конспект "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ – детский сад «Дельфин»
НОД
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»
Воспитатель: Волкова
Елена Сергеевна
Краснообск
Цель: формирование нравственных ценностных ориентаций в ходе совместной познавательной деятельности.
Задачи:
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Оборудование: булочка-муляж, стол, стулья, чайный сервис, мешочки (кукуруза, пшеница, фасоль, пшено, рис), хлеб кусочками, колосок-муляж, 3 ключа, 3 замка, серийные картинки для игры «Что сначала, что потом», картинки с профессиями, колосок, рисунки колоска и мельницы, бубен, картинки из сказок, три резиновых пирожка, сундук с караваем, мнемотаблица на тему: «Правила обращения с хлебом», книга рецептов «Что можно сделать из твердого засохшего хлеба».
Предварительная работа: работа по проекту Хлеб всему голова», чтение детской энциклопедии, художественной литературы о хлебе, наблюдения за приготовлением тесна, лепка батонов детьми, экскурсия на территорию Росссельхозакадемии, дидактические игры, беседы: «откуда хлеб пришел к нам на сто», «Профессии на полях», «Как нужно обращаться с хлебом», «Мы идем с мамой в магазин за хлебом».
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы должны угадать: «Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный душистый. Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый» (Хлеб).
Да, верно, мы с вами поговорим о нем. Хлеб, хлебушек, с румяной корочкой, мягкий душистый. Он - самый главный на столе. А вот каким он может быть ещё. Давайте расскажем.
Игра «Какой хлеб?» (Цель: учить подбору определений к существительному, уточнить конкретные представления детей о внешнем виде, свойствах хлеба)
(теплый, ноздреватый, черствый, свежевыпеченный, подгорелый, пшеничный, ржаной, белый, серый, черный).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю в сказку.
Действующие лица
4 ребенка, Царица полей
Элементы костюмов
Царица полей — русский народный костюм, в руке держит скипетр из колосков пшеницы.
Дети — одеты в обычную одежду.
Реквизит
Булочка - муляж. Несколько стаканов компота. Хлеб кусочками.
Начинается со сценки. (музыка «Добрые сказки»)
Воспитатель: Дети проходите на завтрак.
Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.
2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
Кузьма: Мне забавно одному!
1-й ребенок: Это {показывает на булочку) голова всему!!!
Дети разбегаются. (музыка «Портал»)
Кузьма бросает муляж – булочки на пол играет, будто – бы в футбол. Забивает ею гол. Кричит Ура.
В это время входит Царица полей. Остановилась, вздохнула, подняла булку, отряхнула, сдула пылинки, прижала к себе.
(музыка «Настоящее волшебство»)
Кузьма: - Ты кто такая?
Царица полей: - Я Царица полей. Даже не верится нам с ребятами, что кто-то сорит чудом земли. Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.
Кузьма: - Ничего страшного.
Царица полей: - Ах ты, глупый мальчишка. У тебя наверно нет сердца. Ты знаешь, сколько труда, тепла и души люди вложили в хлеб, прежде чем он попал к нам на стол.
Кузьма: - Хлеб, как хлеб. Ничего особенного в нем нет.
Царица полей: - За это я превращаю тебя в истукана.
(музыка «Белые ночи»)
Кузьма превращается в истукана. Руки ноги каменеют.
Кузьма: - Ой. Я не могу пошевелить ногами и руками. Помогите мне ребята. Я больше не буду баловаться хлебом.
Воспитатель: - Царица полей, прости его, мы с ребятами научим его обращаться с хлебом.
Царица полей: - Нет, я не могу его расколдовать. Это очень сильное заклинание. Надо пройти испытания. Чтобы найти ключи от волшебного сундука, где лежит противоядие. Но для этого необходимо все знать о хлебе.
Воспитатель: - Ребята вы готовы пройти испытания, чтобы помочь мальчику, стать человеком.
Дети: - Да.
Воспитатель: - Наши ребята много знают о хлебе. Ребята давайте расскажем.
Царица полей: - Хорошо, вы подготовлены. Но вам необходимо пройти три испытания, найти 3 ключа и открыть ими сундук. А мальчика – истукана я заберу себе.
Царица полей уходит с мальчиком. (музыка «Настоящее волшебство»)
Воспитатель: Ребята вставайте и пойдем выполнять первое испытание. В начале пути, перед долгим путешествием, давайте сделаем разминку
Физминутка: «В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
И расточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся (поворот на 360)
Воспитатель: Вот и 1 испытания. (музыка «Дорога добра»)
1 испытание
Игра "Отвезти зерно на мельницу"
( мешочки с зерном кладут себе на голову и по одному переносят на другую сторону зала к мельнице.)
На старте проговаривают: «Побыстрее собирай,
Да зерно не рассыпай».
Дети определяют, какое зерно находится в мешочках. Найти мешочки, в которых находится не злаковая культура (фасоль). В одном из них находится ключ. (музыкальное сопровождение)
Злаковые культуры (выращиваются человеком): рожь (самая выносливая), пшеница, просо, ячмень, рис, кукуруза, овес.
2 испытание (музыка «Дорога добра»)
Игра «Что сначала, что – потом»
Что посеешь – то и пожнешь,
Что пожнешь, то и смолотишь,
Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!
Цель: учить детей выстраивать последовательность хозяйственной деятельности людей по производству хлеба. Игровые действия: на доске нарушена последовательность, дети находят свое место картинке в общем ряду, составляют одно-два предложения.
