Конспект НОД по приобщению детей к чтению в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Елена Григорьевна Баранова

Данный конспект поможет педагогам детского сада разнообразить методы и приемы, применяемые ими в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по приобщению детей к чтению в старшей группе

Тема: Иванушка в гостях у детей.

Интеграция образовательных областей: «познание», «формирование целостной картины мира).  «Чтение художественной литературы» «Коммуникация».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, воспроизведение художественной литературы.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к книге, как к источнику знаний, расширять кругозор детей, развивать интерес к прошлому, закреплять умение детей образовывать прилагательные, побуждать детей к прочтению знакомых произведений наизусть, развивать речь, воображение. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми, проявлять доброжелательные отношения друг к другу. Воспитывать уважение, интерес к творчеству, бережное отношение к книгам.

Материалы и оборудование:

Красивая коробка с потрепанной книгой, кусочки бересты, палочки , ТСО, мультимедийная презентация.

Мотивация: в гости к ребятам приходит Иванушка. (Иванушка очень расстроен и печален).

Методы и приемы: проблемная ситуация, вопросы художественное слово, вопросы, практическая работа.

Ход занятия:

1.Организационный момент, введение в ситуацию, мотивация:

Воспитатель вносит в группу красивую коробку.

В. Ребята. Коробка не простая волшебная. Чтоб ее открыть надо загадку отгадать:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Правильно здесь лежит книга (открывает коробку , достает книгу). Ой, что это? Что случилось с книгой.

Входит Иванушка. Очень грустный, тихонечко ворчит: «Всю книгу порвали, изрисовали, как теперь в ней жить?»

Воспитатель:

-Иванушка, что случилось?

И.: «Вот посмотрите. Живу я в книжке, ребята ее бросают, рвут, на страничках рисуют. А у меня сказок много в каждую успеть нужно.»

В.: Да, в такой книге трудно жить. (показывает детям потрепанную книгу)

И.: «Уйду я из сказок»

В.: «Как же так. Тогда ребята много сказок не прочитают, ничего не узнают.»

И.: «А что ребята знают сказки, где я живу?

В.: «Конечно.

И. А вот я сейчас проверю ваши знания. Есть у меня сказочный клубочек. Я буду клубочек раскатывать да сказочные загадки загадывать. Как моя сказка в ладоши хлопайте, а не моя- ногой тихонько топните. Да не забудьте сказку назвать. Согласны?

Дидактическая игра «Сказочный клубочек»

И.:  ну, молодцы! Порадовали меня. Да, жалко из сказок уходить. Что же мне тогда делать?

В.: Может мы тебя в другую книгу поселим.

И. В какую это другую?

В. Книга открывает нам страну чудес, в книге мы встречаемся с любимыми героями сказок, узнаем о жизни людей, о животном и растительном мире, о разных странах и городах. А где можно увидеть книгу? (ответы детей) Какие бывают книги? (ответы детей)                

Но не всегда книги были такими как мы их видим сейчас. Много лет назад, когда бумагу еще не изобрели, для записей люди использовали совсем другие материалы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

1 слайд. Давно-давно, когда не было электричества, машин, телевизоров и телефонов.

2 слайд. Людям хотелось, как-то записать увиденное и услышанное, они брали острый предмет и выцарапывали на камне все, что хотели передать другим. До наших дней сохранилось немного таких книг. Может, Иванушка ты в такой книге хочешь жить.

И.: Если книга из камня то значит она какая ...(ответ детей каменная, тяжелая ее трудно переносить). Нет, пожалуй, в каменной книге я жить не хочу.

3 слайд. Когда люди научились строить дома и приручили домашних животных. Необходимость писать стала еще больше.

4 слайд. И люди придумали глиняные дощечки. На мягкой глине при помощи острой палочки, они писали текст.

В.: Иванушка, может ты в такой книге хочешь жить?

И.: Книга из глины значит…. (ответы детей: глиняная, страницы толстые, тяжелые)

И.: Нет глиняная книга мне тоже не подходит.

