конспект "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Волкова Елена Сергеевна

формирование нравственных ценностных ориентаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk.zan_._hleb.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ – детский сад «Дельфин»

НОД

 В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

Воспитатель:                 Волкова        

Елена Сергеевна

Краснообск

Цель: формирование нравственных ценностных ориентаций в ходе совместной познавательной деятельности.

Задачи:

  • Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Оборудование: булочка-муляж, стол, стулья, чайный сервис, мешочки (кукуруза, пшеница, фасоль, пшено, рис), хлеб кусочками, колосок-муляж, 3 ключа, 3 замка, серийные картинки для игры «Что сначала, что потом», картинки с профессиями,  колосок, рисунки колоска и мельницы, бубен,  картинки из сказок, три резиновых пирожка, сундук с караваем, мнемотаблица на тему: «Правила обращения с хлебом», книга рецептов «Что можно сделать из твердого засохшего хлеба».

Предварительная работа: работа по проекту Хлеб всему голова», чтение детской энциклопедии, художественной литературы о хлебе, наблюдения за приготовлением тесна, лепка батонов детьми, экскурсия на территорию Росссельхозакадемии, дидактические игры, беседы:  «откуда хлеб пришел к нам на сто», «Профессии на полях», «Как нужно обращаться с хлебом», «Мы идем с мамой в магазин за хлебом».

Ход занятия

   Воспитатель:

 Здравствуйте, дети! Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы должны угадать: «Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный  душистый. Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый» (Хлеб).

         Да, верно, мы с вами поговорим о нем. Хлеб, хлебушек, с румяной корочкой, мягкий душистый. Он - самый главный на столе. А вот каким он может быть ещё. Давайте расскажем.

Игра «Какой хлеб?» (Цель: учить подбору определений к существительному, уточнить конкретные представления детей о внешнем виде, свойствах хлеба)

(теплый, ноздреватый, черствый, свежевыпеченный, подгорелый, пшеничный, ржаной, белый, серый, черный).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю в сказку.

Действующие лица

 4 ребенка, Царица полей

Элементы костюмов

Царица полей — русский народный костюм, в руке держит скипетр из колосков пшеницы.

  Дети — одеты в обычную одежду.

Реквизит

  Булочка - муляж. Несколько стаканов компота. Хлеб кусочками.

Начинается со сценки. (музыка «Добрые сказки»)

Воспитатель: Дети проходите на завтрак.

Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.

2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!

3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!

Кузьма: Мне забавно одному!

1-й ребенок: Это {показывает на булочку) голова всему!!!

Дети разбегаются. (музыка «Портал»)

Кузьма бросает муляж – булочки на пол играет, будто – бы в футбол. Забивает ею гол. Кричит Ура.

В это время входит Царица полей. Остановилась, вздохнула, подняла булку, отряхнула, сдула пылинки, прижала к себе.

(музыка «Настоящее волшебство»)

Кузьма: - Ты кто такая?

Царица полей: - Я Царица полей. Даже не верится нам с ребятами, что кто-то сорит чудом земли. Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.

Кузьма: - Ничего страшного.

Царица полей: - Ах ты, глупый мальчишка. У тебя  наверно нет сердца. Ты знаешь, сколько труда, тепла и души люди вложили в хлеб, прежде чем он попал к нам на стол.

Кузьма: - Хлеб, как хлеб. Ничего особенного в нем нет.

Царица полей: - За это я превращаю тебя в истукана.

(музыка «Белые ночи»)

Кузьма превращается в истукана. Руки ноги каменеют.

Кузьма: - Ой. Я не могу пошевелить ногами и руками. Помогите мне ребята. Я больше не буду баловаться хлебом.

Воспитатель: - Царица полей, прости его, мы с ребятами научим его обращаться с хлебом.

Царица полей: - Нет, я не могу его расколдовать. Это очень сильное заклинание. Надо пройти испытания. Чтобы найти ключи от волшебного сундука, где лежит противоядие. Но для этого необходимо все знать о хлебе.

Воспитатель:  - Ребята вы готовы пройти испытания, чтобы помочь мальчику, стать человеком.

Дети: - Да.

Воспитатель: - Наши ребята много знают о хлебе. Ребята давайте расскажем.

Царица полей: - Хорошо,  вы подготовлены. Но вам необходимо пройти три испытания, найти 3 ключа  и открыть ими сундук. А мальчика – истукана я заберу себе.

Царица полей уходит с мальчиком. (музыка «Настоящее волшебство»)

Воспитатель: Ребята вставайте и пойдем выполнять первое испытание. В начале пути, перед долгим путешествием,  давайте сделаем разминку

Физминутка:  «В землю зернышко попало»

В землю зернышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал

И расточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся (поворот на 360)

Воспитатель: Вот и 1 испытания. (музыка «Дорога добра»)

1 испытание

Игра "Отвезти зерно на мельницу"

( мешочки с зерном кладут себе на голову и по одному переносят на другую сторону зала к мельнице.)

На старте проговаривают: «Побыстрее собирай,

           Да зерно не рассыпай».

Дети определяют, какое зерно находится в мешочках. Найти мешочки, в которых находится не злаковая культура (фасоль). В одном из них находится ключ. (музыкальное сопровождение)

Злаковые культуры (выращиваются человеком): рожь (самая выносливая), пшеница, просо, ячмень, рис, кукуруза, овес.