Дидактическая игра «Кто растит хлеб?»
Цель: уточнить представления детей о профессиях, их функциях по производству хлеба. Игровые действия: дети по картинкам называют профессию и приклеивают на картинки.
Выращивает хлеб – (хлебороб),
на тракторе работает – (тракторист),
работает на комбайне – (комбайнер),
муку мелет – (мельник),
печет хлеб – (пекарь),
продает хлеб – (продавец).
Три мешочка (просо, пшеница, кукуруза). Ключ в одном из них. Надо отгадать загадку:
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Физкультминутка: (музыкальное сопровождение)
Игра «Весёлый бубен» - дети встают в круг.
Ты катись весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого весёлый бубен
Тот пословицу о хлебе
Скажет нам.
(музыка «Дорога добра»)
3 испытание « Загадки»
Сказочные вопросы составить колосок из отгадок.
- Как называется сказочный герой,
Муку для которого скребли по сусекам,
Да мели по амбару?
(Русская народная сказка «Колобок»)
- Высоко сижу, далеко гляжу
Не садись, не садись на пенёк!
Не ешь, не ешь пирожок!
(Русская народная сказка «Маша и медведь»)
- Вот это хлеб!
Всем хлебам – хлеб!
Такой только в праздник есть!
(Русская народная сказка «Царевна лягушка»)
- Братья сеяли пшеницу и возили в град – столицу.
Знать столица та была недалече от села.
Там пшеницу продавали, деньги сётом принимали,
И с набитою сумой возвращались домой»
(П.П. Ершов «Конёк – горбунок»)
5.Ладно Миша, в другой раз ты возьми себе корешки, а мне вершки.
(Русская народная сказка «Вершки и корешки»)
6.– Печка, не видала ли ты моего младшего братца?
- Съешь моего ржаного пирожка, скажу!
(Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
7. – Ой, беда, беда огорчение!
Разоримся, по миру пойдём!
(«Приключения домовёнка Кузи»)
(3 ключ под последней отгадкой.)
Игра "Кто быстрее найдет свой калач".
Бай, качи-качи-качи
Глянь - баранки калачи.
Глянь - баранки калачи.
Все румяны, горячи
Первыми выходят три ребенка-калачика, за ними выбегают дети и образуют круг вокруг каждого калачика. Под песню "Бай, качи-качи-качи" идут по кругу, на слова "все румяны, горячи" присаживаются на корточки, закрывая глаза.
(музыкальное сопровождение)
Ведущий:
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Дети-калачики меняются местами, Кто быстрее найдет свой калач? Дети бегут к своему калачику и образуют круг.
Игра проводится 2-3 раза. На последний раз дети-калачики встают в центр круга и берутся за руки.
Воспитатель: Ребята мы с вами прошли все испытания. Теперь нам надо открыть сундук.
(музыка «Настоящее волшебство»)
Входит Царица полей с Кузьмой (истукан покрыт паутиной и пауками)
Царица полей: - Я рада вас видеть. Вы молодцы, что прошли испытания, но сундук не так легко открыть. Сколько замков на сундуке? (3). Хватит ли нам ключей, чтобы открыть все замки? (Да, у нас три ключа).
(музыка «Сакура»)
Игра «Четвертый лишний»
Чтобы открыть замок надо правильно выбрать ключ. На ключах задания. На замках правильный ответ.
1 ключ (картофель, морковь, ячмень, свекла)
2 ключ (гречиха, слива, виноград, персик)
3 ключ (ячмень, пшеница, рожь, кукуруза)
Дети открывают замки. В сундуке находится каравай.
Царица полей: (Берет каравай в руки) А теперь ребята надо накормить нашего мальчика караваем. Но прежде чем расколдуем мальчика, давайте напомним ему Правила обращения с хлебом
- Хлеб нельзя бросать на землю, на пол;
- За столом с хлебом не играть;
- Хлеб- главное богатство нашей страны и его надо беречь;
- Оставшийся хлеб можно посушить на сухари;
- Если хлеб остался, можно покормить голодное животное, птиц.
- Что можно сделать из черствого засохшего хлеба? (книга рецептов)
Читают по мнемотаблице. Дарят её Кузьме вместе с рецептами.
Дети кормят Кузьму караваем (он становится человеком). Кузьма благодарит детей.
(музыка «Сакура»)
Воспитатель: Ребята давайте для Царицы полей прочтем стихотворения.
Дети читают стихотворения:
- У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»
Славится он первым на земле, ставится он первый на столе.
- А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, печкой, небом, а главное – работой пахнет, хлебом.
- Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
- Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено нам в кашу,
Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет.
Им спасибо говорим и за все благодарим!
- Говорят в народе метко:
От зари и до зари
Хлеб растет не для объедков.
Съесть не можешь – не бери.
Царица полей: - А я вам приготовила подарки.
(Дарит детям формы для выпечки)
Всех детей и гостей приглашают на чаепитие.
(музыка Ната «Про хлеб»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Здоровье всему голова»
Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...
Хлеб всему голова
Дети сами работают с тестом....
"Хлеб- всему голова"
Интегрированное занятие....
проект "Хлеб-всему голова"
прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....
Познавательное развитие на тему: "Хлеб -- всему голова", "Земля -- кормилица"
img030.jpg img031.jpg img032.jpg img033.jpg...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...