5 слайд. А на Руси люди писали на бересте. Ребята вы знаете, что такое береста? (ответы детей)

И.: И я знаю, такие книги называются ….  Правильно, берестяные. На Руси много чего из бересты делали. Корзинки плели, туески делали, игрушки и книги. Я вас сейчас научу.

Практическая работа «Изготовление книги»

В.: Посмотри, Иванушка, может в берестяной книге жить будешь?

И.: Нет, она конечно, легкая, прочная, но картинок в ней цветных нет. Скучно.

6 слайд. В.: Да, Иванушка современные книги и красочные, и удобные.

 Тогда, я думаю, Иванушка тебе в свою книгу возвращаться надо. А мы с ребятами ее вылечим.

И.: а как это?

(Ответы детей: подклеим, сотрем рисунки, разгладим)

В.:  Еще мы всем расскажем, как нужно обращаться с книгой.

Ответы детей (аккуратно, бережно, не рвать, не рисовать на страничках, не кидать, не загибать странички)

И.: Согласен, Мне и самому грустно с книгой расставаться.

В. А давай ка вместе с нами поиграй, да подумай как дальше жить.

Игра «Ваня, Ваня простота»

В.: Вот и хорошо. Может ты спросить, что-нибудь у нас хочешь?

 И.: У меня вот в лукошке картинки из разных сказок перепутались можете помочь мне их разобрать?

Дид.игра «Угадай сказку»

И.: Как много книг вы прочитали, а кто пишет книги?

(Ответы детей: бывают произведения авторские и те, которые придумал народ.)

И.: Какие вы молодцы. Мне с вами было очень весело и интересно, но пора в книгу возвращаться, вдруг ее кто-нибудь почитать возьмет, а меня нет.

Дети прощаются с Иванушкой.

В.: Ребята, а у нас очень важное дело есть, надо книгу полечить. (Дети начинают работать над ремонтом книги).

Приложение.

Дидактическая игра «Сказочный клубочек»

Загадки:

  • Был вместительным домишко,

      Не вошел туда лишь мишка.

                                   (Теремок)

  • Он мальчишка не послушный

И заносчивый порой,

Покатился по дорожке

И проглочен был лисой.

                               (Колобок)

  • У всех женушки как жены,

     У него лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша.

                              (Лягушка-царевна)

  • В сказках речь о сапогах,

А быть может о котах.

Может. речь про людоеда

Для кота он стал обедом.

                                 (Кот в сапогах)

  • Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

                                   (По щучьему веленью)

  • Не послушался братишка

 старшую сестрицу,

И попил из лужицы

Мутную водицу.

                                     (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Игра «Ваня –простота»

Ваня, Ваня-простота                              Дети идут по кругу друг за другом,

Купил лошадь без хвоста,                      высоко поднимая колени и поставив руки на

Сел задом наперед                                   пояс.

И поехал в огород.

Только конь поторопился,                      Поворачиваются на 180 и двигаются  

Наш Ванюша и свалился.                        спиной вперед, ускоряя движение.

             Бух!                                                          Приседают.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослого в старшей группе ОНР. Тема: "Перелетные птицы"

План конспект по познавательно-речевому развитию. Тема: "Перелетные птицы"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия детей с ЗПР в старшей группе на тему: «КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»

На этой встрече мы помогаем детям с нарушением зрения, имеющим трудности в общении, приемам саморегуляции, умею управлять своим телом, владеть своими эмоциями....

Конспект занятия по приобщению детей к чтению.«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения.

«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения....

«Приобщение детей к художественной литературе.»(Старшая группа.) Конспект. Ознакомление с произведением Н.Носов «Живая шляпа».

Воспитывать любовь к художественной литературе через изучение лучших сказочных произведений....

Тематическое планирование по приобщению детей к искусству в старшей группе

Продолжаем формировать у детей интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений...

Перспективный план по приобщению детей к ЗОЖ в старшей группе

Перспективный план по приобщению детей к ЗОЖ в старшей группе...

Приобщение детей к чтению в старшей группе

Как ненавязчиво в игровой форме приобщать детей к чтению...