Конспект НОД по развитию речи на тему "Осваиваем речевой этикет"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ткачева Татьяна Геннадьевна

Конспект НОД по развитию речи на тему "Осваиваем речевой этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_vezhlivosti.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Упражнять детей в умении составлять рассказы по картинкам. Обогащать  словарь детей  за счет фраз словесной вежливости.

Оборудование: картинки из серии «Уроки вежливости».

Ход занятия:

Воспитатель: сегодня мы с вами вспомним все вежливые слова и когда их нужно говорить.

В русском языке есть прекрасное слово «Здравствуйте». Что же оно обозначает?

«Здравствуй» - значит «Будь здоров». Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья; при этом нужно обязательно посмотреть друг другу в глаза.

А сейчас я вам прочту стихотворение А. Кондратьева «Здравствуйте»:

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Ребята! А как вы думаете, кто должен первым здороваться младшие или старшие? Девочки или мальчики?

Какие еще приветственные слова вы знаете? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер) Когда говорят эти слова?

Читаю стихотворение:

Утром улыбку я маме дарю,

Доброе утро я ей говорю.

Своим знакомым – «Добрый день».

А вечером при встрече

Скажу я: «Добрый вечер».

А теперь посмотрите на картинку (картинка «Здравствуйте» из серии «Уроки вежливости»).

Кого вы видите на картине? (бабушки сидят на скамейке)

Предлагаю рассказать о бабушках, что они делают, почему у них удивленный (возмущенный) вид.

Какое лицо у мальчика? (хмурое)

Как нужно правильно здороваться? (с улыбкой)

Составляем 2 – 3 рассказа по картине.

Предлагаю детям игру - разминку «Вежливые часики»

Тики-так, тики-так –

Ходят часики вот так.

Семь утра часы пробили,

Всех детишек разбудили.

(хлопаем 7 раз)

Утро настало, солнышко встало…

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

Доброе утро!

Вот и день настал, ребята,

Что сказать при встрече надо?

Добрый день!

Стрелки – часики ходили,

И шесть вечера пробили.

(хлопаем 6 раз)

Вечер наступил, ребята,

Что сказать при встрече надо?

Добрый вечер!

Теперь давайте вспомним другое вежливое слово!

Угощаю детей конфетами, контролирую, чтобы дети говорили «Спасибо».

Как вы думаете, вежливо будет кушать конфету сейчас? (нет)

Почему? (фантик шуршит, нельзя отвлекаться, это неприлично). Нужно отложить конфету в сторону и потерпеть до конца занятия.

Какое вежливое слово мы с вами сейчас вспомним? (спасибо)

За что мы говорим «Спасибо»,

За все, что делают за нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказать и сколько раз.

Рассматриваем картинку, на которой школьница угощает яблоками дошколят.

Что вы видите на этой картинке?

Какие слова говорили девочки? (спасибо, благодарю).

Предлагаю детям составить рассказы по картине (2 – 3 рассказа).

Ребята, извините меня, пожалуйста, мне нужно сделать один звоночек. (Звоню помощнику воспитателя, даю образец вежливого разговора по телефону.)

Ребята, какие добрые и вежливые слова вы услышали в нашей беседе? (Добрый день, извините, будьте добры, пожалуйста, благодарю, до свидания и т.д.)

Предлагаю 1 – 2 детям позвонить по телефону своему другу.

Вношу картину «Простите, пожалуйста» из серии «Уроки вежливости»

Где происходит действие? (в автобусе)

Что там произошло? (мальчик вошел в автобус с мороженым и перепачкал пассажиров)

Скажите, пожалуйста, как должен поступить мальчик? (извиниться)

Предлагаю детям вспомнить, как нужно правильно извиниться. Составляем 1 – 2 рассказа по картине.

Итог занятия.

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили очень много добрых, вежливых слов, которые мы употребляем в разговоре друг с другом. (Дети называют все вежливые слова.)

Вежливость помогает всем жить дружно. И нужно быть вежливым даже тогда, когда этого совсем не хочется. Если ты вежлив с людьми, то и люди вежливы с тобой.

Хвалю детей за активность, за старание, за то, что они очень воспитанные дети и благодарю их за занятие.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №18 «РАДУГА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ НОД  ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ «ОСВАИВАЕМ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Выполнила воспитатель

Ткачева Татьяна Геннадьевна

2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной речевой группе детей с ТНР по теме: «Весенняя сказка».

Расширение и совершенствование словаря по теме: »Весна»; представлений о сезонных изменениях в природе.     ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Программное содержание:активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;развивать навык словообразования;вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый...

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Отчет по самообразованию «Развитие речи - риторика и речевой этикет, в том числе и для детей с ОВЗ»

Дети  приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными коммуникативными умениями и возможностями.Основным инструментом об...

Конспект занятия по развитию речи в среденей речевой группе "Два козлика"

Цели и задачи: Формирование  мыслительных операций, умение проводить анализ, обобщение, развивать речь детей, умение высказывать свои суждения, способст...