2 испытание (музыка «Дорога добра»)

Игра «Что сначала, что – потом»

Что посеешь – то и пожнешь,
Что пожнешь, то и смолотишь,
Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!

Цель: учить детей выстраивать последовательность хозяйственной деятельности людей по производству хлеба. Игровые действия: на доске нарушена последовательность, дети находят свое место картинке в общем ряду, составляют одно-два предложения.

Дидактическая игра «Кто растит хлеб?»

Цель: уточнить представления детей о профессиях, их функциях по производству  хлеба. Игровые действия: дети по картинкам называют профессию и  приклеивают на картинки.

Выращивает хлеб –  (хлебороб),
на тракторе работает –
(тракторист),
работает на комбайне –
(комбайнер),
муку мелет –
(мельник),
печет хлеб –  
(пекарь),
продает хлеб –
(продавец).

Три мешочка (просо, пшеница, кукуруза). Ключ в одном из них. Надо отгадать загадку:

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)

Физкультминутка: (музыкальное сопровождение)

 Игра «Весёлый бубен» - дети встают в круг.

Ты катись весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен

Тот  пословицу о хлебе

Скажет нам.

(музыка «Дорога добра»)

3 испытание « Загадки»

Сказочные вопросы составить колосок из отгадок.

  1. Как называется сказочный герой,

                Муку для которого скребли по сусекам,

                                       Да мели по амбару?

(Русская народная сказка «Колобок»)

  1. Высоко сижу, далеко гляжу

       Не садись, не садись на пенёк!

       Не ешь, не ешь пирожок!

(Русская народная сказка «Маша и медведь»)

  1. Вот это хлеб!

Всем хлебам – хлеб!

Такой только в праздник есть!

(Русская народная сказка «Царевна лягушка»)

  1. Братья сеяли пшеницу и возили в град – столицу.

Знать столица та была недалече от села.

Там пшеницу продавали, деньги  сётом принимали,

И с набитою сумой возвращались домой»

(П.П. Ершов «Конёк – горбунок»)

5.Ладно Миша, в другой раз ты возьми себе корешки, а мне вершки.

(Русская народная сказка «Вершки и корешки»)

6.– Печка, не видала ли ты моего младшего братца?

- Съешь моего  ржаного пирожка, скажу!

(Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

7. – Ой, беда, беда огорчение!

Разоримся, по миру пойдём!

(«Приключения домовёнка Кузи»)

(3 ключ под последней отгадкой.)

Игра "Кто быстрее найдет свой калач".

Бай, качи-качи-качи

Глянь - баранки калачи.

Глянь - баранки калачи.

Все румяны, горячи

Первыми выходят три ребенка-калачика, за ними выбегают дети и  образуют круг вокруг каждого калачика. Под песню "Бай, качи-качи-качи" идут по кругу, на слова "все румяны, горячи" присаживаются на корточки, закрывая глаза.

 (музыкальное сопровождение)

Ведущий:

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Дети-калачики меняются местами, Кто быстрее найдет свой калач? Дети бегут к своему калачику и образуют круг.

Игра проводится 2-3 раза. На последний раз дети-калачики встают в центр круга и берутся за руки.

Воспитатель: Ребята мы с вами прошли все испытания. Теперь нам надо открыть сундук.

(музыка «Настоящее волшебство»)

Входит Царица полей с Кузьмой (истукан покрыт паутиной и пауками)

Царица полей: - Я рада вас видеть. Вы молодцы, что прошли испытания, но сундук не так легко открыть.  Сколько замков на сундуке? (3). Хватит ли нам ключей, чтобы открыть все замки? (Да, у нас три ключа).

(музыка «Сакура»)

Игра «Четвертый лишний»

Чтобы открыть замок надо правильно выбрать ключ. На ключах задания. На замках правильный ответ.

1 ключ (картофель, морковь, ячмень, свекла)

2 ключ (гречиха, слива, виноград, персик)

3 ключ (ячмень, пшеница, рожь, кукуруза)

Дети открывают замки. В сундуке находится каравай.

Царица полей: (Берет каравай в руки) А теперь ребята надо накормить нашего мальчика караваем. Но прежде чем расколдуем мальчика, давайте напомним ему Правила обращения с хлебом

- Хлеб нельзя бросать на землю, на пол;

- За столом с хлебом не играть;


- Хлеб- главное богатство нашей страны и его надо беречь;

- Оставшийся хлеб можно посушить на сухари;

- Если хлеб остался, можно покормить голодное животное, птиц.

- Что можно сделать  из черствого засохшего хлеба? (книга рецептов)

Читают по мнемотаблице. Дарят её Кузьме вместе с рецептами.

Дети кормят Кузьму караваем (он становится человеком). Кузьма благодарит детей.

(музыка «Сакура»)

Воспитатель: Ребята давайте для Царицы полей прочтем стихотворения.

Дети читают стихотворения:

- У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»

Славится он первым на земле, ставится он первый на столе.

- А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, печкой, небом, а главное – работой пахнет, хлебом.

- Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.

- Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено нам в кашу,

Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет.

Им спасибо говорим и за все благодарим!

- Говорят в народе метко:

От зари и до зари

Хлеб растет не для объедков.

Съесть не можешь – не бери.

Царица полей: - А я вам приготовила подарки.

(Дарит  детям формы для выпечки)

Всех детей и гостей приглашают на чаепитие.

(музыка Ната «Про хлеб»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...