вы знаете?
- Не будет хлеба, не будет обеда.
- И обед не обед, коли хлеба нет.
- Много снега, много хлеба.
- Посеет в пору – будешь иметь хлеба гору.
- Пока есть хлеб и вода - не беда.
- Не трудиться – хлеба не добиться.
- Хлеб сердце человека укрепляет.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (колос)
СЛАЙД № 1
Воспитатель: Правильно отгадали, это колос. Посмотрите, какой он красивый, словно позолоченный. Из чего он состоит? Верно, из зерен. (Раздать каждому ребенку по зернышку пшеницы и лупы для рассматривания зерен).
Ярко светит солнышко, в поле зреют зернышки.
В каждом зернышке пшеницы сила солнышка хранится.
Воспитатель: Скажите. А как называют людей, которые выращивают хлеб? Правильно, хлеборобами. А как вы думаете, ребята, легко ли растить хлеб? Давайте проследим, какой путь проходит хлеб прежде, чем попасть к нам на стол.
Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле.
СЛАЙД № 2
Воспитатель: Чтобы посеять зерно в землю, что нужно сделать? (Ответы: вспахать, разровнять, взрыхлить, удобрить). Землю пашут тракторами, гусеничными и колесными, сзади которых прицеплены плуги. Кто управляет тракторами? (Ответы). Правильно, тракторист.
В поле трактор, в поле плуг,
Все распахано вокруг.
Воспитатель: Сейчас мы с вами говорили, как готовят почву к посеву, а когда сеют пшеницу? (Ответы). Засевать могут и весной и осенью. Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту, которую сеют весной – яровой.
Воспитатель: Раньше, когда не было таких машин, пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шел по вспаханному полю и вручную разбрасывал зерна в стороны. Это была трудоемкая, медленная и тяжелая работа. Посмотрите на картину, на которой сеятель рассыпает зерно.
3. Физкультминутка:
«Колоски».
Воспитатель: Давайте с вами вместе сейчас превратимся в колоски пшеницы!
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И расточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся!
С ветерком он играет, ветерок его качает (руки вверх, качаются)
К земле низко прижимает (присели),
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток (встают),
Превратился в колосок!
4. Продолжение работы:
СЛАЙЫ № 3-4
Сеял сеятель старинный из лукошка-решета.
Нынче сеялка – машина этим делом занята.
Роет борозды проворно, в них укладывает зерна.
- Уж ты семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно.
Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!
К свету, к солнцу из земли ты, росток скорей пошли.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как хлебороб узнает, что пора убирать урожай? (Ответы: поле станет желтым, колосья сухими). Верно.
СЛАЙД № 5
Воспитатель: Когда урожай созреет, в поля выйдут другие машины. Скажите, как они называются? (Ответы). Сейчас я вам покажу картины об уборке урожая. Сравните их и расскажите, как раньше убирали урожай и как это делают сейчас. (Дети рассказывают об увиденном).
Воспитатель: Дети, а что надо сделать с зерном, когда его обмолотят? (Ответы) .
СЛАЙД № 6
Отвезут на ток зерно,
Там просушится оно.
В закромах пусть отлежится
Первоклассная пшеница.
Воспитатель: Ребята, а где хранится зерно? (Ответы). Правильно. Зерно хранят на элеваторе. А кто же смелет нам зерно? (Ответы).
СЛАЙД № 7
Мельник смелет пусть зерно
Станет все мукой оно.
Воспитатель: А чтобы из муки получились хлебобулочные изделия, какого мастера пригласим? (Ответы).
Хлебопек пускай в печи
Выпекает калачи.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие продукты получают из зерна? (Ответы: муку, крупы, крахмал, отруби). А что можно приготовить из муки? (Ответы).
СЛАЙД № 8
Воспитатель: Ребята, скажите, люди каких профессий трудились, чтобы на столе у нас был вкусный, свежий хлеб? (Хлеборобы, комбайнеры, трактористы, мельники, хлебопеки). Видите, сколько труда нужно затратить, чтобы к нам на стол пожаловал хлеб с хрустящей корочкой. Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы). Вот вы покушали, и остался кусочек хлеба, что нужно с ним сделать? (Ответы: брать сколько съешь, отдать кошке, собаке, птицам, посушить сухарики) .
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Бесконечное предложение». Я скажу слово «хлеб», а вы ответите, какой он, передавая друг другу игрушку «Колобок». Хлеб: «душистый, ароматный, мягкий, теплый, вкусный, полезный, свежий. Хрустящий, белый, ржаной, отрубяной и т. д. ».
Воспитатель: Я для вас приготовила еще одну интересную игру «Собери хлебобулочное изделие» (кто быстрее соберет хлебобулочное изделие и назовет его).
5. Пальчиковая гимнастика:
«Хлеб».
Рос сперва на воле в поле,
Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился,
поднятыми вверх.
А потом обмолотили,
Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился.
Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто,
Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место.
Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом,
Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом.
Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
6. Самостоятельная работа:
Воспитатель: Ребята, давайте слепим колосья пшеницы.
Лепка «Колосок»
Во время лепки звучит аудиозапись в исполнении кубанского хора: «Хлеб всему голова» сл. В. Ф. Бочан, ком. Н. М. Кудрин.
Воспитатель: Молодцы, хорошие работы. Давайте вместе соеденим и у нас получится целое поле.
Чтение стихотворения. С. Погореловский.
Зёрна наших детей светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите»
Берегите хлеб родной…
Мы мечтали, мы о чудо
К нам с полей живая речь
«Берегите хлеб, вы люди!
Научитесь хлеб беречь! »
Воспитатель: Молодцы, вы все сегодня активно участвовали! Я думаю, что после нашей беседы вы еще больше будете любить наш край, ценить и уважать людей, которые каждый день прикладывают много сил и здоровья, чтобы вы каждый день кушали вкусный, ароматный хлеб.
А теперь идите мыть руки, я хочу угостить вас всех вкусным караваем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Хлеб всему голова"
Расширять представление о труде хлеборобов.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Закреплять знания послов...
Конспект «Хлеб - всему голова».
Конспект...
Конспект "Хлеб-всему голова"
Его величество ХЛЕБ...
конспект "Хлеб всему голова"
формирование нравственных ценностных ориентаций...
Конспект "Хлеб всему голова"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Ознакомлению с окружающим для детей 5-6 лет....
Конспект "Хлеб всему голова"
Конспект "Хлеб всему голова"...
Конспект "Хлеб всему голова"
Ознакомить детей с темой "Откуда хлеб пришел на стол"...